— Я не переживаю за курс доллара — все деньги вложил в доллар.
— Может, все-таки — в доллары?
— Да нет, именно в доллар, на два не хватило гривни.
Из Интернета
Даже бюджетные ориентиры, заданные чиновниками, обозначили планку инфляции в т.г. на сверхвысоком уровне в 26%. Реально же по целому ряду товаров первой необходимости официальный инфляционный порог достигнут и с запасом перекрыт уже к концу февраля. Похоже, гривня заразилась эффектом «горячей картошки». Потребители спешат «скинуть» ее как можно быстрее, опасаясь очередного роста цен на товары первой необходимости…
Для справки. Инфляционный налог — экономические потери, которые несут держатели денег. Эти потери связаны с уменьшением ценности денег вследствие инфляции, с одновременным присвоением выгоды центром эмиссии, вызвавшим инфляцию. В современном мире центры эмиссии управляются государством, таким образом, с держателей денег взимается скрытый налог.
Немаленькие цены обещают основательно подрасти
Если 2014-й был годом начала девальвации национальной денежной единицы, то 2015-й обещает стать беспрецедентным «инфляционным» годом.
Еще в конце февраля покупатели, посетившие магазин одного из крупнейших сетевых операторов мелкооптовой торговли, были неприятно удивлены. Вместо обычных в последние годы трех расчетных касс в торговой точке работали 12. Однако даже максимальное количество пунктов расчета едва справлялись с невиданным потоком покупателей, сметавших с прилавков буквально весь ассортимент товаров, да так, что некоторые полки опустошались на глазах.
Не помог и ограничительный метод 90-х, т.е. попытка администраций многих супермаркетов ограничить выдачу товара в одни руки.
Вместо привычных пяти-семи минут у кассы очереди растянулись на часы ожиданий. Сократить время в них можно было, лишь заняв очередь сразу же после входа в торговый центр.
Причина неожиданного ажиотажа (на порядок превысившего даже новогодний) — анонсированное почти всеми производителями и поставщиками тотальное подорожание товаров первой необходимости.
Итак, немаленькие цены обещают еще основательно подрасти. И это после той откровенной дефляции или инфляции, балансирующей на значениях, близким к нулевым, которая наблюдалась в экономике Украины в 2013-м. В 2014-м ситуация коренным образом изменилась, хотя цены поднимались достаточно мелкими шагами по 2—5% на товары отечественного производителя и чуть значительнее — на товары «забугорного» происхождения. Население и бизнес надеялись на возрождение стабильности и прогнозированности. Похоже, именно сейчас иллюзии развеялись. Мы уверенно возвращаемся в подзабытые 90-е.
Гривню «сбросили с крыши»
Уровень зарплат украинцев не выдержал конкуренции с зарплатами жителей Ганы, Бангладеш и Замбии. Еще совсем чуть-чуть — и получающие минимальную зарплату соотечественники будут работать за один доллар в день. Всемирный банк в качестве порога абсолютной бедности признает существование человека на сумму менее чем 1,25 долл. США в день. Еще осенью прошлого года международная благотворительная организация HelpAge International составила рейтинг лучших стран для проживания пожилых людей. В индексе, оценивающем уровень жизни людей преклонного возраста, Украина опустилась с 66-го на 82-е место, уступив одну позицию Гане и обогнав на один пункт Марокко. Данный показатель является наихудшим для Восточной Европы.
Свежих данных по 2015 г. нет, но не исключено, что за прошедшие несколько месяцев мы стали одними из антилидеров списка.
Осенью прошлого года, когда гривню не просто отпустили в свободное плавание, а откровенно «сбросили с крыши», цена импорта взлетела до небес, а к декабрю стали подтягиваться и цены на отечественное. И если Новый год украинцам еще удалось отпраздновать по более-менее адекватным ценам, то после праздников импорт взлетел в несколько раз, а на огромный ряд чисто украинских товаров производители для начала анонсировали подорожание от 10 до 50%.
Особенно больно ударили по кошельку потребителя такие социально значимые товары, как сахар (трудно поверить, но еще пару недель тому назад он стоил менее 10 грн/кг, а сейчас просто отсутствует на многих оптовых базах), вся без исключения кондитерка, хлебобулочные изделия. Еще в начале осени кирпичик «социального» серого хлеба можно было приобрести за 3,9 грн, две недели назад те же торговые точки отпускали его по 6,35 грн, сегодняшняя цена — уже 8 грн, т.е. итоговое подорожание в два раза. Баночку сардин, которые не всякая кошка согласится потреблять, еще можно купить по двадцатке. Этот же продукт довелось на днях встретить в маркете по цене в 33,5 грн за баночку далеко не деликатесной рыбы. Совсем недавно по такой цене реализовалась 140-граммовка красной икры. С растительным маслом вообще отдельная история: за этим продуктом, подорожавшим за последние дни «всего лишь» на 50—80% (в зависимости от региона), покупатели устроили настоящую охоту, опасаясь дальнейших ценовых прыжков. Поскольку это продукт длительного хранения, запасались зачастую на год. Там, где еще осенью 900-граммовая бутылка растительного масла продавалась по 14 грн, сейчас в тех же магазинах она предлагается по цене близкой к 30 грн. Зашкаливают цены на все специи и приправы, на молотый и растворимый кофе, а все виды чая вообще «улетели в космос». Почти все товары бытовой химии после Нового года дорожали едва ли не еженедельно, некоторые позиции ассортимента прибавили в цене почти до 100% за один месяц!
Чуть меньше подорожали соки, пищевая сода, масло, сыр, мясные и макаронные изделия, а также «народная» мивина.
Понятно, что ажиотаж уже пошел на спад, и даже цены на некоторые продукты первой необходимости значительно откатятся, вот только прежних цен не будет уже никогда. При этом 26-процентная годовая инфляция остается фантазией чиновника.
В сетевых магазинах электроники, еще год назад забитых до отказа европейскими товарами, торговые площади теперь забиты китайскими изделиями совершенно иного класса. Ну а то, что осталось от техники известных европейских брендов, выставлено просто по фантастическим ценам. Теперь, к примеру, на хороший холодильник известной европейской марки многим украинцам и за пару лет не накопить.
Товары не первой необходимости, среди которых, к примеру, одежда и обувь известных мировых брендов, украинцы все чаще вынуждены заменять «базарно-лотково-переходным» ассортиментом.
Финансовая нестабильность ударила по покупательной способности населения, одновременно взвинтив арендную плату в магазинах. Работать в таких условиях предпринимателям попросту невыгодно, именно поэтому беспрецедентное за последние десятилетие количество помещений «сверкает» пустыми витринами да вывесками «аренда-продажа» даже в прицентральных районах крупных городов, что ранее было немыслимо.
Украина рискует стать страной, где большинство населения опять, как и в 90-е, начнет одеваться на рынках и в «планетах секонд-хенд».
Инфляция «без спирали»
Едва ли не впервые в истории страны инфляция раскручивается «без спирали», т.е. не сопровождается ростом заработных плат и доходов, что может совсем скоро привести к полномасштабной социальной катастрофе и окончательному уничтожению потребительского спроса на фоне парадоксально растущих цен. Причиной сумасшедших цен в стране явилось не растущее благосостояние населения и не возросший спрос на товары, а растущие издержки, безумное повышение себестоимости, вызванное ростом цены импортной составляющей производства.
Уже сейчас для подавляющего большинства украинцев стали недоступными не только электроника, элементарная бытовая химия и многие качественные продукты, но и медицина. Большинство отраслей страны, так или иначе, критично импортозависимы, а, значит, вопросы курсовой стабильности имеют непосредственное отношение к уровню отпускных цен производителей и ценникам оптовой и розничной торговли.
Инфляция, огромной волной накрывающая страну, вызвана, в первую очередь, именно валютной нестабильностью. В прошлом году был допущен целый ряд системных ошибок, которые привели к многократной девальвации национальной денежной единицы, послужившей, в свою очередь, драйвером запуска немыслимой ценовой гонки.
Черный рынок запивает шампанским
Критические ошибки чиновников хорошо известны. Именно они привели к тому, что нормальная маржа покупки-продажи валюты зачастую увеличилась как в банках, так и на черном рынке с 5—10 коп. образца 2013 г. (даже не верится, что такое было) до 5—7 грн в году текущем. Среди таких ошибок, в частности, следующие.
1. Введение ограничения на доступ вкладчика к собственным валютным вкладам. Эквивалент доступных к ежедневному снятию средств поначалу был равен 1200 долл. США, или 920 евро. Презентом к такой опции стало ежедневное томление в очередях возле валютных касс финансовых учреждений для желающих снять средства на крупную покупку, поездку в отпуск или на лечение. В настоящее время эквивалент доступных средств ограничен суммой около 600 долл., или приблизительно 450 евро. Только вкладчики с необыкновенно крепкими нервами могли спокойно наблюдать за тем, как ограничиваются их права на одномоментное снятие собственных накоплений.
2. Отсутствие моратория на досрочное расторжение депозитных договоров. У чиновников достаточно короткая память, не надо было даже изобретать велосипед, ведь этот инструмент был успешно апробирован в предыдущие сложные годы. В ближайшее время этот метод, скорее всего, будет применен, однако опоздание настолько велико, что эффект будет минимальным.
3. Облагать вклады налогами можно и нужно, и так делают во всем мире. Вот только делать это в условиях разгара валютно-банковской лихорадки — летом 2014-го — наверное, не следовало. Введение сначала 15%, а затем (в 2015 г.) — 20% налога на депозиты лишь подлило бензина в огонь нестабильности.
4. Введение 2% пенсионного сбора с покупки валюты. Опять же мера (в мирное «валютное» время) нормальная, но несвоевременная. Не в условиях же жесточайшего недостатка валюты в стране, связанного в т.ч. с потерей «валютодобывающих» промышленных предприятий, падением экспортных цен и действием других, не менее удручающих, факторов, ее применять. После такого приятного сюрприза спрос на шампанское в окрестностях точек «черного» валютного рынка резко возрос.
5. Слишком запоздалое введение временных администраций в некоторые финансовые учреждения, и совершенно ненужное предварительное фарширование их «рефинасом» — гривней, которая зачастую плавно перетекала на сверхдефицитный валютный рынок. Ежемесячной минималкой в 1200 грн или мизерными пенсиями трудно взбаламутить валютный рынок, а вот многонулевым суммам рефинансирования такое вполне под силу.
Среди основных «похитителей» валюты в данном случае — две категории. Первая — финансовые учреждения (мародеры-спекулянты). Вторая — население, которое после введения ограничений на снятие, подчеркнем, окончившихся депозитных договоров, снятые со счетов суммы немедленно переводило в товар или в любую валюту стран мира.
6. Сверхнеудачные вербальные интервенции. Украинцы теперь верят в народную примету: если чиновник говорит о снижении курса доллара — жди его неминуемого роста.
И если беспрецедентный отток вкладов в валюте и национальной денежной единице послужил детонатором возникших проблем, то гигантский дефицит бюджета, масштабное превышение расходов над доходами и эмиссионное его покрытие являются своеобразным порохом, и вся эта смесь в итоге приводит к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений, текущих доходов населения и экономическому спаду.
Абсцесс затронул и здоровые банки
В результате системных ошибок финансовая система страны полуразрушена. Вместо того, чтобы резко ликвидировать проблемные банки еще весной минувшего года, были предприняты затяжные попытки поддержать на плаву свежей гривней даже явных финансовых «дохляков». Сейчас эта гривня лезет боком, абсцесс затронул и ранее вполне здоровые финансовые учреждения, а количество «завалившихся» банков уже пугает.
Обязательства лопнувших банков обязан исполнять Фонд гарантирования вкладов (ФГВ), в котором «родные» деньги (т.е. собранные от взносов финучреждений) давным-давно закончились. На наполнение ФГВ опять же нужна гривня, которая сразу же после выплат улетает на обезумевший валютный рынок.
Запущен порочный круг, и если регулятор не свяжет избытки денежной массы, пусть даже небезупречным методом «гривнедефицита», или не менее небезупречными жесткими административными мерами, и не «откатит» гривню с катастрофических рубежей, серьезное заболевание экономики неизбежно. Кстати, совсем недавно именно жесткая «административка» откатила валютный рынок более чем на 10—15 грн/долл. от рубежа коллапса в 40 грн/долл. А если бы эту «административку» предприняли на день-два раньше, то, пожалуй, и массового набега на полки магазинов можно было бы избежать.
Даже при троекратном повышении цены на газ для несубсидируемых категорий населения может получиться так, что с учетом новых курсовых значений оплата производится «по старым ценам», дефицит «Нафтогаза» вместо сокращения наоборот увеличится. Придется поднимать тарифы бесконечно, одновременно мощно индексируя доходы населения, иначе возникнет кризис тотальных неплатежей.
Карусель вполне может закончиться гиперинфляцией и многими дополнительными нулями на купюрах.
Впрочем, еще не поздно предотвратить такой сценарий.
Шанс
Последний шанс для того, чтобы остановить скатывание в экономическую бездну — использовать предполагаемые заемные средства МВФ для либерализации валютных ограничений. Тушить пожар надо водой, а не бензином, успокоить волнение в банковской системе можно не гривневым рефинансом, который наоборот разгоняет курс доллара до бесконечности, а полным отказом от угнетения вкладчиков, а также, возможно, валютными кредитами НБУ системообразующим банкам. Инструментов для этого предостаточно, а средства дают международные кредиторы, поэтому наша задача — не «спустить их в трубу», а восстановить курс, остановить гонку цен и запустить экономику.
Высокопоставленные чиновники утверждают, что курс, заложенный в бюджете (21,7 грн/долл.) является сверхоптимистичным. Тем не менее, есть еще возможность «прибить» доллар к планке, близкой к 20 грн/долл., уже к лету т.г. Кроме надлежащего использования валютного парашюта от МВФ для этого потребуется освободить от гнета «депозитчиков», приостановить эмиссию (проще говоря, наконец-то притормозить печатный станок), свести к минимуму гривневый рефинанс, по необходимости дополнив его валютным в строго ограниченных рамках.
В противном случае, как считает большинство участников основного финансового форума страны, курс доллара к гривне может зависеть только от полета вашей фантазии, и многолетние гривневые накопления и текущие доходы граждан могут быть просто сожжены окончательно.
К сожалению, при любых раскладах ценники в магазинах к прежним уровням не возвратятся уже никогда. Вопрос заключается лишь в том, ограничится ли дело просто инфляцией, измеряемой десятками процентов, или же, после получения заработной платы, задачей многих будет быстрее добежать до ближайшего магазина и оставить там все заработанное. Мы это уже проходили. Возвращаться обратно нет большого желания.
Р.S. Пока материал готовился к печати, доллар сильно откатился, гривня за считанные дни укрепилась практически на 35%. На фоне ожиданий кредита МВФ впервые за последний год курсы банковских учреждений и «черного» рынка почти сравнялись.
А вот цены на товары первой необходимости откатились точечно. Немного снизились цены и на импорт в соответствии с новыми обстоятельствами на валютном рынке. Тем не менее, прогноз по инфляции на год остается пессимистическим, рост цен впервые за много лет без вариантов будет исчисляться десятками процентов. Кроме того, Нацбанк принял решение повысить учетную ставку с 19,5 до 30%. Этот шаг необходимо было делать давно, вот только период, в течение которого могут действовать такие ставки, весьма ограничен, иначе они окончательно «закатают в асфальт» экономику и бизнес. Еще одно знаковое событие: Дельта банк признан неплатежеспособным. Ему рефинанс тоже не помог. Значит, еще полумиллиону вкладчиков нужно искать средства для компенсации вкладов в пределах 200 тыс. грн.
Откуда возьмутся очередные фантастические суммы для ФГВ — вопрос риторический. Ответ на него известен даже школьнику...