В динамике определения россиянами «врагов» и союзников России мало что меняется. Мы имеем дело с результатами пропагандистской кампании, ведущейся в течение последних двух лет.
Украина не первый год занимает вторую позицию (после Соединенных Штатов) в списке недружественно настроенных по отношению к России государств (по версии российских граждан). По данным опросов Левада-Центра, наблюдается некоторое повышение антиукраинских настроений: количество респондентов, считающих, что Украина «враждебно настроена по отношению к России» выросло с 37% в 2015 году до 48% в 2016-м. Вместе с тем, интенсивность выражения неприязни ослабла.
Антиукраинские настроения широко распространены, однако они менее агрессивны. Это связано со смещением акцентов с войны в Донбассе на сирийский конфликт. Соответственно, внимание к событиям в Украине заметно ослабло, а с ним и уровень агрессивности.
Но пропаганда продолжает действовать, подача украинских событий не изменилась. Поддерживается состояние конфронтации с Западом, и негативизм к Украине отражает эту антизападную позицию пропаганды. Мало что меняется по сути, просто острая фаза перешла в более рутинное состояние. В России, тем временем, нарастает кризис. Последствия конфронтационной политики сказываются на экономике. Чем дольше это будет продолжаться, тем хуже будут последствия. В такой ситуации российские власти пытаются найти выход, например, немного «погасили» интенсивность агрессивной пропаганды.
Во время Оранжевой революции тоже наблюдался всплеск антиукраинских настроений, но не настолько острый и продолжительный. Нынешняя пропагандистская кампания по интенсивности беспрецедентна. Последствия ее влияния на массовое сознание будут давать о себе знать очень долгое время. Эти вещи никуда не исчезают, навязанные стереотипы распространяются все шире и шире, хотя со временем теряют силу, а уровень агрессивности постепенно снижается. Нельзя держать страну в состоянии воинственной мобилизованности бесконечно долго.
В свое время антигрузинские настроения среди россиян были гораздо выше, чем антиукраинские. В 2009 году 62% россиян называли Грузию недружественной страной. В течение последующих 3-4 лет враждебное отношение к этой стране сохранялось, однако постепенно снижалось. В 2014 году произошел резкий спад, и сегодня Грузию считают недружественной страной лишь 10% россиян. Перестала работать пропаганда в этом направлении, а без специального подогрева люди не испытывают столь сильной враждебности.