Первый этап электронного декларирования для лиц, занимающих ответственное и особо ответственное положение, закончился 30 октября 2016 г., но с того времени Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) не показало тех результатов, которых все ожидали. В некоторой степени это связано с тем, что только 14 февраля оно получило Порядок полной проверки электронных деклараций чиновников с госрегистрацией Министерством юстиции и, соответственно, только с этого дня может проводить полноценный анализ данных в представленных чиновниками декларациях.

Чем все это время занималось НАПК, и на каком основании проводилась проверка деклараций кандидатов в Верховный Суд и других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления?

Лед тронулся

Как известно, рабочая группа по подготовке порядков проведения полной проверки деклараций и образа жизни чиновников была сформирована по инициативе и поручению премьер-министра Украины Владимира Гройсмана после того, как НАПК несколько месяцев не могло подать для регистрации в Минюсте качественно разработанные версии документов, «которые полностью соответствовали бы действующему законодательству и не ущемляли права человека».

14 февраля Министерство юстиции зарегистрировало наработанный рабочей группой при секретариате Кабинета министров «Порядок полной проверки э-деклараций чиновников». В соответствии с ним, началом осуществления проверки декларации является день, следующий за днем принятия НАПК решения о проведении такой проверки, о чем сообщается субъекту декларирования. Длится проверка 60 календарных дней. Логический и арифметический контроль декларации проводится автоматически с помощью программного обеспечения реестра деклараций. Плюс документ определяет механизм проведения НАПК контроля и полной проверки деклараций на своевременность предоставления, правильность и полноту заполнения. Далее Агентство должно выяснить достоверность задекларированных сведений, точность оценки задекларированных активов и проверить на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения.

Вторая волна

В соответствии с Законом «О предотвращении коррупции», круг граждан Украины, которые будут подавать электронные декларации, с 2017 г. значительно увеличивается. Прогнозируется, что количество декларантов вырастет более чем на 700 тыс. человек. В основном – ​за счет новых категорий должностных лиц, работающих в органах власти и местного самоуправления, государственных и коммунальных учреждениях, заведениях и организациях.

Напомним, в ходе второй волны к перечню декларантов добавляются:

  • депутаты местных советов (сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных);
  • государственные служащие категории В (например, специалисты, ведущие и главные специалисты в органах исполнительной власти, другие должностные лица ниже руководителей структурных подразделений и их заместителей);
  • должностные лица местного самоуправления категорий 4–7 (например, руководители управлений и отделов исполкомов, секретари городских советов, мэры городов районного значения, сельские и поселковые головы и т. д.);
  • военные должностные лица ВСУ, Госспецсвязи и других воинских формирований;
  • все полицейские;

лица рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, подразделений гражданской защиты, ГБР, НАБУ;

должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, дипломатической службы, других государственных органов;

должностные лица юридических лиц публичного права – ​те, кто выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в государственных и коммунальных заведениях, учреждениях и предприятиях, т. е. не только руководители и их заместители (например, главные бухгалтеры и руководители подразделений, заведующие отделами государственных и коммунальных учреждений и организаций, главные врачи, руководители и заместители руководителей организаций и их структурных подразделений), но и начальники цехов, заведующие отделами, лица, руководящие участками работ – ​мастера, прорабы, бригадиры и т. п.

Статистика по второй волне

По состоянию на 22 марта в системе Единого госреестра деклараций 870 тыс. зарегистрированных пользователей. Насчитывается 801 182 электронных документов, из них — 529 023 ежегодных деклараций за 2016 г., которые были поданы с 1 января 2017 г. Всего за 1 день, 21 марта в систему было подано 48 972 декларации.

В свою очередь, Руслан Радецкий сообщил, что Департамент финконтроля и мониторинга способа жизни проводит «в ручном режиме» 83 полных проверки деклараций.

С начала года проведено около 3 тыс. проверок в рамках спецпроверки кандидатов, которые претендуют на занятие должностей. В НАБУ передано 10 материалов. В суд направлены 25 протоколов.

Проблемы в работе

В одном из интервью председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак призналась, что НАПК еще до конца не знает, как проводить мониторинг образа жизни чиновников.

«Закон не устанавливает очередность. В первую очередь нужно проверять декларацию и вызывать человека для дачи объяснений. В зависимости от того, как будут предоставлены объяснения, нужно проводить процессы проверки. Декларация не является свидетельством того, откуда что-то появилось. Это называется мониторинг образа жизни – ​это ряд процедур. Как проводить мониторинг образа жизни, мы еще до конца не знаем. Мы консультировались с послом Италии, потому что я должна ехать подписывать меморандум с антикоррупционным органом этой страны. Он сказал, что они только делают первые шаги по мониторингу образа жизни. Но как раз этот мониторинг включает то, что проверяется образ жизни не только субъекта декларирования, но и его родственников. Будет отслеживаться ряд последовательных действий. Для того, чтобы принять верное решение, нужно провести серьезную аналитическую работу сравнительного характера. Можно дать ответ на отдельные вопросы, но когда их накапливается ряд… Поэтому здесь и важно сотрудничество с журналистами, обличителями, с теми, кто предоставляет определенную информацию, чтобы ее сравнивать. Но в первую очередь будем отталкиваться от деклараций», – ​отметила председатель НАПК.

Антикоррупционное агентство имеет доступ к 9 из 22 необходимых реестров

Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) 14 февраля получило Порядок полной проверки электронных деклараций чиновников с государственной регистрацией Министерством юстиции.

Казалось бы, теперь агентство вплотную займется проверкой деклараций, но на самом деле не все так просто. Недавно заместитель председателя НАПК Руслан Радецкий заявил, что его ведомство может только частично проверить сведения, указанные в декларациях чиновников, в связи с отсутствием доступа к некоторым реестрам. По его словам, НАПК уже подписало ряд соглашений, которые предусматривают доступ к реестрам и обмен информацией, но этого недостаточно. Впереди еще много работы в этой сфере.

Установлен доступ НАПК к следующим реестрам:

база данных подсистемы НАИС «Единый государственный реестр МВД»;

реестр налогоплательщиков-физических лиц, имеющих в собственности (ином праве пользования) значительные пакеты акций (10 и более процентов уставного капитала) эмитентов;

государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;

единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований;

единый реестр объектов государственной собственности;

информация о приобретенных до 1 января 2013 г. имущественных правах на земельные участки, а также о стоимости их приобретения Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра;

государственный реестр обременений движимого имущества;

государственный судовой реестр Украины и информация из Судовой книги Украины;

государственный реестр гражданских воздушных судов Украины.

«НАПК осталось заключить соответствующие соглашения и получить доступ к информации еще из 13 реестров», – ​подчеркнул Р. Радецкий. Среди них:

государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования по накоплению, хранению и использованию информации о сборе и ведении учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, его плательщиков и застрахованных лиц (Пенсионный фонд Украины);

государственный реестр актов гражданского состояния граждан (Минюст);

информация о лицах, получающих социальные выплаты (Министерство социальной политики Украины);

единый реестр доверенностей (Минюст);

единый государственный реестр исполнительных производств – ​в части получения информации о совершенных в отношении субъекта декларирования исполнительных действиях;

наследственный реестр (Минюст);

интегрированная информационно-телекоммуникационная система «Гарт» (Государственная пограничная служба Украины) <

Помощники судей э-декларации не подают, – ​НАПК

Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) утвердило разъяснение относительно декларирования работников патронатной службы. Согласно этим разъяснениям, под «должностными и служебными лицами других государственных органов» следует понимать работников государственных органов, которые осуществляют функции представителей власти или занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О госу­дарственной службе», государственный служащий при исполнении своих обязанностей не обязан выполнять поручения работников патронатной службы. Это свидетельствует об отсутствии обязательности любых действий работников патронатной службы, а потому и отсутствии осуществления ими функций государства. Соответственно, работники патронатной службы не являются субъектами декларирования. Исключение составляют руководители патронатных служб, которые могут давать обязательные указания другим работникам патронатных служб.

Напомним, к должностям патронатной службы относятся должности советников, помощников, уполномоченных и пресс-секретаря Президента Украины, работников секретариатов председателя Верховной Рады Украины, его первого заместителя и заместителя, работников патронатных служб премьер-министра и других членов Кабинета министров Украины, помощников-консультантов народных депутатов, помощников и научных консультантов судей Конституционного Суда, помощников судей, а также должности патронатных служб в других государственных органах в соответствии с Законом «О государственной службе».

Наше издание уже поднимало вопрос о том, относятся ли к субъектам декларирования помощники судей и должны ли они подавать электронные декларации.

Ранее в Национальное агентство по противодействию коррупции относительно подачи электронных деклараций помощниками судей с 1 января 2017 г. обращался экс-помощник судьи Октябрьского районного суда Харькова Антон Потерайло. Он получил ответ, в котором было сказано, что декларация подается с 1 января до 1 апреля. В случае, если помощник судьи уволился в 2016 г., он тоже должен подавать декларацию за весь 2016 г.

В январе 2017 г. ответ на запрос получила также помощник судьи Приморского районного суда Мариуполя Донецкой области Татьяна Рослик.

А в начале февраля председатель Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло обратился к Совету судей Украины и Высшему совету правосудия по вопросу ситуации, которая сложилась с отнесением помощников судей к субъектам декларирования, определенным Законом Украины «О предотвращении коррупции».

Как видим, НАПК изменило свою позицию, поскольку раньше в Агентстве заявляли, что помощники судей должны подавать э-декларации.

Комментарии

– Когда читаешь декларации, понимаешь, что кто-то насмехался, кто-то писал на всякий случай, кто-то, возможно, обращал внимание, а кто-то вообще ничего не написал. Проблема заключается в том, что мы – ​превентивный орган. Мы не наделены функциями правоохранительного органа, чтобы проводить какие-то оперативно-розыскные действия. Мы свои функции проверки деклараций и мониторинга образа жизни должны осуществлять без вмешательства в личную жизнь. Что это такое, никто не знает. И это как раз тот случай, что Украина в свое время взяла на себя очень амбициозные обязательства, потому что европейцы, как я понимаю, не требовали от нас именно такого декларирования в отношении такого количества лиц. Это должны были быть лишь топ-чиновники, а у нас получилось «как всегда».

Проверка наличности, возможно, будет осуществляться не в этот период. Мы же не можем сказать, чтобы нам принесли «наличку» – ​тогда эти деньги будут ходить по кругу. Плюс некоторые декларанты, как известно, разводились. Все эти вопросы мы обязательно будем решать в процессе работы, возможно, руководствуясь собственным опытом, собственными ошибками. Я спрашивала у коллег из НАБУ, можем ли мы включить их специалистов или воспользоваться их ресурсом для проверки деклараций. Они ответили, что есть УПК, есть пределы компетенции. Это как раз тот вариант, когда жизнь поставила перед нами вызов, – председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак.

– У нас на данный момент осталась одна вакансия в Национальном агентстве по предотвращению коррупции – ​это пятый член НАПК. На эту позицию на сегодня претендуют 16 кандидатов. Полностью сформирован данный орган будет, надеюсь, в ближайшее время, потому что это уже последние этапы. Здесь мы подвязаны под специальную проверку. Она длится где-то месяц-полтора, поскольку во всех органах собирается информация о кандидате перед назначением. Так что думаю, что при благоприятных условиях в течение следующих двух месяцев НАПК будет укомплектовано.

На данный момент утвержден и зарегистрирован порядок проверки деклараций, и мы ждем первых результатов. Срок проверки деклараций не должен быть больше, чем 90 дней, и через 90 дней можно будет спрашивать результаты по первой волне.

В прошлом году декларации подали 107 тыс. чиновников. Мы понимаем, что НАПК сразу всех не проверит. Думаю, будет определен внутренний порядок, кого за кем проверять.

Что касается кандидатов в Верховный Суд, то отмечу, что закон предусматривает несколько видов проверок, которыми может заниматься НАПК. Перед назначением на должность проводится специальная проверка. В ее рамках проверялась подлинность информации, которая внесена в декларации. А уже ежегодная проверка, которая предусмотрена законом и которую все должны проходить вне зависимости от того, меняют ли они место работы или нет, будет осуществляться по тому порядку, который утвердил Минюст, – первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова.

– Я вижу сотрудничество всех антикоррупционных органов в том, чтобы каждый делал свою работу. Считаю неправильным, что сначала собирают декларации, а потом думают, как их проверять. И думают не неделю, а целых три месяца. Хочется, чтобы НАПК как специально уполномоченный орган проверило хотя бы какие-то декларации и предоставило нам об этом информацию.

К сожалению, мы вместе с Генпрокуратурой должны сами что-то делать. Получается, что страна ожидала результатов, а в итоге ничего не получила. С 1 апреля люди снова подают декларации, но уже за 2016 г. Причем подают их еще 100 тыс. человек. Что дальше делать? Ведь мы еще не разобрались с первой волной декларантов. Это как океан, в котором можно утонуть. Прежде, чем что-то делать, нужно подумать, как это правильно сделать.

У нас есть полномочия зарегистрировать производство. Мы не хотим заменить НАПК нашими производствами – ​мы хотим, чтобы каждый орган выполнял свою работу. Всегда сложно быть первым, но кто-то же должен это делать. Даже если будут ошибки, а без них не бывает.

Да, уже есть первые производства по результатам проверки деклараций. Однако для того, чтобы эти производства вылились в дальнейшем в обвинительные акты, нужно провести следственные действия, установить имущество, а также способ приобретения этого имущества. Вы верите в то, что у кого-то есть 100 млн наличными? Как это выглядит? Я не верю.

Относительно того, можем ли мы как-то повлиять на НАПК, отвечу: нет. У нас сейчас все независимые, и прокурор уже не тот, который может повлиять общим надзором и пр. Сейчас функции прокурора сведены практически к проведению досудебного расследования.

Если НАПК не дает нам информацию, значит, мы сами анализируем, регистрируем производство и в рамках следствия проводим проверку. Но мы не можем заменить НАПК и зарегистрировать 100 тыс. производств. А скоро еще будет вторая, а потом третья волна декларирования, – руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий.