«Теории, которые когда-то помогли богатым странам разбогатеть, исчезли из современных учебников и практической экономической политики, и одновременно с этим тексты, в прошлом породившие успешные экономические стратегии, исчезли из библиотек».
Эрик С.Райнерт
Украина — одна из крупнейших стран в центре Европы, обладающая колоссальным потенциалом, в том числе интеллектуальным, для того чтобы выстроить процветающую экономику, богатое и благополучное общество. Вместо этого наша экономика деградирует, население сокращается (за 20 лет на 10 млн чел.), уровень жизни катастрофически падает, а страна в целом все дальше скатывается по колее так называемой ловушки бедности — состояния неудачников третьего мира. За последние полтора года этот процесс особенно обострился.
Ловушка бедности — это парадоксальный феномен, возникающий в странах (часто богатых природными ресурсами) вследствие выбора ими неправильной модели развития. Ловушка бедности в Украине — это самоуглубляющаяся социально-экономическая воронка, то есть самоподдерживающийся механизм консервации бедности населения и деградации экономики, в которую втянуты все участники — и ее жертвы, и создатели. Жертвы — подавляющее большинство населения — страдают не только материально от низкого уровня жизни, но и морально от невозможности цивилизованной реализации своего потенциала в родной стране и от полной потери доверия к государственной власти. Создатели — сросшиеся с политическими экономические «элиты» — при каждой смене власти перманентно находятся под угрозой потери своих активов, собственности и, не исключено, свободы или жизни. Ловушка бедности представляет собой порочный круг: отсутствие надежных прав собственности→краткосрочность инвестиций, вывод капитала, слияние бизнеса и власти→модель консервации структуры слабой экономики→низкие доходы населения→сжатие внутреннего рынка→слабая экономика→… То есть это движение по спирали углубления бедности страны и перманентная основа для кризисов. А государственное управление напоминает ожесточенное деление уменьшающегося «пирога» вместо заботы о его увеличении в целом.
Ясно, что для всех слоев общества это тупиковый путь развития. Для выхода из тупика и выстраивания национального консенсуса по развитию Украины и превращению ее в богатое и благополучное общество необходимо ясное понимание механизмов, загнавших и удерживающих экономику в ловушке бедности. Как она возникла, почему обладает такой цепкой магнетической силой, как ее преодолеть и сформировать сильную экономику, основанную на благосостоянии для всех? Если на уровне госуправления вместо мышления нищеты будет доминировать глубокое понимание этих вопросов, тогда Украина получит шанс вырваться из разряда стран третьего мира, став такой, какой должна быть, — богатой и процветающей.
Ловушка бедности формируется и постоянно подпитывается из трех взаимосвязанных источников:
— господствующей парадигмы понимания экономических процессов;
— проблем с правами собственности и коррупцией;
— отсутствия правильного экономического курса.
Проблема господствующей парадигмы. Сегодня критически важно осознавать, что в классической экономике, построенной на идеях Смита и Рикардо, а также в принципах Вашингтонского консенсуса, составляющих основу стандартных рецептов МВФ, игнорируются важнейшие для Украины вопросы о способах перехода стран от бедности и отсталости к состоянию богатой и сильной экономики. Это приводит к мысли о том, что человечество забыло, каким образом богатые страны стали богатыми. Постулаты об основной роли полной либерализации, тотальной приватизации, открытии рынков и сокращении роли государства до минимума — это полная противоположность тем практическим стратегиям, которые использовали США, Англия и европейские страны, когда, находясь в состоянии, подобном нашему, совершали болезненный переход от глубокой бедности, коррумпированности и технологической отсталости к богатству и процветанию.
Известный норвежский экономист Эрик Райнерт, посвятивший свою жизнь исследованиям проблем ловушки бедности в 49 странах и изучению работ выдающихся экономистов досмитовской эпохи о стратегиях выхода из нее, утверждает, что их книги сотнями томов списывались и исчезали из ведущих мировых библиотек. В частности, это работы Джона Кэри (1649–1720) — идеолога промышленной революции в Англии, Антонио Серра — создателя теории неравномерного развития государств и принципов создания богатства страны (1613), Фридриха Листа (1789–1846) — выдающегося немецкого теоретика промышленной политики и неравномерного развития, а также многих других. Коллекция Райнерта содержит 50 тыс. томов старых книг, в которых задокументирована история экономической мысли и политики за последние 500 лет. В них ценнейший опыт и экономическая политика стран нынешней «большой семерки», сотни лет назад совершивших переход от бедности и отсталости к богатству и процветанию. Этих идей, теорий и опыта нет в современных классических учебниках по экономике, построенных совсем на другой парадигме, ставшей основой Вашингтонского консенсуса и игнорирующей вопросы неравномерного развития стран, механизмы роста их богатства или бедности.
В чем же состоят массово забытые идеи старых мастеров теории и практики экономической политики, которые помогли многим странам вырваться из ловушки бедности и добиться прочного богатства и процветания?
1.Критически важными для страны являются виды деятельности, которые доминируют в ее экономике. Одни виды обладают свойством приводить страну к «специализации на бедности» и консервации ее отсталости, другие — к «специализации на росте богатства» и стимулированию ее развития. Если в экономике доминируют виды деятельности первого типа, то даже при росте ВВП страна все глубже погружается в ловушку бедности и все более прочно консервирует свою отсталость. В этом случае рост ВВП является неустойчивым и легко может смениться падением экономики, валюта страны часто обесценивается, инфляция растет, расслоение общества по уровню доходов усиливается, основная масса населения становится все беднее, и все чаще происходят кризисы и революции.
- Существует глубокий водораздел между двумя типами экономической деятельности, определяющими судьбу нации, — быть ей богатой и процветающей или бедной и отсталой. Этот водораздел определяется способностью экономической деятельности генерировать убывающую или возрастающую отдачу. Специализация страны на деятельности с убывающей отдачей ведет к ловушке бедности, доминирование видов деятельности с возрастающей отдачей выводит страну на спираль самоускоряющегося роста благосостояния.
Суть деятельности с убывающей отдачей (закон убывающей отдачи, law of diminishing returns) в том, что при увеличении объемов производства происходит снижение отдачи факторов производства или, научным языком, снижение предельной производительности факторов. Пример по Райнерту: если использовать все больше тракторов и трудовых ресурсов на одном картофельном поле, то по достижении определенного момента каждый новый работник или новый трактор будет производить меньше, чем предыдущие. Убывающая отдача характерна для добычи сырья, сельского хозяйства и переработки с низкой добавленной стоимостью, то есть для производств с активами, зависящими непосредственно от природы. Страны, которые остаются в ловушке убывающей отдачи — занимаются экспортом сырья и вынуждены импортировать потребительские товары с высокой добавленной стоимостью, попадают в спираль углубления бедности и консервации отсталости.
Чудодейственная особенность видов экономической деятельности с возрастающей отдачей (закон возрастающей отдачи, law of increasing returns) состоит в том, что расширение объемов производства приводит к снижению удельных издержек и росту отдачи от дополнительных факторов производства, то есть к росту предельной производительности труда. Развитие таких производств и экспорта их продукции оказывает волшебное влияние на экономику через развитие рабочей силы, рост занятости и доходов населения, мультипликативное воздействие на другие отрасли и стабилизацию валютного курса, рост прибылей для собственников такого бизнеса и увеличение поступлений в бюджет. Страны, овладевшие возрастающей отдачей, создают мощную основу для запуска спирали самоускоряющегося роста.
Такими свойствами обладают виды деятельности с высокой добавленной стоимостью, в частности, обрабатывающая промышленность с конкурентоспособными технологиями, высокотехнологичный сектор, сфера интеллектуальных услуг, в т.ч. IT-индустрия. Например, разработка первого экземпляра компьютерной программы стоит дорого, но производство всех последующих копий осуществляется уже с минимальными удельными издержками и, следовательно, возрастающей отдачей.
- Все богатые страны разбогатели потому, что сумели приручить и поставить себе на службу возрастающую отдачу. Это был тот ветер, который помог им перейти от слабости и бедности к экономическому могуществу. Десятилетиями правительства и правящая элита этих стран проводили активную промышленную политику — основывали, субсидировали и защищали динамичные отрасли обрабатывающей промышленности и развитие технологий.Они использовали одну и ту же стратегию — отказывались от экспорта сырьевых товаров и убывающей отдачи и развивали производства в тех отраслях, где был сконцентрирован технологический прогресс. Именно так действовала Англия, где в 1485 г. с восхождением на трон Генриха VII зародилась промышленная политика. Основы для богатства Европы были заложены с помощью тех же принципов: культа мануфактуры Джона Кэри и промышленной политики, описанной в трудах Фридриха Листа.
Итальянский ученый Антонио Серра еще в 1613 г. открыл «секрет самоускоряющегося роста», который заключается в одновременном соблюдении следующих четырех условий:
1) отказ от экспорта сырья;
2) активная промышленная политика, направленная на развитие отраслей с возрастающей отдачей;
3) диверсификация производств с возрастающей отдачей (это создает эффект мультипликации, в частности взрывной рост количества рабочих мест);
4) поддержание эффекта синергизма со слабыми экономиками: импорт сырья из этих экономик и поставка по экспорту на их рынки товаров с высокой добавленной стоимостью.
Могущество США начиналось с промышленной политики известного министра финансов Александра Гамильтона и стремительной индустриализации американской экономики в соответствии с рецептами Серра.
Интересно, что принципы Вашингтонского консенсуса (открытие рынков, полная либерализация, жесткая бюджетная экономия, то есть невозможность проведения активной промышленной политики) очень похожи на требования для слабых экономик, способствующие выполнению четвертого условия Серра для включения самоускоряющегося роста сильных экономик. При выполнении этих требований слабые экономики становятся еще слабее.
У творцов богатства развитых стран не вызывало сомнений то, что оно создается путем индустриализации и технологического прогресса с помощью оптимального сочетания активной роли государства и сил рынка. Это же подтверждается и недавними примерами экономического чуда Сингапура и послевоенной Германии. Чикагская экономическая школа в теории призывает к невмешательству государства в экономику, при этом, по свидетельству Райнерта, мэр Чикаго тратит миллионы долларов государственных фондов на создание инкубаторов для наукоемких производств.
Вывод для Украины состоит в том, что в области экономической политики более правильно было бы следовать парадигме досмитовских экономистов и успешным практическим стратегиям создателей сильных экономик, а не советам их забывчивых потомков.
Проблема собственности и коррупция. Часто в качестве аргумента против промышленной политики в Украине приводится довод о том, что при такой высокой коррупции на уровне всех ветвей власти денежные потоки, предусмотренные программами, не дойдут до производства. Этот довод, бесспорно, является убийственным для любой экономической политики. Но, образно говоря, если в теплицу попадают вредители, мы же не боремся с теплицами, а боремся с вредителями. Здесь возможен подход, основанный на комбинации метода Ли Куан Ю с методом изменения мотивации и поведенческих стереотипов, которые сформировались.
Для собственников бизнеса в Украине и экономики в целом существует системная проблема, состоящая из нескольких элементов:
— процессы приватизации госимущества и приобретения других активов в Украине прошли со многими нарушениями законодательства, что в сочетании с другими факторами создает для владельцев постоянную угрозу потери собственности;
— при каждой смене политической власти и правительства владельцы крупного бизнеса оказываются под угрозой потерять свои активы и стать объектами преследования или рейдерского захвата собственности;
— под влиянием перечисленных обстоятельств такие бизнесмены высоко мотивированы идти в политику или иметь непосредственное влияние на политиков, чтобы защитить свои бизнес и собственность. То есть возрастает мотивация для коррупционных схем со стороны предложения финансовых ресурсов;
— владельцы крупного бизнеса и другие, попав в политику и имея такие свойства мышления и поведенческие стереотипы, как иррациональная жажда обогащения, уже не только защищают свой бизнес, но и пытаются отобрать его у других, тем самым запуская новый виток порочного круга бедности для страны.
Все эти факторы формируют несколько сильных поведенческих доминант в среде крупного бизнеса, определяющих модель развития экономики, — низкая мотивация к долгосрочным инвестициям (так как есть неуверенность в сохранности собственности), краткосрочность операций, вывод капитала, работа через офшоры и уклонение от уплаты налогов. На фоне отсутствия государственной промышленной политики это ведет к доминированию в экономике видов деятельности с уменьшающейся отдачей и развитию по схеме погружения в ловушку бедности: добыча сырья и низкая степень переработки→экспорт сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью→вывод капитала→низкие зарплаты→импорт товаров конечного потребления→сжатие внутреннего рынка→консервация слабой экономики→углубление ловушки бедности. Можно продолжать эту цепочку дальше — рост социального напряжения, увеличение вероятности революции и свержения власти и далее новый аналогичный виток.
Опасность состоит в том, что для всех участников этого процесса в условиях внешней агрессии и неуемных аппетитов северного соседа все может закончиться очень плохо. Это напоминает сценарий экологической катастрофы, когда каждый, преследуя свои личные интересы, ухудшает экологическую среду и затем оказывается жалкой жертвой собственной жадности. Работает универсальный вселенский закон о возврате к каждому из нас того, что мы посылаем в этот мир.
Необходимость нового экономического курса. Необходим новый экономический курс, мощная конструктивная стратегия, которая даст энергию роста и решение больных проблем общества.
Необходимы широкие национальные консультации для выработки общественного консенсуса и плана системных действий по следующим (пока общим) направлениям:
- Разработка оптимального механизма окончательного закрепления прав собственности и недопущения новых рейдерских захватов и передела собственности.
- Разделение бизнеса и государственной власти, выработка механизмов для активизации процесса формирования социально ответственного бизнеса и социально ответственной государственной власти.
- Смена экономического курса для перехода из состояния бедности и отсталости к высокотехнологичной экономике на основании системной экономической стратегии и активной промышленной политики в соответствии с принципами, описанными выше. Это обеспечит выход из ловушки бедности, переход к спирали самоускоряющегося развития и рост благосостояния для всех.
- Разработка стратегии и тактики развития финансовой системы как инструмента достижения целей нового экономического курса, экономической стратегии и, в том числе, промышленной политики.