Откуда рождаются деньги? Почему у одних этих денег всегда больше, чем у других? Какую роль при этом выполняет кредит?.. Простой и вместе с тем поучительный пример рождения товарно-денежно-кредитных отношений был показан в повести «Республика Шкид»1. Авторы повести автобиографически описали свое обучение в петроградской школе для трудных детей в 1920-х годах. Но нас здесь заинтересует только один эпизод, изложенный в главе «Великий ростовщик».

Гражданская война в России 1917-1922 годов оставила после себя не только огромное количество беспризорников, но и разрушенную экономику. И даже простой некачественный хлеб был большой ценностью, тем более в детском школе-доме.

Итак, как-то среди шкидовских воспитанников появился один ничем не примечательный шкет Слаенов. И в первый же день он поменялся с другим пацаном своей дневной осьмушкой хлеба на его вечернюю четвертушку, то есть обеспечил удвоение за несколько часов хлебной «инвестиции». Слаенов сделал свой первый обмен без принуждения, всего лишь использовав временную слабость изголодавшегося шкидовца. Вечером «хлебный кредит» распространился уже на двоих человек. Получить и съесть пайку хлеба сейчас, пусть и взяв на себя обязанность отдать вдвое большую в близком будущем, оказалось достаточно привлекательной перспективой для голодающих младшеклассников. И через неделю первое младшее отделение в полном составе, а также половина второго оказались должниками предприимчивого дельца.

Стоит сказать, что Слаенов сначала распространил свое влияние только на нижние, младшие два уровня школы (сам он был из второго отделения). Старшие третий и четвертый курсы оставались неподконтрольными, и Слаенов прекрасно понимал риск того, что их вмешательство может разрушить его ростовщическую деятельность. Поэтому он начал регулярно снабжать сначала хлебом, а затем и другим продовольствием старшеклассников из четвертого класса (после накопления некоторого запаса хлеба Слаенов начал продавать его и покупать различные товары – от пирожных и конфет до лимонада и колбасы). Через некоторое время самые взрослые воспитанники как бы незаметно превратились в телохранителей Слаенова. Впрочем, они осознавали свою новую роль, но предпочитали не задумываться о негативной эмоциональной стороне и с благодарностью принимали подарки ростовщика.

Покорение третьего отделения произошло через азартную игру в очко. Путем шулерства, везения или просто мастерства, но Слаенову удалось выиграть пайки и этих старшеклассников. В результате уже три четверти школьников платили хлебом по долгам дельцу, а старшее четвертое отделение ежедневно пировало и поддерживало новые порядки.

На следующей стадии развития хлебно-кредитных отношений появился класс «услужников», готовых за хлеб делать все, что им скажут. Теперь младшеклассники выполняли разнообразную работу за Слаенова и пацанов из старшего четвертого класса, которые перешли в разряд «тунеядцев-буржуев». Слаенов был провозглашен «хлебным королем» и «золотым тельцом».

Апофеозом общественных изменений стало введение рабовладения – «Хлебный король» с четвертоотделенцами обзавелись собственными рабами, которых, кроме работы, принуждали петь, танцевать и всячески развлекать своих «хозяев».

Все закончилось неожиданным бунтом голодных заемщиков – в один из дней несколько третьекурсников отказались возвращать хлебный долг. Вопреки надеждам Слаенова старшеклассники отказались выбивать за него долги, и система рухнула. Все долги были аннулированы, рабство отменено, а «хлебного короля» избили.

Полтора месяца кредитно-хлебных отношений закончились революцией и бегством «великого ростовщика». Они возникли из голода, удерживались на подкупе и страхе, но в итоге потерпели крах.

Остановить крах «хлебной» кредитной пирамиды могли только силовые действия старшеклассников-силовиков, и то до поры до времени. В этой простой истории заложен очень важный урок для современных и будущих «слаеновых».