Этой моде тысячи лет, от сказки про братьев, которым нужно держаться вместе, как веник, до лозунга основоположников марксизма «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Были и местные варианты с конкретной исторической привязкой, вроде «Разом нас багато, нас не подолати!». Но сама по себе мысль, что все должны непременно объединяться в кучку и вот тогда всё непременно получится, почему-то считается априори правильной.
Иногда прикинуться веником бывает тактически оправданно, но стратегически это и обидно, и враньё, потому что мы разные, иногда очень разные, и когда предлагается особость засунуть куда подальше, вряд ли можно говорить об устойчивости основанного на этом порядка и о счастье тех, кто в нём существует. Чаще же требование быть как все и со всеми — предельно манипулятивно: ты что, не такой, как все? Вообще-то, да. И ты, и он, и она тоже.
Проблема Украины совсем не в том, что у нас, куда ни плюнь, — в гетмана попадешь, а в качестве имеющихся гетманов и неумении негетманов осознавать, выражать и защищать свои интересы. То есть предельно быть собой и заставлять других с этим считаться. В отличие от допотопных сельских общин, где ценности выживания играли ведущую роль и потому рождали притчи о вениках, навязывая приоритеты общего и подавляя частное, современное зрелое общество — общество сложное, сотканное из множества разных, порой противоположных интересов, и научившееся превращать сложность в силу.
Именно по этой причине не может быть никакого вечного Майдана: Майдан — это вынужденный шаг назад, в архаичные формы общинной самоорганизации, поскольку современные гражданские структуры не созданы или крайне слабы. По этой же причине нельзя всерьёз воспринимать призывы представителей власти о недопустимости «раскачивания лодки» и о необходимости какой-то сверхчеловеческой гражданской солидарности «понад усе». «Когда мы заняты внутренней борьбой или постоянными выборами, мы уязвимы», — из свежего, из выступления министра внутренних дел и одного из лидеров «Народного фронта» Арсена Авакова на Национальном экспертном форуме «Украина: в стремлении к равновесию».
Кстати, не рановато ли о равновесии задумались? Настоящая внутренняя борьба за настоящее движение вперёд ещё даже не начиналась. И именно потому, что самые разнообразные частные и групповые интересы у нас не представлены ни на гражданском, ни, тем более, на политическом уровне. Власть балансирует между защитой сверхкрупного капитала и тем, чтобы не дать вымереть бюджетникам. «Всехняя», она по определению беспринципна и терпит в своих рядах всех и всяких: партикулярные интересы тут учитываются в закулисных сделках. В открытом, публичном столкновении позиций никто не заинтересован: это означало бы покушение на монопольное право власти втихую делить общественный пирог. Поэтому её представители, будто бы непримиримые враги, без всякого дискомфорта усаживаются рядом не то что на одном гектаре, а под одним кустом. Мало того, они ещё и призывают остальных к подобному «единству и взаимопониманию».
Но свой интерес гражданами осознаётся в первую очередь на противопоставлении иному. До того, как договариваться о какой-то совместной, солидарной деятельности, важно провести границу, обозначить «своё», отделиться. И в ряде случаев это будет означать как раз невозможность какого-либо диалога сторон и натужных, искусственных попыток «понять другого». О каком понимании другого может идти речь, если многие боятся до конца понять себя? А боятся потому, что есть вероятность, что понимать нечего: два-три лозунга и звонкая пустота. Когда ты часть веника, это не так заметно.
Украину, если она ещё не утратила шанс на изменение, ждёт период жёсткого размежевания, гражданского, политического, морального. Его не надо бояться, без него — никуда. Прежде чем объединяться, нам нужно научиться перестать «входить в положение» и прощать непрощаемое.