В восьмом созыве Верховной Рады не будет недостатка в новых лицах. Но с объективной точки зрения этот факт может служить разве что поводом для завышенных ожиданий.
Короткая память
Украинские избиратели явно демонстрируют неравнозначное отношение к своим избранникам. Александру Морозу не простили коалиционный маневр 2006‑го, но, к примеру, Юрий Луценко, его однопартиец по СПУ, с тех пор трижды поменял политические принципы — последовательно переориентировавшись на Ющенко, Тимошенко и Порошенко.
Карьера самого Петра Алексеевича казалась завершенной осенью 2005 года — сегодня об этом бессмысленно вспоминать, как и о том, что его первой фракцией в парламенте была СДПУ(о), возглавляемая Виктором Медведчуком. В 2001 году Порошенко в качестве лидера партии «Солидарность» выступил сооснователем будущей Партии регионов — организации с труднопроизносимым названием Партия регионального возрождения «Трудовая солидарность Украины». Курировал этот проект Николай Азаров, на тот момент — главный налоговик страны.
Кто кого сменил?
В течение нескольких лет считалось, что залогом успешной политической или чиновничьей карьеры должно быть исключительно «донецкое» происхождение. Перекос был более чем заметен, и известно, к чему он привел, — но кто сменил «донецкий клан» в высших эшелонах власти? Исследование выявило интересную тенденцию: большинство состоявшихся украинских политиков, пользующихся поддержкой значительной части избирателей, «родом из 90‑х», если не раньше.
Тот же Александр Турчинов еще в 1993‑м был назначен советником тогда еще премьер-министра Леонида Кучмы — явно дал о себе знать фактор «днепропетровского землячества». Пройдет еще четыре года, прежде чем карьера Александра Валентиновича как создателя ВО «Громада» переплетется с карьерой Павла Лазаренко. Нелишним будет вспомнить, что в 1994‑м «Громада» поддерживала Кучму на вторых в истории страны президентских выборах.
Обретший всеукраинскую известность в дни Евромайдана Дмитрий Ярош приблизительно в это же время — ровно два десятилетия назад — стал одним из сооснователей организации «Тризуб», долгое время оставаясь «широко известным в узких кругах» деятелем националистического движения, которое и не ставило перед собой цель участвовать в публичной борьбе за власть.
«Коллега» Яроша по идеологическому спектру — Андрей Парубий, считающийся относительно «новым лицом» в украинском политикуме, — на самом деле пришел в политику еще в СССР, и в 1991 году, когда при его участии была создана Социал-национальная партия (прямая предшественница «Свободы»), имел за плечами уже больший политический опыт, чем Олег Тягнибок, с которым в итоге СНПУ и «Свобода» и ассоциируются.
Юрий Луценко уже в 1994‑м (ему тогда едва исполнилось тридцать) занимал должность заместителя председателя Ровенского областного совета. Правда, политической карьере второго номера Блока Петра Порошенко немало поспособствовал отец — Виталий Луценко, первый секретарь Ровенского обкома КПУ и народный депутат второго и третьего созывов.
Семейные связи оказали решающее влияние на политический путь Александра Вилкула (его отец возглавлял Днепропетровский областной совет и до сих пор является мэром Кривого Рога), Владимира Гройсмана (не последнего в Виннице бизнесмена, на предприятиях которого будущий вице-премьер трудился на директорских должностях с 16 лет) и Сергея Левочкина (Владимир Левочкин, генерал-полковник милиции, с 1972 года работавший в пенитенциарной системе и возглавлявший Госдепартамент по вопросам исполнения наказаний в 2001–2005 годах).
А если начало политической карьеры ныне успешного политика формально и приходится на начало двухтысячных, практически со стопроцентной уверенностью можно сказать, что перед нами — бизнесмен из все тех же девяностых, дополнивший предпринимательскую деятельность политической.
Из наиболее известных примеров — харьковчане Арсен Аваков, Александр Фельдман, Михаил Добкин и Геннадий Кернес (причем Кернес плотно сотрудничал с отцом Добкина — Марком). Триумфатор прошедших выборов Арсений Яценюк первое политическое назначение получил еще в 2001 году — но до этого, все в те же девяностые, успел проявить себя в бизнес-среде как юрист и банкир (аэродромом для несостоявшегося камикадзе стал банк «Аваль», в свое время крупнейший в стране). Его появление в правительстве АРК на должности министра экономики связывают с Валерием Горбатовым — тогдашним главой правительства автономии. Но, во‑первых, сам Горбатов в то время был видным представителем партии «Трудовая Украина», спонсируемой Виктором Пинчуком (зять президента Кучмы), а во‑вторых, выходец из Черновцов Яценюк был близко знаком и с генералом милиции Геннадием Москалем (он преподавал будущему премьеру криминалистику), и с Михаилом Папиевым (будущим министром и губернатором Буковины), от которого прямые нити ведут к, пожалуй, наиболее известному уроженцу Буковины — Дмитрию Фирташу.
Мертвое десятилетие
В отличие от девяностых двухтысячные оказались в полной мере потерянным десятилетием для украинской политики. Несмотря на то что на дворе середина «десятых», можно назвать довольно мизерное количество политиков всеукраинского уровня, чья карьера началась в этот период. И, как правило, политические успехи будут связаны с личными симпатиями бывших президентов.
В начале 2005‑го принимает решение о начале политической карьеры Виталий Кличко. В это время у Виталия Владимировича, заработавшего миллионы на ринге, уже проявились интересы к сфере столичной недвижимости. Одним из бизнес-партнеров Виталия в то время был Дмитрий Андриевский, депутат Киевсовета, влиятельный представитель «Нашей Украины», а на сегодняшний день — народный депутат. По словам знающих людей, в этот период у пула ведущих девелоперов столицы и появилась идея стимулировать Виталия Кличко побороться за кресло мэра Киева и за мандат народного депутата.
В это же время расцветает карьера наперсниц будущего президента Виктора Ющенко (тогда еще лидера партии «Наша Украина») — Веры Ульянченко и Ирины Геращенко.
В 2006‑м свой первый депутатский мандат получает Олег Ляшко — бывший скандальный журналист достался Турчинову (который в то время курировал медиаресурсы «Батькивщины») в наследство от развалившейся медиаимперии Павла Лазаренко (возглавлял приложение «Политика» газеты «Правда Украины»).
Зацикленность украинской политики на первом лице сыграла с элитами злую шутку. Большинство из фаворитов Виктора Ющенко и Виктора Януковича завершили политическую карьеру вместе со своими патронами. В середине второго десятилетия XXI века украинские избиратели вынуждены иметь дело либо с лицами, в политике совершенно новыми, либо с выходцами из «прошлых времен».