Субботний съезд Партии регионов был тринадцатым по счету в истории нынешней партии власти. Украинские политики не настолько суеверны, чтобы пропускать «несчастливые» числа. Чертова дюжина в нумерации съезда может даже считаться вполне позитивным знаком и свидетельствовать о долголетии организации — многие отечественные партии за это время успели бы исчезнуть без следа, а ПР, как видим, живет, здравствует и уходить из власти не собирается. И все же не покидает ощущение, что бело-синие пытаются провести съезд максимально быстро, будто скороговоркой, торопясь поскорее оформить слияние с «Сильной Украиной» — и разойтись. И хотя в стране, судя по обилию билбордов, потоку джинсы в новостях и массовой раздаче пайков пенсионерам, уже вовсю идет предвыборная кампания, регионалы, тем не менее, делают вид, что их тринадцатый съезд к выборам ну абсолютно никакого отношения не имеет.
От чести возглавить избирательный штаб ПР ее лидеры на прошлой неделе отбивались так отчаянно, словно боялись сглазить. Андрей Клюев в интервью «Инвестгазете» объявил — как отрезал: «Я не буду заниматься предвыборной кампанией ни в какой форме». И назвал возможными кандидатами на эту должность Александра Ефремова и Сергея Тигипко. Реакция Александра Ефремова была молниеносной и столь же резкой. Мол, «на заборах тоже что-то пишут». Из Тигипко выудить вообще ничего не удалось. Дескать, пока он даже не член Партии регионов, и потому говорить о чем-либо рано. А Владимир Рыбак в ответ на просьбу ZN.UA разъяснить ситуацию, сказал буквально следующее: «Когда говорят, что кто-то придет в Партию регионов и будет начальником штаба — это неправильно… Сергей Леонидович сначала сложит с себя полномочия руководителя партии «Сильная Украина». Потом обратится с заявлением, принять его в члены ПР. Мы его рассмотрим, и вполне реально, что поддержим и примем его в члены партии. Съезд также может рассмотреть вопрос об избрании Тигипко членом политсовета партии, заместителем председателя партии, руководителем избирательной кампании… Так что Сергей Леонидович вполне может возглавить избирательный штаб, как, впрочем, это могут сделать и другие имеющиеся у нас кандидатуры. Это уже прерогатива партии, а не журналистов, которые очень любят строить разные версии».
Прерогативы прерогативами, но витиеватость ответа Рыбака может иметь и вполне прозаическое объяснение. Нынешний руководитель «Сильной Украины» может действительно не гореть желанием возглавить штаб. Не потому даже, что считает это плохой приметой — он уже был штабистом в 2004-м, и многие помнят, чем это закончилось. Он ведь может считать, что достоин большего. И рассчитывать, скажем, на то, чтобы стать первым номером в партийном списке. Но на первое место уже претендует Николай Азаров — премьер и формальный лидер ПР, с которым у Рыбака куда более давние и близкие отношения. Поэтому высказываться нужно так, чтобы и Тигипко не отпугнуть, но одновременно указать ему его место и обозначить потолок «допустимых амбиций».
С другой стороны, руководитель избирательного штаба — это человек, который будет так или иначе нести ответственность за результат. А обещать ошеломляющую победу даже самые большие оптимисты из регионалов не могут. По данным последнего опроса КМИС, партия может рассчитывать на 19,7% — против 15% у «Батьківщини» и 9.3% «Фронту змiн». Но и это — по откровенному признанию самих «бело-синих» — не столько их заслуга, сколько свидетельство долготерпения их «базового» избирателя, который просто не видит никакой альтернативы ПР и голосует «от безысходности». И в самом деле, что сделала нынешняя власть, чтобы оправдать ожидания жителей Юга и Востока? Ответ Владимира Рыбака стоит дословного цитирования: «Ожидания были неоправданными. Скорость нашего движения оказалась не такой быстрой, как хотели люди. Мы не успеваем за настроениями общества».
Впрочем, жертвой принципа «кому я должен — всем прощаю» стали не только обычные избиратели. Что, скажем, получили властные элиты этих регионов, считавшие себя кузнецами победы Януковича в 2010-м? Самый распространенный вариант — десант «варягов», единственной заслугой которых является близость (реальная или удачно разыгранная) к «самому», бесцеремонно оттесняющих «местных» от потоков. Как отблагодарили «верных партийцев», если, конечно, не сводить их круг к Ринату Ахметову и Борису Колесникову? «Всем спасибо — все свободны»? Среди бизнес-фаворитов власти «партийные» олигархи в явном меньшинстве. Да что там олигархи! Со словом «наезд» познакомились даже те регионалы, которые в первых рядах фракции бились за парламентскую трибуну, но при этом имели неосторожность иметь собственный «свечной заводик». А теперь руководителям избирательной кампании их нужно убедить мобилизовать все свои силы и ресурсы для победы «родной партии» на парламентских выборах??
Можно, конечно, надеяться на мажоритарщиков. Даже не тех, кого официально выдвинут от ПР. В этом в общем-то нет необходимости. Недостающую часть можно будет «приобрести» оптом и в розницу уже после выборов. В том, что во многих округах победят люди, отягощенные не идейными убеждениями, а собственностью, и потому довольно сговорчивые, на Банковой не сомневаются. А за выдвижение от партии власти еще и придется «вложиться». Причем без особой гарантии, что по тому же округу не пойдет «брат-близнец» от той же партии, тоже уверенный, что он у власти единственный… Но опыт позднего Кучмы показывает, что запуганный мажоритарщик — существо ненадежное, а в критический момент «тушки» могут побежать даже в оппозицию. Уже поэтому разговоры о возможном отчуждении Януковича от Партии регионов так и остались разговорами. Как и рассуждения о том, что можно создать что-то взамен. Такая комбинация требует времени, сил и желания. А желание что-то менять, рискуя собственным комфортом, действующему президенту, как украинцы уже успели убедиться, не присуще. Вполне возможно, что это был просто способ напомнить соратникам, кто в доме хозяин. Если так, то напоминание подействовало. Гордость, с которой пресс-служба ПР сообщила о том, что Янукович не только придет на съезд партии и расскажет о своих социальных инициативах, — лучшее тому подтверждение.
Выбор темы для выступления президента, тоже, кстати, своеобразная примета. Коль президент о социальных программах (если обещанную «раздачу слонов» можно назвать программами) вспомнил только сейчас, то это значит, что именно таким будет лейтмотив избирательной кампании. Возможны, конечно, и дополнительные мотивы, вроде гальванизации вопроса о русском языке — «неразменном рубле» ПР в каждой избирательной кампании. Но исключительно в качестве дополнения. И при всей показной позитивности обещаний (и, в конце концов, почему бы малоимущим не получить этот «хоть шерсти клок») предвыборная ставка на «социалку» — примета откровенно плохая. Поскольку, во-первых, демонстрирует, что ничего другого в запасе у власти на самом деле нет. А во-вторых, свидетельствует, что словосочетание «структурные реформы» потеряло в ее глазах всякую привлекательность. Во всяком случае, до дня голосования.
А ведь еще недавно публику уверяли, что в глубоком тылу на Банковой сидят настоящие реформаторы, которые только ждут сигнала наступать. И вот-вот — подождите совсем немного — Азаров закончит наводить порядок и уйдет на покой, как реформы зашагают семимильными шагами… Намекали, что именно вливание «Сильной Украины» в ПР будет поводом сделать сделать замену — к примеру, Азарова на Тигипко. Пусть не в премьерском кресле. Но хотя бы в избирательном списке. Или во главе партии. Рыбак, впрочем, все эти намеки отметает категорически. «У меня есть глава партии — Николай Янович Азаров, с которым мы рассматриваем все вопросы». Потолок Тигипко, по словам Рыбака, — заместитель председателя партии. Это не значит, конечно, что Сергей Леонидович не попробует еще побороться. Хотя бы до следующего, четырнадцатого съезда. Но результат, по признанию даже искренних его лоббистов, практически предопределен. Азаров — во главе списка. Тигипко — во главе штаба. Причем опять, как в 2004-м, по большей части номинально. За информационное сопровождение, работу с собственными структурами и избирательными комиссиями будут отвечать совсем другие, проверенные люди. Функция Сергея Леонидовича — публично отвечать за последствия их работы…
Зачем все это Тигипко? Возможно, вы будете улыбаться, но говорят, опять в обмен на все ту же перспективу стать премьером. Но теперь уже после выборов. Вот, мол, когда Николай Янович обзаведется депутатским мандатом и сможет наконец отдохнуть в парламенте, тогда самое время появиться сменщику — моложавому, подтянутому, харизматичному. Правда, совсем недавно такую же точно перспективу рисовали первому вице-премьеру… И не только ему… Но ведь мечтать может каждый, не правда ли?
Зато тайные поклонники Тигипко рассказывают, что Сергей Леонидович якобы поставил перед партнерами жесткий ультиматум — мол, или я, или Виктор Балога. Который тоже стучался в ПР. Некоторые этим рассказам верят… Другие, правда, уверяют, что с Балогой не договорились раньше. И совсем по другой причине. Хотя очень хотели — именно на «Единый центр» все это время в своих интервью намекали фронтмены регионалов. Только решают — и в партии, и в стране — не они. А Виктор Федорович поставил недвусмысленное условие — если хочешь быть министром, не баллотируйся. Вот и объединяется ПР теперь исключительно с «Сильной Украиной». Остальным придется подождать как минимум до августа, сообщил Рыбак. Категоричным он, правда, был только в отношении Литвина. Мол, команда Владимира Михайловича уже решила идти на выборы самостоятельно. После этого — даже если бы спикер на самом деле ничего не решил — проситься в компанию регионалов было бы не с руки. Примета, говорят, плохая…