26 марта на 63-году жизни от сердечного приступа скончался основатель крупнейшей на постсоветском пространстве финансовой пирамиды «МММ» Сергей Мавроди. Он успел отметиться и на территории Украины: в 2011 году люди, подзабывшие, чем для большинства заканчиваются такие азартные игры, стали строить новую пирамиду. Однако украинцы падки не только на сомнительные финансовые махинации.

Пирамиды

В начале 90-х годов в стране строили множество финансовых пирамид, организаторы которых обещали вкладчикам сказочно обогатиться в условиях зарождающегося капитализма. Лидерами на этом рынке были «Украинский дом Селенга», собравший 2 трлн карбованцев (на тот момент – около $13 млн), потребительское общество «Меркурий», во времена гиперинфляции обещавшее 8000% годовых, «Негосударственный пенсионный фонд Обериг», который позаимствовал у украинцев 2,8 трлн. карбованцев.

Кроме них действовало множество пирамид, работавших с меньшим размахом. Итог, как правило, был одним – организаторы растворялись с деньгами вкладчиков.

Следующая волна накрыла Украину в 2000-х. Тогда прославилась компания King's Capital, которой руководил американец Роберта Флетчер. К моменту банкротства компания сумела собрать $180 млн. Деньги чаще всего несли прихожане церкви «Посольство Божье», пастором которой являлся Сандей Аделаджа. В 2007 году компания «Лионебанк-Украина» пообещала начислять на вклады 50% годовых, благодаря этому ей удалось собрать около $10 млн, после чего последовало объявление о банкротстве.

Компенсация за «МММ»

Недавно наследием Сергея Мавроди воспользовались мошенники, которые от имени Министерства финансов Украины предлагали компенсировать убытки от участия в пирамиде «МММ». Для получения компенсации требовалось предоставить несколько справок и заплатить «налог». Похоже, дело пошло: в феврале 2018 года Минфин предупредил украинских граждан, что обращаться к нему бессмысленно, и посоветовал о таких предложениях сообщать правоохранительным органам.

Микроинвестирование

Украинский предприниматель, владелец фирмы ProstoPrint Денис Олейников в 2011 году прославился тем, что изготавливал обидные для Виктора Януковича футболки с надписью «Спасибо жителям Донбасса…». Обида была настолько сильной, что Олейникову пришлось эмигрировать в Хорватию. Вскоре он объявил о создании инвестиционной компании FTBN Wealth Management, которая позволит рядовым украинцам вкладываться в западные ценные бумаги.

В январе 2016 года Денис Олейников объявил о банкротстве компании. «В результате худшего за 120 лет начала инвестиционного года мы вынуждены свернуть деятельность и уйти из отрасли, потеряв активы, сбережения, репутацию и профессию. Так бывает, если ты работаешь на рынке рисковых инструментов – это большая драма, но мы вынуждены смириться и принять это», - объяснил Олейников в письме, которое разослал вкладчикам. Они пытались выйти с ним на связь, однако попытки были обречены на провал: предприниматель удалился из соцсетей и перестал отвечать на сообщения.

Строительство

На строительном рынке афёры – не редкость. Самым громким стало дело компании «Элита-центр», которое прогремело в 2006 году. Компания предлагала людям принять долевое участие в строительстве домов, однако на самом деле строительство не велось, одни и те же квартиры мошенники перепродавали несколько раз, что позволило им заработать около 400 млн грн.

Десяткам тысяч украинцев хорошо знакомо имя Анатолия Войцеховского – основателя строительной группы «УКО», которая намеревалась построить около 40 жилых комплексов. Отличие от истории с «Элита-центром» в том, что эта компания активно строила жилые дома, правда, незаконно: самовольно и на захваченных участках. Организованный «Укогруп» бизнес напоминал пирамиду: для продвижения уже начатых строек на продажу выставляли всё новые и новые объекты.

«Элитные семена»

Некоторые аферисты пользуются тем, что Украина – страна аграрная. В 2013 году правоохранительные органы вышли на мошенников, обосновавшихся в Днепропетровской области. Они отбирали крупные семена кукурузы и подсолнечника, красили их, чтобы придать привлекательный товарный вид, мешки маркировали логотипами известных зарубежных брендов.

Семена стоили в шесть раз дороже обычных, однако их охотно покупали фермеры, желающие получить рекордные урожаи. Лишь спустя несколько месяцев они понимали, что стали жертвой обмана.