В образовательной системе Украины за минувшие пятнадцать лет проведено большое количество реальных, заметных и в том числе успешных реформ, внедрено (а порой и отменено) множество инноваций. Их цель — не только повышение качества украинского образования, его конкурентоспособности на мировом рынке, но и установление новых правил игры для участников образовательного процесса. Нельзя сказать, что эти преобразования встречались и встречаются исключительно с воодушевлением. Известно, что сфера образования у нас достаточно консервативна. Более того, многие считают, что именно благодаря этому консерватизму удалось избежать разрушения образовательной системы, сохранить ее работоспособность.
Да и вообще порой приходится слышать — зачем, мол, что-то менять? Ведь была же советская система: такая простая, стройная, надежная и безопасная.
Попадаешь в нее, и она несет тебя дальше: последовательно и предсказуемо.
Правда, в эту систему не очень или совсем не вписывались такие понятия, как индивидуальная образовательная траектория, независимый общественный контроль — все то, что обращает систему лицом к человеку. То есть речь как о реальных интересах стейкхолдеров образовательного процесса, так и о новых принципах взаимоотношений между ними, которые должны строиться на основе открытости, доверия, равноправия, взаимной ответственности и т.д. Эти правила игры еще воспринимаются со скрипом, но процесс идет.
Вот несколько инноваций такого плана, которые внедряются сейчас или будут внедрены в ближайшее время.
23 апреля Верховная Рада проголосовала за внесение ряда изменений в Закон Украины «О высшем образовании». Они касаются процедуры проведения вступительной кампании, которая начнется 10 июля. Одно из ключевых изменений существенно облегчит жизнь тем, кто бросил учебу в университете и хочет начать все сначала, но уже в другом учебном заведении или по новому профилю подготовки. Отныне в законе зафиксировано право на повторное поступление на учебу за государственный счет. Долгое время высшие учебные заведения отказывали в приеме документов тем, кто по тем или иным причинам не завершил учебу в университете и решил поступать в другой вуз и на другую специальность. Принятые изменения позволяют студенту компенсировать бюджетные средства, потраченные на его учебу, и поступать заново. Для этого Минобразования должно в ближайшее время разработать порядок компенсации средств, который будет утвержден отдельным постановлением Кабмина.
Еще одно изменение касается механизма распределения государственного заказа на подготовку кадров в высших учебных заведениях. Образовательные эксперты критиковали изложенную в законе идею, согласно которой одна часть госзаказа должна распределяться до вступительной кампании, а вторая после ее завершения. Такое положение вещей фактически нарушало права абитуриентов, которые не могли узнать о полном объеме мест на бюджете, а значит не имели возможности оценить свои шансы. Новый порядок предусматривает распределение бюджетных мест с учетом трех факторов: показателей размещения госзаказа прошлого года, среднего показателя конкурсного балла зачисленных абитуриентов за последние три года и предложений высших учебных заведений. Иными словами, больше бюджетных мест получат вузы, которые пользуются большим спросом. Стоит отметить, что ранее предлагалось принимать во внимание средний конкурсный балл абитуриентов, подавших заявление на поступление. Такой подход не давал полного представления о популярности вузов, поскольку одни и те же абитуриенты подают документы и на престижные специальности в самые рейтинговые вузы, и в менее популярные заведения.
Что касается специальностей и отраслей знаний, то скоро их станет меньше. 29 апреля Кабмин утвердил новый перечень, согласно которому вместо 147 специальностей осталось чуть больше 60. Он вступит в силу в 2016 году. Новый перечень содержит множество инноваций на основе международного опыта. Главным образом, это укрупнение специальностей — вместо «прикладной математики и механики» теперь просто «прикладная математика» и т.д. Но существенных украинских «поправок», например специальностей, которых не найти в зарубежных университетах (вроде «международных отношений»), избежать не удалось. Вдаваться в детали пока не приходится, так как перечень до сих пор не опубликован и о его сути можно догадываться только со слов чиновников министерства. Следующий шаг, которого ждут от Минобразования, — формирование рабочих групп для подготовки стандартов по каждой специальности. Для этого проведут открытый конкурс среди представителей университетских кругов, ведущих работодателей, отраслевых ассоциаций и т.д.
Важные перемены ожидаются и в области контроля над качеством образования. В сентябре текущего года на смену Государственной инспекции учебных заведений придет Национальное агентство по обеспечению качества образования. Суть нововведения заключается в том, что проверку качества образовательных услуг вместо бюрократического органа, которым являлась госинспекция, с нового учебного года будут осуществлять представители профессиональной среды, студенты и работодатели. Среди их полномочий: осуществление лицензионной экспертизы, анализ качества образовательной деятельности высших учебных заведений, формирование экспертных отраслевых советов. В состав агентства войдут тринадцать представителей вузов государственной, коммунальной и частной форм собственности. Еще двое членов будут делегированы от Национальной академии наук и по одному — от национальных отраслевых академий наук. Кроме того, три члена агентства будут представлять объединения работодателей и еще двое — органы студенческого самоуправления.
Продолжится вовлечение учителей в отбор школьных учебников. На этой неделе завершился второй этап конкурса учебников для 4 и 7-х классов. В ходе конкурса учителя должны были ознакомиться с оригинал-макетами учебников на сайте-репозитарии, а также предоставить свои рекомендации руководителям школы для принятия решения о выборе электронных версий учебников по каждому предмету. К сожалению, не все школы зарегистрировались на сайте-репозитарии (94,2%), и почти четверть учителей-предметников (23%) не успели проголосовать до истечения установленного министерством первоначального срока — 30 апреля. Эксперты отмечают, что дело не в недостаточной сознательности учительского корпуса, а в том, что педагогам необходимо привыкнуть к новому механизму — изучению цифровых макетов, отслеживанию их в режиме онлайн и т.д. Процедура будет совершенствоваться и проходить в более сжатые сроки.