Спиртовую отрасль Украины лихорадит: за последние полгода руководство госпредприятия "Укрспирт” сменилось трижды, его заводы объявляют себя банкротами и останавливаются, зато неучтенный спирт никуда не девается с рынка.

Труба спиртовой отрасли

«Меняться руководители будут до тех пор, пока отрасль не станет прогнозируемой», – заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, отвечая на вопрос корреспондента Forbes.ua о ситуации в отрасли.

Глава министерства, который в прошлом имел общий бизнес с народным депутатом Юрием Иванющенко, считает, что бывшие руководители госмонополии – Виктор Панков, Андрей Дмитриев, Игорь Сухоносов – не могли ликвидировать теневой рынок спирта из-за множества объективных факторов. «Что мешало? В том числе и незавершенная реформа «Укрспирта», и отсутствие того законодательного поля относительно стимулирования биоэтанола, которое сейчас уже есть», – говорит Присяжнюк.

Украинские производители водки в разговорах без диктофона утверждают, что руководство государственного спиртового монополиста не борется с теневым производством, а стимулирует его. На вопрос о том, кто контролирует «Укрспирт», отвечают коротко: «ну, вы сами знаете», или еще короче – «семья». Чья, не уточняют. «Вы же не хотите чтобы меня завтра нашли в овраге», – объяснил это один из наших собеседников.

По данным Министерства финансов, доля теневого рынка в ликеро-водочной промышленности Украины составляет 40%. Эксперты считают эту цифру заниженной. Руководитель аналитического департамента КУА «ИТТ-менеджмент» Виталий Мурашкин уверен, что доля нелегального алкоголя на рынке – не менее 50%.

Государственная спиртовая монополия, предприятие «Укрспирт» (до середины 2010 года госконцерн «Укрспирт»), в конце прошлого – начале нынешнего года оказалась под пристальным вниманием контролирующих органов. Госфининспекция, проводившая там аудит, сообщает, что ее специалисты выявили нарушения, приведшие к утрате финансовых и материальных ресурсов на сумму 162 млн грн.

«Ряд предприятий концерна «Укрспирт» допустил сверхнормативное списание топлива, тепло- и электроэнергии, сырья и ферментов, что может свидетельствовать о производстве ими неучтенного спирта», – говорится в отчете. Ревизоры сообщают, что Тростянецкий спиртзавод в течении декабря 2010 года и января – сентября 2011 списал серной кислоты сверх нормы 16,8 т, карбамида – 0,3 т. На ГП «Липницкий спиртазвод» (Житомирская область), которое не работает уже больше года, использование электроэнергии сверх нормы составило 177 800 кВт/ч, а газа – больше 393 тыс. кубометров.

Рабочим спиртового завода в маленьком селе Чемер (Черниговская область) никаких доказательств производства контрафактного спирта не нужно. Пока завод работал, они видели этот процесс каждый день. Мы встретили одного из них прямо на улице, у магазина. Он ведет нас к своему товарищу и коллеге, которому, как говорит «терять уже нечего, потому он недавно уволился». Обоим с виду за 40, одеты, как и большинство местных, в поношенные спортивные брюки и футболки.

«Определить, когда делают «левый» спирт, просто, – говорит один из работяг. – Если труба завода дымит черным дымом, значит, топят мазутом. Газом-то топить не могут. На газ счетчик стоит, который можно проверить. Вот когда черный дым – это гонят нелегальный спирт. Пока завод работал – дымило черным каждый день».

В Чемере живет 1700 человек, из которых чуть больше 100 числятся работниками спиртзавода. Сейчас завод – это огороженная забором с колючей проволокой территория площадью около гектара. За забором одно четырехэтажное здание из красного кирпича, несколько хозпостроек, ржавые чаны. Напротив КПП расположено заводоуправление – казенная одноэтажная постройка. Приемная директора открыта. Правда, там никого нет. Рядом бухгалтерия, в которой нам сообщили, что директор завода находится в отпуске, а главный бухгалтер уехала в Киев сдавать отчетность. Завод стоит уже несколько месяцев.

В центре села местные жители отвечают на вопросы о спиртзаводе в том смысле, что спирт уже не тот. «Раньше я, как в Киев ехал, брал знакомым по несколько литров спирта. Теперь он сивухой отдает – отрава. Даже не ищу, как купить», – жалуется нам один из местных.

В прошлые годы, вспоминают работники завода, машину предприятия остановили при перевозке спирта без документов. После этого на завод приехали сотрудники СБУ. Закончилось все лишь увольнением представителя налоговой администрации. Каждому спиртзаводу по штату положено иметь налогового инспектора, который в идеале должен контролировать отгружаемую продукцию, чтобы препятствовать ее нелегальной реализации.

От работников никто и не скрывает, что часть продукции сбывается нелегально. Когда в 2007-2009 годах на Чемерском заводе, как и во всей отрасли, были долги по заработной плате, персонал завода организовал собрание. Руководство заявило, что денег нет, потому что некуда сбывать спирт. «Так только на днях вышла машина со спиртом», – возмутились рабочие. «Так что ж вы стояли? Надо было задержать эту машину», – ответила главный бухгалтер. По словам наших собеседников, все знали, что машина вывозила «левак».

Инфраструктура вокруг «чана с брагой»

Один из бывших участников схемы сбыта нелегального спирта на условиях анонимности согласился поделиться с нами своим опытом работы. Наш собеседник участвовал в схеме нелегального сбыта на одном из спиртзаводов Черниговской области. С виду и в общении он напоминает персонажа бандитских фильмов о неспокойных 90-х. Людей на теневом рынке продажи алкоголя он делит на тех, кто «все контролирует», и тех, кто «ничего не решает». Любой уточняющий вопрос он принимает в штыки: «Зачем мне это надо? Вы хотите, чтобы меня в Днепре ловили с батареей на шее?»

По его словам, реорганизация спиртовой отрасли, которую Кабмин запустил в 2010 году, заключается в централизации теневых доходов от нелегального сбыта спирта и ликеро-водочной продукции. В июле 2010 года Кабмин своим постановлением ликвидировал концерн «Укрспирт», организовав на его базе госпредприятие, в которое вошли все государственные спиртовые заводы и объединения, бывшие до этого отдельными юрлицами. «Раньше для смены директора спиртзавода нужно было согласовать новую кандидатуру с местными органами власти и профильным министерством или поймать действующего директора на воровстве, – говорит собеседник Forbes.ua. – До реформы директора спиртзаводов были непризнанными миллионерами, потому что имели самостоятельность, или были людьми конкретных депутатов, чиновников, бизнесменов. Каждый реализовывал свою схему. Теперь же руководство «Укрспирта» свободно проводит перестановки директоров предприятий. Директор – просто исполнитель. Соответственно, все теневые схемы проходят лишь с ведома «хэд-офиса» спиртовой промышленности».

Его слова нам удалось проверить в поселке Ичня. Нынешнего директора Ичнянского завода Валерия Чернышева мы застали в администрации предприятия, напоминающей небольшой сельский дом. Услышав, откуда мы, он начал поспешно собираться, не обращая внимания на вопросы. «Спрашивайте в «Укрспирте» – там наше начальство», – отрезал он, запирая наружную дверь на навесной замок. И быстро зашагал пешком прочь от администрации.

По словам нашего собеседника, «эра подпольных «разливаек» уже прошла», а нелегальный спирт идет на вполне легальные ликероводочные заводы. «Сейчас налажена сервисная инфраструктура вокруг «чана с брагой», – говорит теневой бизнесмен. – Одни фирмы отвечают за перевозку спирта, другие, за поставку фальшивых акцизных марок. Это развитый устоявшийся рынок, на котором даже конкуренция имеется».

Заместитель гендиректора ГП «Укрспирт» Виктор Панков в феврале заявил журналу «Forbes», что информация о производстве неучтенного спирта не соответствует действительности. «Никто нигде не показал арестованную машину «Укрспирта». Да, возбуждено много уголовных дел: находили спирт. Но никто не доказал, не довел цепочку до завода», – сказал он.

Однако о том, что в Украине производится контрафактная водка из нелегального спирта, вполне наглядно свидетельствуют данные Госслужбы статистики. В 2011 году по сравнению с 2010-м производство спирта в Украине упало с 24,6 до 19,4 млн дал – примерно на 20%. Производство водки в том же году упало с 42,5 до 33,2 млн дал, или на те же 20%. Зато индекс физического объема розничного товарооборота за этот период вырос на 4%. Другими словами, в 2011 году в Украине продали более 15 млн. ящиков водки и крепких спиртных напитков, которые официально произведены не были. В отчетах Укрстата указано, что на конец 2010 года года остатки продукции составили 0,77 млн дал, а в 2011 на складах накопилось уже 1,37 млн дал. То есть из прошлогодних запасов спирта проданная в 2011 году водка сделана быть не могла.

Теневой рынок алкоголя видит и Налоговая служба. «Мы с января месяца очень активно проводим работу (по выявлению фальсифицированной продукции – Forbes.ua), – сказал глава Налоговой службы Александр Клименко, отвечая на вопрос корреспондента Forbes.ua. – Нами изъяты фальсифицированные продукты на достаточно большие суммы, которые исчисляются миллионами».

Настоящая водка

Найти контрафактную водку, изготовленную из нелегального спирта, не составило труда. Мы приобрели 10 бутылок водки «Справжня» на рынке возле железнодорожного вокзала в Киеве. Водка была куплена в ЧП Глушич В.М. (Киев, ул. Вокзальная, 1, павильон 35) по 16 грн. за бутылку. Минимальная розничная цена на бутылку водки, установленная постановлением Кабмина, – 26,1 грн. Согласно информации на этикетке, «Справжня» была произведена в ноябре прошлого года на ЧАО Черниговский ЛВЗ «Черниговская водка». Под прикрытием этого завода распространяется также водка «Пшенична», поллитра которой продается всего за 15 грн.

По данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, 75,6% акций «Черниговской водки» принадлежат местному бизнесмену Григорию Жигуну. 55-летний предприниматель известен тем, что с 2002 по 2006 год возглавлял Чемерской спиртзавод. Тот самый, на котором побывал Forbes.ua.

Глава правления Черниговского ЛВЗ Игорь Базалинский не нашел времени пообщаться с нами. Однако на предприятии заявили, что не производят водку под брендами «Справжня» и «Пшенична». В Налоговой службе на запрос о купленной нами водке сообщили, что точно такая же была изъята в Хмельницкой области на рынке «Бартер-Сервис». «Из оборота изъято 600 бутылок ликеро-водочной продукции «Справжня пшенична Елітарна» производства Черниговского ЛВЗ, которая обклеена марками акцизного налога с признаками подделки». Об изъятии из оборота водки этих марок сообщала также и Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями МВД. В августе подпольный цех по производству поддельной водки был выявлен в столице. Но он явно  не был последним: водка продолжает продаваться дешевле установленного минимума.

Производители алкоголя рассматривают купленную нами бутылку без удивления. «Нелегальный рынок всегда делился на две части, – говорит глава совета директоров компании Nemiroff Александр Глусь. – Первая – это небольшие подпольные цеха с производством до 20 000 декалитров в месяц. Вторая – это производство на базе крупных ликероводочных предприятий и реализация через их дистрибуционную систему». Глусь утверждает, что его компания «ни одной «левой» бутылки не произвела».

«Цель оправдывает средства – такова суть нелегальной водки, – говорит глава Nemiroff. – Акциз составляет большую часть себестоимости бутылки, соответственно, при неуплате его значительно вырастет доходность производителя. Большая доходность дает возможность снизить цену на полке и получить конкурентное преимущество перед легальным производителем. Дальше – по принципу «Спрос порождает предложение». Если такую водку можно продать, то найдется тот, кто организует логистику».

Новый директор – старый друг

После того, как в ноябре 2011 года тогда еще первый вице-премьер Андрей Клюев раскритиковал деятельность «Укрспирта» и была проведена проверка предприятия Госфининспекцией, Минагрополитики начало частые кадровые перестановки. Первым делом в апреле с должности гендиректора предприятия был смещен Андрей Дмитриев, который занимал ее около года. Место руководителя занял его бывший заместитель по юридическим вопросам Виктор Панков, который уже в июне снова стал заместителем. Вместо него генеральным директором ГП «Укрспирт» был назначен бывший  первый зам директора по производственно-финансовым вопросам «Укрспирта» Александр Харт.

По информации, предоставленной Минагрополитики, 53-летний Харт родом из г. Мариуполя Донецкой области. С 1997 по 1999 год он возглавлял Мариупольский ликеро-водочный завод. Позже был главой правления ОАО «Мариупольский рыбоконсервный комбинат». Оба предприятия подконтрольны донецкому бизнесмену Александру Лещинскому. Сейчас Лещинский – народный депутат от Партии регионов. В перерывах между должностями в частном секторе Харт занимал ответственные посты в местном самоуправлении и госструктурах: был начальником отдела контроля по производству спирта Донецкого облуправления, начальником регионального управления департамента по вопросам администрирования акцизного сбора ГНА Украины в Донецкой области.

По данным Донецкой облгосадминистрации, в 2000 году Харт участвовал в создании общественной организации «Федерация бокса Донецкой области», которую с тех пор и по сей день возглавляет нынешний секретарь Совета безопасности и обороны Андрей Клюев.  Позже Харт вышел из состава учредителей областной организации, оставшись руководителем Федерации бокса г. Мариуполя.

Но самая примечательная страница трудовой биографии Харта – руководство мариупольской компанией ООО «Рейл-Сервис». Согласно реестру, нынешний руководитель госмонополиста работал ее директором с февраля по август 2006 года. На тот момент учредителями «Рейл-Сервис» были две фирмы: ООО «Финансовая компания «Лидер» и ЧП «Маран-Афа». «Лидер» – это структура, подконтрольная известному народному депутату Юрию Иванющенко и его бизнес-партнеру Ивану Аврамову. В частности, по данным реестра, «Лидер» состоит в учредителях сразу нескольких предприятий, причастность к которым Аврамов подтвердил в начале этого года (см. диаграмму).

Директор и владелец ЧП «Маран-Афа» – Сергей Радченко, упомянутый в публикации«Украинской правды» как один из учредителей общественной организации «Донбасское общество охотников и рыболовов «Донбасс-Фауна». По данным издания, «Донбас-Фауна» непосредственно связана со старшим сыном президента Александром Януковичем.

 

 

Таким образом, нынешний директор ГП «Укрспирт» в прошлом работал руководителем предприятия Аврамова-Иванющенко, одним из учредителей которого на протяжении 2006 года был человек, близкий к семье президента. Может быть, именно эту «семью» имели в виду водочные производители?

Помощник Юрия Иванющенко передал Forbes.ua, что «Юрий Владимирович никакого отношения к «Укрспирту» не имеет». Заместитель гендиректора «Укрспирта» Виктор Панков отказался отвечать на наши вопросы и бросил трубку.

Бездонный колодец

Общий объем нелегальной продукции, произведенной на государственных спиртзаводах, назвать невозможно. Согласно налоговой отчетности, в 2011 году доход ГП «Укрспирт» составил 2 762,7 млн грн. Учитывая упомянутые доли теневого рынка, стоимость контрафактной продукции может составить от 1 млрд до 2 млрд грн. Цифру в 2 млрд привел и Андрей Клюев в ноябре 2011 года: «Если не изменить тенденцию, падение поступлений по результатам 2011 года в сравнении с 2010 годом может составить 2 млрд грн.», – заявил Клюев на памятном совещании.

Между тем, отрасль агонизирует. Большая часть предприятий, производивших спирт, находится в стадии ликвидации, после завершения которой они вольются в «Укрспирт». Правда, на баланс монополиста перейдут лишь земельные участки со старыми цехами и ржавыми котлами. По информации, предоставленной Минагрополитики, из 80 спиртзаводов в текущем году работали всего 10.

 

 
 

Этим пользуются парламентские лоббисты, предлагая отменить госмонополию на производство спирта. Народный депутат Павел Климец (Партия регионов), владелец корпорации «Олимп», в начале июня зарегистрировал законопроект № 10607, который предусматривает приватизацию государственных спиртзаводов. Бизнес пытается заполучить не государственные предприятия, от которых остались лишь кирпичные коробки и металлолом, а лишь возможность самим производить спирт. «Мой законопроект не предусматривает никакой приватизации спиртовых заводов – там об этом нет ни слова. Он лишь развязывает государству руки в управлении, снимая запрет на приватизацию и разрешая демонополизацию производства спирта», – заявил Forbes.ua господин Климец.

На самих спиртзаводах, которые зачастую являются единственными работодателями в небольших поселках, на происходящее смотрят не без уныния. Но высказывать его вслух лучше не надо. В июле 2011 года в интернете появилось письмо «Помогите остановить беспредел», которое якобы подписали «рабочие коллективы Чемерского, Холминского, Липницкого и Ичнянского спиртзаводов»: «Помогите выжить нам и нашим семьям! Спасите спиртовую отрасль! Мы сидим по году без зарплаты и не имеем возможности заработать. А мафия, которая у власти, надживается на нас и жирует!» В том же месяце директор Ичнянского спиртзавода (Черниговская область) Виктор Породько был найден задушенным в своей квартире в г. Нежин (находится в 30 км. от г. Ичня). Ичнянский спиртзавод, нынешний руководитель которого так и не захотел с нами пообщаться, стоит уже около года.

Руководитель отдела по связям с общественностью Управления МВД в Черниговской области Сергей Брыль сообщил, что убийство Породько до сих пор не раскрыто. «Расследованием занимаются Нежинский горотдел милиции и криминальный блок областного управления, – сказал Брыль. – Каждую неделю заслушивается информация по этому дело. Расследование находится на контроле у начальника областного управления».

Пока отрасль кормит теневые структуры, запустение на спиртзаводах становится необратимым. Устаревшее оборудование повышает расход энергоносителей, а следовательно, постоянно растет себестоимость производства спирта. Кроме того, в себестоимость легального продукта зачастую закладываются и расходы на производство теневого.

А «Справжню» за 16 грн. мы попробовали. Пока живы.