Уровень зарплат руководителей госпредприятий уже в скором времени может догнать частный сектор.

Об этом уже не первый месяц говорят в Минэкономразвития, где сейчас разрабатываются мотивационные модели для топ-менеджеров ГП.

Какую реакцию может вызвать «зарплатная реформа», можно только догадываться.

Около двух месяцев новость о «шокирующей» зарплате главы «Укргаздобычи» Олега Прохоренко была одной из самых обсуждаемых тем в СМИ и соцсетях.

Количество нулей в зарплатной ведомости молодого топ-менеджера поделило украинцев на два лагеря - одни считали оклад Прохоренко неприлично высоким. Другие встали на его защиту и стали уверять, что только таким путем можно победить коррупцию в госкомпаниях.

Позже сам Прохоренко объяснил, почему 398 тысяч гривен в месяц он не считает высокой зарплатой. По словам главы «Укргаздобычи», в частных компаниях менеджеры его уровня видят в зарплатных ведомостях цифры с гораздо большим количеством нулей, и с этим не поспоришь.

«Экономическая правда» узнала, какие зарплаты сегодня получают топ-менеджеры других крупнейших госкомпаний,  довольны ли они таким положением дел, и изменится ли уровень их доходов после анонсированной реформы госпредприятий.

ЭП разослала запросы в 30 крупнейших госкомпаний. Согласились раскрыть данные о зарплатах меньше половины из них. Остальные решили, что украинцам, которые фактически владеют госпредприятиями, не обязательно знать, сколько зарабатывают их менеджеры.

Компанія

Керівник

Середньомісячна ЗП керівник, грн

(з урахуванням окладу, бонусів та премій)

Дохід компанії

за 9 місяців 2015р, млн грн

Прибуток/збиток компанії

за 9 місяців 2015 року, млн грн

Укргазвидобування

Олег Прохоренко

398 000

27 557

661  (показники за 2015 рік)

ДП Енергоатом

Юрій Недашковський

84 250

23 494

1 301

Южний МТП

Олександр Лагоша

40 222

1 621

795,068

НАК Нафтогаз України

Андрій Коболєв

35 000

74 129

233,67

ПАТ Хмельницькобленерго

Олександр Шпак

32 638

637,788

49,761

Украерорух

Дмитро Бабейчук

29 643

1 594

469,261

ДПЗКУ

Борис Приходько

29 331

8 447

- 1 771

Укренерго

Всеволод Ковальчук (в.о.)

28 553

3 549

407,534

АМПУ

Андрій Амелін

23 000

4 934

3 350

Аеропорт Бориспіль

Євген Дихне (в.о.)

20 022

1 889

467,345

Укрспирт

Посада вакантна

14 000

1 277

164,04

Аеропорт Львів

Дмитро Шинкарчук

9 754

130,414

52,975

ДП Електроважмаш

Дмитро Костюк

7 970

1,232

- 53,038

Укравтодор*

Андрій Батишев

6 391

 

 

* - Укравтодор не є ДП та не може здійснювати господарську діяльність з метою отримання прибутку

Уровень оплаты труда топ-менеджмента украинских госкомпаний говорит о том, что возглавляют крупнейшие госкомпании страны, обороты которых исчисляются миллиардами, преимущественно «альтруисты» и «патриоты».

Так, глава нефтегазодобывающего гиганта НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев получает всего 1,5 тыс евро «чистыми» в пересчете с гривни.

То есть, это зарплата руководителя вертикально-интегрированной нефтегазовой компании, стоимость активов которой достигают 500 млрд гривен, а доходы на уровне 70-80 млрд гривен. Столько же примерно получает рядовой специалист нефтедобывающей компании, стоимость которой не превышает и десятка миллиардов, или водитель-дальнобойщик.

На вопрос, почему он продолжает оставаться на посту главы «Нафтогаза» с такой зарплатой, топ-менеджер отвечает так: «стране необходимы реформы, и сейчас у украинцев остался последний шанс основательно изменить страну».

Почти во всех ответах, которые ЭП посчастливилось получить от госкомпаний, прозвучали подобные ремарки.

В среднем 85 тыс гривен в месяц получает президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский. В его декларации указан доход за 2015 год на уровне 1,011 млн гривен. Вся сумма дохода Недашковского, которого хочет уволить министр энергетики Демчишин - заработная плата.

Возможно, это достойная оплата для директора по продажам в компании-дистрибьюторе холодильного оборудования, или животновода, решившего переехать в Швецию. Но не для топ-менеджера, который отвечает за целую атомную отрасль, генерирующую более 50% всей электроэнергии страны.

Впрочем, менеджмент «Энергоатома», похоже, все устраивает - ведь «теневые» доходы могут быть в разы больше, а возможностей в рамках такой оромной структуры более, чем предостаточно. Раньше «Украинская правда» уже писала о том, как используются «прокладки» при закупке уранового концентрата, или как побеждают на тендерах »Энергоатома» отдельные компании.

Государственная продовольственно-зерновая корпорация (ДПЗКУ) в 2012 году получила 1,5 млрд долларов кредитных средств от Китая. Балансовая стоимость активов компании - около 30 млрд гривен, а зарплата её главы такая же, как и у официанта круизного лайнера.

Должностной оклад главы «ГПЗКУ» в данный момент составляет 19,080 тыс. гривен. По должности установлены доплаты и надбавки в размере 100% должностного оклада».

В целом главе правления ГПЗКУ Борису Приходько за 2015 год начислили 315,972 тыс гривен заработной платы. В пресс-службе также сообщили, что премии и бонусы в прошлом году не начислялись.

Месячный оклад директора »Украэроруха» Дмитрия Бабейчука на 2014 год составил 29,6 тыс гривен.

«В связи с оккупацией Крыма, проведением АТО на востоке, которые вызвали снижение интенсивности полетов в воздушном пространстве Украины и, как следствие, привели к уменьшению дохода компании, зарплата директора «Украэроруха» была уменьшена почти вдвое по сравнению с предыдущими годами», - говорится в ответе пресс-службы на запрос ЭП.

Премий или бонусов директор предприятия не получал.

Должностной оклад директора ГП »Укрспирт» на 2016 год составляет 14 тыс гривен. Правда, условия оплаты труда директора могут дополнительно определяться контрактом, заключенным между ним и Министерством аграрной политики и продовольствия.

«В соответствии с условиями договора между работодателем и первичной профсоюзной организацией ГП «Укрспирт» на 2016-2020 годы директору дополнительно может выплачиваться премия в размере не более 100% от оклада и в отдельных предусмотренных договором случаях, надбавка в размере не более 50% от оклада», - заявили в компании.

Сейчас должность директора «Укрспирта» вакантна после ухода из компании и.о. председателя Романа Иванюка.

«Руководители, топ-менеджеры, должны приходить на достойную оплату труда. Я говорю о минимальной заработной плате и проценте от прибыли компании. Это, по моему мнению, справедливое отношение к руководителям и их труду. Что лучше для государства: платить топ-менеджеру 5% от прибыли предприятия, к примеру, в 500 млн гривен, или зарплату 10 тыс гривен в месяц при убыточности предприятия в те же 500 млн?», - заявлял он уже в статусе безработного.

Оклад главы »Укравтодора», как и состояние украинских дорог, оставляет желать лучшего - 6,391 тыс гривен. Доплата за ранг - 145 гривен. Социальная доплата (надбавка работникам, работавшим с материальными носителями, которые являются государственной тайной) - 15%.

Большая часть предприятий решила скрыть информацию о доходах своих руководителей, ссылаясь на то, что они не являются распорядителями бюджетных средств. Среди них такие компании как «Укрпочта», «Аграрный фонд», «Центреэнерго», ОПЗ, «Уголь Украины», «Укрзализныця», «Запорожьеоблэнерго», «Антонов», «Турбоатом» и другие.

Лед тронулся?

В середине февраля премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал конкурсы на руководителей пяти госпредприятий - «Электротяжмаш», «Укрэнерго», «Центрэнерго», «Укрспирт» и «Укрпочта».

«Я обращаюсь ко всем профессиональным менеджерам подать заявление на то, чтобы принять участие в конкурсе на назначение новых руководителей. Правительство полностью изменило систему оплаты труда для руководителей государственных компаний», - подчеркнул премьер.

Говоря об изменении оплаты труда для топ-менеджеров, Яценюк имел в виду подписанное 11 ноября 2015 года постановление, которое внесло изменения в Типовую форму контракта с руководителем предприятия, находящегося в госсобственности, и условий и размера оплаты труда руководителей госпредприятий, о чем ранее писала ЭП.

Старший советник министра экономического развития и торговли Адомас Аудицкас уверяет, что новые менеджеры будут получать рыночную зарплату.

«Зарплаты будут платить сами компании, как это происходит во всем мире. Уровень оплаты будет на уровне частного сектора. Мы хотим, чтобы наши компании показывали такую же эффективность, как и предприятия частного сектора», - сказал Аудицкас.

«Принцип начисления следующий: 25% зарплаты - фиксированная сумма, 75% - бонусы, которые зависят от результата. Будет хороший результат - будут зарплаты. Нет результата - нет зарплаты. От такой системы будет выигрывать и государство, и руководитель», - отметил замминистра.

Аудицкас рассказал также о проблемах, с которыми сталкивается Минэкономики в попытках сменить засидевшихся руководителей.

На вопрос о том, почему объявлены конкурсы только по шести предприятиям, Аудицкас отметил, что без принятия соответствующего закона, невозможно разорвать контракт с действующими менеджерами.

«Мы можем назначать кандидатов только там, где есть вакансии, а они появляются после окончания действия контракта руководителя. У нас сейчас есть 12 вакансий, по шести мы уже начали работу, скоро начнем конкурс еще по 6 компаниям», - сказал замминистра.

По его словам, в парламент уже подан Закон, который дает Кабмину полномочия в одностороннем порядке разрывать контракты с руководителями. После принятия этого Закона можно будет провести перезагрузку на 50 крупнейших госкомпаниях.

Отвечая на вопрос о том, может ли Кабмин или Наблюдательный совет компании уволить менеджера, который уже после назначения ввязался в коррупционные схемы, или его работа признана неудовлетворительной, Аудицкас заявил, что для этого необходимо чтобы вступил в силу принятый недавно закон 3062.

«Чтобы разорвать контракт с руководителем, который не будет показывать хороший результат, необходимо чтобы вступил в силу принятый недавно закон, который позволит создать Наблюдательные советы у которых будут полномочия разрывать контракт с руководителем. В данный момент ситуация размытая, не совсем понятно кто несет ответственность за работу руководителя», - сообщил представитель МЭРТ.

Давление политики

Еще одним препятствием дляуспешной работы новых менеджеров может стать политическое давление на руководство госкомпаний.

Недавно на самом высоком уровне разгорелся скандал, из-за которого решил уйти в отставку глава МЭРТ Айварас Абромавичус. Министр обвинил одного из лидеров БПП Игоря Кононенко в попытке подмять Минэкономразвития под себя.

«В течение года Кононенко лоббировал своих людей на должность гендиректора «Укрхимтрансаммиака». Кононенко имел непосредственный интерес в этой компании, и вместо того чтобы помочь мне свергнуть «регионала» Виктора Бондика, завел своих людей, которые в итоге совместно управляют этим предприятием», - заявил Абромавичус.

По его словам, депутат от БПП, подконтрольный Кононенко, давил на назначения в «Укрвнешинформ», предприятия порошковой металлургии, Нацагентство аккредитации Украины и несколько других предприятий.

О «политической крыше» и «смотрящих» раньше ЭП рассказывал  и бывший глава ГП «Артемсоль» Денис Фоменко.

Яценюк ранее уверял, что принятый закон »О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной собственности», полностью лишает руководство госкомпаний политического влияния и политического давления.

«Для достижения высоких результатов, первое, что необходимо - чтобы не было политического влияния. Его пока мы не чувствуем. Как будет в будущем - мы не знаем. Многое будет зависеть от следующего министра. Номинационный комитет - это очень хороший фильтр, но необходимо, чтобы работала вся система», - говорит Аудицкас.