Прошел год со дня начала работы Верховной Рады Украины, избранной на волне ожиданий Революции достоинства, которая должна была означать коренные изменения, модернизацию и европеизацию страны.
Именно события декабря 2013-го — февраля 2014-го, а также последующие, связанные с аннексией Крыма и оккупацией Донбасса, должны были стать тектоническим импульсом к изменению политических ценностных установок, качественному пересмотру принципов отбора политиков, ментальному восприятию демократии и европейскости, осмысленному перезапуску государственных и политических институтов. И все надо было делать, несмотря на тяжесть экономической и финансовой ситуации, фактическое состояние войны, с одной стороны, и готовность прогрессивной части мира оказать нам поддержку, как политическую, так и финансовую, — с другой.
Мы вновь могли говорить о свободных выборах, появлении симптомов политической конкуренции, которая впоследствии оказалась неполитической по факту, поскольку все меньше находилась в публичном политическом пространстве.
Проведя парламентские выборы в октябре 2014 г., мы получили обнадеживающую статистику притока «новой крови» в ряды народных депутатов, большинство которых впервые попали в зал Верховной Рады. Среди того относительного большинства новых лиц нас особо обнадеживали и вдохновляли яркие молодые личности, вчерашние активисты, журналисты, бизнес-менеджеры с западным образованием. Наконец с большинством Верховной Рады Украины можно было говорить не только лозунгами Майдана, но и с осознанием ответственности и пониманием вызовов противостояния постсоветской традиции и новой волны Новой Украины. Новой генерации, которая осознавала, что мало знает, и стремилась постичь политическую и парламентскую грамоту в сжатые сроки, новой Украины, способной общаться с миром на понятном остальной цивилизации языке.
Был ли у нас шанс получить новое качество в этих непростых обстоятельствах? И да, и нет. У нас был (и все еще есть) запас энергии того импульса, который дал стране Майдан. Но мы не использовали этот шанса сполна, опасаясь обрушить неустойчивые конструкции государственно-политических институтов постсоветского образца. Что я имею в виду? Банальную европеизацию образца девяностых, когда советские институты трансформировались по принципу «как в Европе», изменяя форму и очень редко — содержание. И вот у нас появилось, как часто говорят, окно возможностей вдохнуть новое содержание в пронизанные советчиной и коррупцией институты. Запрос на справедливость и верховенство права, новые лица, подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, большой гражданский подъем. Этого достаточно было бы для страны, но, очевидно, не для той, которая фактически находится под контролем нескольких финансово-промышленных групп, растерзанной манипулятивным противопоставлением одних украинцев другим, истощенной войной, подорванной популизмом.
Но сегодня я поднимаю вопрос не об утраченной возможности, а о том, что мы должны сделать, чтобы изменить положение дел на институциональном уровне, возможно — на уровне поведения и культуры, по крайней мере, политической.
Более 15 лет в поле моего и возглавляемой мной организации внимания была Верховная Рада Украины. Я еще не могу назвать ВРУ Украины парламентом, поскольку мы очень мало приблизились к традиционному парламентаризму, а кое в чем — даже от него отдаляемся. Буду объяснять свою позицию постепенно, но события
31 августа текущего года под стенами Верховной Рады заставляют нас задуматься над судьбой парламентаризма.
Несмотря на то, что политические партии во всем мире теряют свою идеологическую идентичность и становятся машинами по привлечению избирательной поддержки, они не утратили своей представительской и кадровой роли. Партии западного образца борются за право представлять различные категории избирателей и воспитывают кадры, которые сразу же после их звездного триумфа на выборах готовы создавать правительство и реализовывать предписания своих программ. О качестве политических партий в Украине говорить не буду — ограничусь риторическим вопросом. Но этот вопрос не случаен, поскольку, как театр начинается с вешалки, так и парламент начинается с политических партий. Поэтому одним из корней проблемы украинского парламентаризма еще долго будут оставаться именно они. И уже на этом фоне вторичной может оказаться проблема избирательной системы. Поскольку честные партии не захотят соревноваться по фиктивным правилам.
Я всегда был и буду убежден, что парламент страны является сердцем ее демократии. Но как же заставить биться это сердце, если кровь не обогащена кислородом демократии, если партии не смогли стать источником демократических ценностей и считают их, скорее, конкурентной слабостью, чем конкурентным преимуществом? Это я о внутрипартийной демократии и современных вызовах, связанных с предназначением, качеством и ролью политических партий.
Впрочем, важной является тема институционального развития Верховной Рады как парламента. Реформы парламента не избежать. Качество и согласованность законодательного процесса, качество и основы контрольной функции, кадровый потенциал парламента, информационная политика, участие граждан в обсуждении законодательных решений, открытость и прозрачность парламента — это не исчерпывающий перечень вызовов построению парламента европейского образца в Украине.
В лице председателя Верховной Рады Украины и его команды, новоизбранных народных депутатов Украины («Еврооптимистов»), прогрессивных руководителей подразделений аппарата ВРУ мы получили среду, заточенную на проведение реформы парламента. Миссия Европарламента, возглавляемая бывшим его президентом Пэтом Коксом, уже несколько месяцев работает над подготовкой дорожной карты реформы украинского парламента. Сам тот факт, что пилотируются онлайн-стриминги (видеоинтернеттрансляции) заседаний Комитетов ВРУ, свидетельствует о первых движениях в направлении приближения парламента к людям. В Верховной Раде ведутся активные консультации по информационной стратегии, началась экспертная работа над усовершенствованием Регламента.
Уже более 20 лет Агентство по международному развитию США оказывает техническую поддержку для институционального развития Верховной Рады Украины. С ноября 2013 г. начала работу программа РАДА, финансируемая АМР США и воплощаемая фондом «Восточная Европа». Программа РАДА (RADA) является аббревиатурой, которая в расшифрованном виде дает несколько важных для современного парламента определений: подотчетность, ответственность, демократичность.
Когда готовился этот проект, в Украине были совершенно другие политические условия. Большинство парламента и правительство составляли часть монолитной авторитарной системы принятия решений, защиты интересов одной политической или финансовой группы и коррупционных схем. Проект планировался в системе параллельного существования высшего представительного органа и общества. Поэтому акцент делался на роли и участии гражданского общества. Это такие сферы, как участие в законотворческом процессе, создание базы данных НПО, эффективно работающих с комитетами ВРУ; обеспечение надлежащей коммуникации народных депутатов Украины с избирателями; повышение осведомленности граждан о парламенте посредством привлечения как общественных организаций, так и журналистов, новейших технологических подходов к распространению информации о содержании деятельности Верховной Рады. Задачей проекта было и остается — открыть двери законодательной кухни и создать новое меню для привлечения общества к контролю и в процесс принятия решений.
Еще одна уникальная особенность этого парламентского проекта, поддержанного АМР США, — ориентация на украинские организации и экспертов как исполнителей проекта. Фонд «Восточная Европа», в сотрудничестве с рядом известных украинских организаций, как, например, Интерньюз-Украина, Гражданская сеть ОПОРА, Лаборатория законодательных инициатив, программный офис, осуществляет и координирует многие работы, направленные на реализацию задач программы РАДА. А такими задачами являются более эффективное привлечение граждан к законодательному процессу; расширение участия граждан в мониторинге работы парламента; усиление эффективности независимого парламентского контроля над исполнительной властью.
Среди изюминок, предлагаемых программой РАДА парламенту, — работа с модельными округами. После проведения конкурса были отобраны восемь народных депутатов Украины с предложением поддержать их работу с избирателями в округах, на которых они избирались или к которым были «прикреплены фракциями». Среди меню, предлагаемого программой РАДА и партнерами: организация обучений для помощников-консультантов, пресс-туры для журналистов местных СМИ в Верховную Раду Украины, медиа-мероприятия в округе, новейшие коммуникационные технологии для общения с избирателями, проведение городских форумов, подготовка и проведение депутатских отчетов, поддержка новейшего электронного офиса народного депутата Украины и т.п.
Кто же те счастливчики, на которых будут моделироваться новые подходы к коммуникации с избирателями? Это Светлана Залищук, которая будет работать на Луганщине, Олег Барна — в своем округе в Тернопольской области, Елена Сотник будет трудиться на Харьковщине, Егор Соболев будет общаться с избирателями Киева, в своем округе, в Киевской области получит помощь Павел Ризаненко, Александр Чернетко — в Чернигове, Игорь Гузь — на Волыни и Иван Крулько — в Закарпатье.
А чем не инновация Европейский информационно-исследовательский центр? Да, он уже какое-то время предоставлял народным депутатам информацию на запросы о европейских практиках и принципах законодательного обеспечения различных вопросов, но только сегодня этот центр продуцирует аналитические доклады концептуально нового образца, создавая прообраз исследовательской службы, работающей в каждом европейском парламенте.
Программа РАДА и Лаборатория законодательных инициатив со времени создания Конституционной комиссии обращали внимание на необходимость разговора с народными депутатами Украины об основах, содержании и оценке влияния изменений в Конституцию Украины. И если бы народные депутаты, парламентские фракции уделили внимание парламентским конституционным семинарам, трагедии 31 августа 2015 г. под стенами Верховной Рады Украины можно было бы избежать.
Главное, что всеми своими мероприятиями, публикациями, действиями, программа РАДА, привлекая различные категории граждан, детей, молодежь, пожилых людей, мужчин и женщин из разных регионов страны, стремится сформировать запрос общества на парламент, который представляет своих избирателей, формирует видение перспектив страны. Парламент, который контролирует правительство, в том числе выполнение законов и использование публичных средств. «Цунами» законопроектов (выражение Пэта Кокса), не согласованных между собой, с коалиционным соглашением, правительством, обществом, заинтересованными сторонами, которое накрывает парламент, не дает возможности сосредоточить внимание на действительно важных и стратегических решениях.
Мы готовы подставить плечо, предоставить экспертную и техническую помощь, проконсультировать и научить, показать опыт других стран тем, кто действительно намерен создать ответственный, прозрачный, инклюзивный, подотчетный, демократический парламент.
С большой признательностью относимся к финансовой помощи, которую предоставляют правительство США, Европейский Союз, Совет Европы, правительство Канады, Программа развития ООН. Сосредоточив эти ресурсы и экспертизу, имея союзников в аппарате и руководстве ВРУ, ощущая наличие политической воли, мы не видим причин, почему бы в ближайшие три года нам не изменить лицо парламента, внести новую струю, новый дух в его стены, наполнить его европейским демократическим содержанием, подтолкнуть к формированию новой парламентской культуры. Это касается тех принципов, ради которых два года назад люди вышли на Майдан, принципов справедливости, права и демократии. Нам нужны многочисленные «кардиологи», чтобы заставить ритмично биться сердце демократии нашей страны.