В первой части мы рассказали вам о том, как Арсену Борисовичу Авакову в самый разгар его попыток задушить президента в дружеских объятиях внезапно прилетел в спину топор от НАБУ, которое, казалось бы, сидит в одной лодке с активными критиками президента — но в этом случае сработало в его пользу. Возможно, просто так совпало?
Конечно, возможно. Но давайте просто посмотрим на громкие дела, проводимые НАБУ, и их влияние на политическую конфигурацию в нашей стране.
Дело Онищенко — привело к отъезду последнего из страны, прекращению его активной деятельности и, следовательно, прекращению или сокращению одного из каналов финансирования «Батькивщины». Что резко подорвало позиции основных политических конкурентов президента.
Дело Мартыненко — привело к прямому переделу сфер влияния в «Народном фронте» и сокращению базы его финансирования и степени независимости. Сделало НФ управляемым и более готовым к слиянию в единый политический проект под управлением президента. Прямо упрочнило президентскую вертикаль управления и контроль президента над большинством в ВР.
Дело Розенблата — зацементировало фракцию БПП. Значительно снизило влияние мажоритарщиков во фракции и степень их политической свободы, сделав их максимально сговорчивыми и подконтрольными АП. Вообще, дело Розенблата — чёткий сигнал региональным элитам, которые имеют «независимый» от центра бизнес, базирующийся на эксплуатации региональных ресурсов, о возможности контроля и над ними… Над теми, кто паразитирует на бюджетных потоках, выделяемых из центра, контроль и так есть. Ну и дополнительным «профитом» дела Розенблата есть второй обвиняемый по нему депутат — Максим Поляков, который не просто связан с Мартыненко, но и прямо представляет его интересы в ВР и фракции НФ.
Дело Львовского бронетанкового завода — в ту же тему, только целью там являлась другая достаточно политически независимая группа БППшных мажоритарщиков («ударовцы»), ведущая также относительно независимую политику, неформальным лидером которой является Юрий Соловей. Ведь директор Львовского завода Роман Тимкив — друг Соловья, а ранее был его депутатским помощником.
Кстати, Розенблат и Соловей, а также ориентирующиеся на них депутаты, были главными противниками принятия «медреформы» имени Сергея Березенко. Но об этом ниже.
Оппоненты нам сейчас скажут: а как же активность НАБУ касательно нового, недавно всплывшего дела о закупке бронеавтомобилей «Тритон», производства завода «Ленинская кузня»? Это же работа НАБУ против интересов президента!
Сразу парируем. Во-первых, пока видно, что дело прямо шито белыми нитками, что недавно на наших страницах детально разложил Serg Marсo. Но даже допустим, что обвинение обладало бы чем-то более серьёзным. Предлагаем всем оппонентам ответить на вопрос: а какое отношение Порошенко, члены его семьи и его ближайший круг имеют к этой закупке? Как к делу о закупке четырёх бронемашин у предприятия можно привязать человека, который в настоящее время даже напрямую не является его акционером и никак не участвует (и не мог бы участвовать как акционер) в управлении его хозяйственной деятельностью? Предлагается допустить, что собственник предприятия сам непосредственно принимал решение о продаже четырёх автомобилей? Пиар-эффект — да. Реального выхлопа — нет. Во всяком случае, сопоставимого с угрозой осуждения сына.
Ну, наверное, мы перечислили уже все громкие дела НАБУ. Может, что-то и забыли, но даже и этот список, и направленность дел показывают, что все они в той или иной мере способствовали упрочнению вертикали власти Порошенко. Так получилось.
А может, и не случайно получилось. Просто опытные политики старой школы переиграли молодых «еврооптимистов» и «антикоррупционеров», создав рядом с НАБУ такой себе шлюз для внешнего управления его деятельностью в виде САП. Ведь именно САП педалирует или завешивает подаваемые из НАБУ материалы, тем самым давая им ход именно в нужное время. Вспомните одну из наших предыдущих статей о летней активности НАБУ и Луценко относительно снятия неприкосновенности с депутатов. Ведь эти действия также были очень хорошо скоординированы с собственными инициативами президента по снятию депутатской неприкосновенности и прошли сразу после подачи им в Раду соответствующего законопроекта! Вуаля!
Но не НАБУ единым! Есть не менее грандиозный проект, проведённый лучшими представителями нашего гражданского общества и активно поддерживаемый «еврооптимистами» и антикоррупционерами, реализация которого приведёт к существенному перекраиванию политической карты нашей страны и «загону» представителей региональных элит в лоно президентской вертикали, упрочнению власти президента и созданию предпосылок для его второго срока.
Это — нынешняя медицинская реформа.
Не будем говорить о её профессиональной и социальной направленности. Рассмотрим исключительно её влияние на политический расклад в нашей стране, проведение процессов децентрализации и степень политической и экономической зависимости местных элит от центральной власти.
До реформы финансирование здравоохранения проходило на региональном уровне. Деньги госбюджета в виде субвенции автоматически и по понятному принципу (подушному нормативу) распределялись в регионы, где ими распоряжались местные силы. В результате медицинские работники экономически зависели и политически были ориентированы на региональные элиты, мажоритарных депутатов и местную власть. При этом местная власть имела в своём распоряжении финансовые ресурсы для закрытия необходимых потребностей учреждений здравоохранения на своей территории.
А вот принятый законопроект №6327 уже предусматривал совсем другую логику. У регионов заберут деньги медицинской субвенции, централизуют её и передадут под управление специального центрального органа государственной власти — Национальной службы здоровья. Этот орган будет напрямую финансировать каждую больницу (районную, областную, городскую), каждый районный центр первичной помощи и даже каждую сельскую амбулаторию и каждого семейного врача — ФОПа через систему заключённых с ними договоров. При этом выделение финансирования на учреждения здравоохранения будет происходить практически бесконтрольно из-за выписанных в законе монопольных полномочий Национальной службы здоровья и из-за того, что эти бюджетные средства выводятся и из-под действия закона о публичных закупках, и из-под действия закона о ценах и ценообразовании. Это делает Национальную службу здоровья мощнейшим лоббистским инструментом, а также инструментом прямого политического и экономического влияния на региональные элиты, руководителей медицинских учреждений и через них и даже напрямую — на каждого медработника.
Параллельно центральная власть получает в свои руки политтехнологический инструмент, который позволит ей создать сеть собственных агитаторов из числа медиков. Причём очень эффективных агитаторов, поскольку в сельской местности и в малых, и средних городах медицинский работник пользуется непререкаемым авторитетом. Многие мажоритарщики выиграли выборы, именно используя электоральный потенциал врачей. Учитывая активное включение в процесс лоббирования МОЗовских законопроектов Сергея Березенко (отвечающего в президентском окружении за выборы и договорняки), можно с уверенностью утверждать, что этот инструмент будет работать на интересы президента под грядущие президентские и парламентские выборы.
Самое интересное, что после того как народные избранники от «Самопомощи» в полном составе проголосовали за медреформу имени Березенко, они вдруг резко прозрели. Вот в недавней статье, посвящённой анализу бюджета-2018, два самопомичных депутата, Татьяна Острикова и Роман Семенуха, начали орать, что власть фактически прекращает процесс децентрализации. Мол, собирает деньги у только созданных объединённых общин и региональных бюджетов, сбрасывая при этом всю социальную инфраструктуру им на содержание неподъёмным грузом…
Почитайте, очень интересно. Оказывается, правительство дополнительно нагрузило местные бюджеты по медицине на 7 млрд грн, оплате долгов по з/п — на 2,8 млрд, субсидиям ЖКХ и долгам по ЖКХ — на 15 млрд и др. Оказывается, теперь регионы становятся зависимыми от центральной власти, что прямо угрожает демократичности политических процессов. Да что вы говорите?!
Какие последовательные политики! Неделю назад в полном составе фракция проголосовала за «медреформу имени Березенко» — и тут такое прозрение о её политических и экономических последствиях для регионов!
Что на выходе? А на выходе действия наших «еврооптимистов», антикоррупционеров и молодых реформаторов-технократов, а также поддерживаемых ими «силовиков гражданского общества» в лице НАБУ ведут к укреплению власти президента и созданию реальных предпосылок его второму сроку.
И нам почему-то кажется, что это не последствия реализации «хитрых планов АП». А просто, как бы это сказать повежливее — так наша молодая элита видит мир. Так любит себя в политическом процессе. И в погоне за красивой картинкой, медийными выходами и лайками в Facebook под лозунгами непримиримой критики Порошенко выступает «полезными врагами» при построении им максимально зацементированного монолита власти.
P.S. Мы немного задержали публикацию второй части материала, чтобы она не пришлась на выходные. В воскресенье «Слідство.інфо» опубликовало новую порцию «офшорных расследований», призванных вскрыть попытки Порошенко уйти от налогов за счёт вывода средств в зарубежные юрисдикции. Однако прямых свидетельств такой попытки в материале нет. Вместо этого в нём описана попытка юристов ПАП нанять юридическую фирму Appleby (остров Мэн) для реструктуризации Roshen, сорвавшаяся по причине… угроз президента Украины отомстить убийцам 49 украинских десантников, погибших при подбитии террористами Ил-76. Такая жёсткая риторика напугала британских юристов, и они предпочли отказаться от помощи компании, чей владелец так не любит людей, сбивающих украинские самолёты.
На месте президента авторы этой статьи премировали бы авторов расследования. Хотя бы коробкой «Вечернего Киева».
Воистину, с иными оппонентами и союзники уже не нужны.