Печать

Заграница-заграница. Огни далеких берегов манят наших граждан Тем более, что в оккупированный Крым украинцам ехать не всегда безопасно. Да и сервис, и цены говорят совсем не в пользу полуострова. Так что идут граждане массово в государственную миграционную службу оформлять заграничный паспорт. А тут общественная организация «Всеукраїнська ліга правників проти корупції» опубликовала обращение к главе партии «Солидарность» Виталию Кличко за подписью главы Лиги Елены Шостко,. Лига обвиняет начальника Главного управления Государственной миграционной службы Украины в Харьковской области Вячеслава Гузя и возглавляемого им управления в участии в коррупционных схемах с фирмами-посредниками на рынке услуг по предоставлению загранпаспортов, в неэффективной организации работы управления миграционной службы. А в качестве подтверждения указано решению суда о наложении штрафа на Вячеслава Гузя.

Напомним, что судебный процесс в этом деле касался предоставления управлением миграционной службы Харьковской области отчета о выполнении решения суда от 25.12.2014 года. 9 июля 2015 г. Харьковский окружной административный суд вынес определение, согласно которому на руководителя Главного управления Государственной миграционной службы Украины в Харьковской области наложен штраф за невыполнение решения суда по поводу выдачи гражданину Капустянскому И. Ю. загранпаспорта за 170 грн.

Истцом в этом деле выступал Игорь Капустянский, активист харьковской инициативной группы «Загранпаспорт за 170 грн.» Определение суда от 09.07.2015 г. о наложении штрафа активно распространилось Игорем Капустянским в СМИ, в сети Интернет, как такое, что подлежит обязательному исполнению. Но никто, в том числе истец, не обратил внимания общественности, что определение, о котором идет речь, не вступило в законную силу! А решение суда, которое не вступило в силу, не может быть исполнено. Ведь уже 4 августа 2015 г. суд апелляционной инстанции отменил определение окружного суда от 9 июля 2015 г., указав на наличие отчета в материалах дела, поданного Главным управлением Государственной миграционной службы Украины в Харьковской области в установленный судебным решением срок. Исходя из этого, апелляционный суд решил, что наложение штрафа – ошибочное решение окружного суда.

Но даже после отмены штрафа, признания незаконным определения окружного суда от 09.07.2015 года члены Лиги продолжают ссылаться на утратившее силу решение суда! Это вызывает сомнения в репутации Лиги. Ведь и глава, и члены этой организации – люди с юридическим образованием, а поэтому должны понимать разницу в решениях, вступивших или не вступивших в законную силу.

А теперь рассмотрим собственно «денежный» вопрос - стоимость загранпаспорта.

Так, оплата услуг по оформлению загранпаспорта предусмотрена Декретом Кабмина № 7-93 от 21.01.1993 г., постановлениями КМУ № 795 от 04.06.2007 и

№ 1098 от 26.10.2011. и включает в себя:

- госпошлину в размере 170 грн.;

- стоимость оказания административных услуг – 87,15 грн.;

- стоимость бланка паспорта – 238,32 грн. (до 09.04.2015 г. – 120 грн.)

Сегодня при оформлении загранпаспорта в обычном режиме, т.е. за 20 рабочих дней, стоимость паспорта составляет 495,47 грн. (если бланк паспорта без электронного чипа) или 561,47 грн. (если бланк паспорта с электронным чипом). В случае оформления паспорта в оперативном режиме, т.е. за 7 рабочих дней, сумма госпошлины и оказания админуслуг удваивается и составляет 340 грн. и 174,30 грн. соответственно. То есть загранпаспорт за 170 грн. уже не получается никак.

Посчитать общую стоимость загранпаспорта было бы просто, но…

В решении от 03.12.2013 года Верховный Суд Украины заключил, что стоимость загранпаспорта должна составлять 170 грн. При этом, суд пришел к выводу, что стоимость госпошлины покрывает стоимость оказания административных услуг и бланка паспорта (т.е. 170 грн. больше, чем 87,15 грн. + 120 грн.). Я конечно понимаю, что в Верховном Суде заседают юристы, но в школе они математику учили?

В результате получается, что государственный орган в лице миграционной службы должен руководствоваться противоречивыми актами: с одной стороны, решением Верховного Суда Украины, с другой, актами Кабинета Министров Украины, которые по сей день не отменены.

Ситуацию мог бы спасти Закон Украины «Об оказании административных услуг», статья 11 которого предусматривает единый платеж за оказание административной услуги, в том числе и оформлении загранпаспорта. Но стоимость такой услуги на сегодня законодателем не установлена.

Государственная миграционная служба является органом исполнительной власти и, согласно Конституции Украины, обязана в своей деятельности руководствоваться положениями действующего законодательства, в том числе и актами Правительства Украины. Учитывая то, что Постановления Кабмина № 795 и № 1098 на сегодня действуют, то миграционная служба обязана обеспечить их безусловное исполнение всеми её органами и подразделениями.

Впрочем, решение Верховного Суда Украины не изменяет установленный законодательством порядок оформления и выдачи загранпаспорта. В этом решении, речь шла не о безусловном обязательстве управления миграционной службы оформить загранпаспорт за 170 грн., а о необходимости повторно рассмотреть заявление гражданина Украины об оформлении паспорта. Ситуация с момента вынесения данного решения еще больше усложнилась. И теперь оно вообще невыполнимо так как законодательная база, на которую ссылается Верховный Суд в своем решении, претерпела кардинальные изменения. С 2015 года изменился пакет подаваемых для оформления загранпаспорта документов, используется совершенно иной программно-технический комплекс, на котором обрабатываются заявления граждан, и самое главное – изменилась форма бланка самого загранпаспорта.

Комментирует Вячеслав Гузь: «Стоимость загранпаспорта закреплена на законодательном уровне, а не устанавливается мною или еще кем-нибудь.

Я с удовольствием принимал бы решения о выдаче паспортов гражданам Украины за 170 грн. или даже бесплатно! Но нарушать норму закона не имеет права ни один человек, будь он государственный служащий или простой человек. Закон – один для всех, и его нужно уважать!»

И паспорт стоит несколько дороже, и решение суда о наложении штрафа на Вячеслава Гузя в законную силу не вступило – было отменено вышестоящей судебной инстанцией. Но это никак не останавливает авторов из «Всеукраинскої ліги правників проти коррупції». Хотя писать правду не помешало бы.

Рассмотрим статью Лиги дальше. Вот Елена Шостко указывает на наличие фирм-посредников вблизи помещения Главного управления и делает свой вывод о том, что «представители ГМС конечно фирмы-посредники называют мошенническими, но несколько из них до недавнего времени работали в непосредственной близости возле здания управления».

Тут у меня вопрос: а что, фирмы-посредники работают в здании управления миграционной службы? Вроде бы нет, они арендуют офисы неподалеку. А что, начальник ГМС Вячеслав Гузь имеет право, идти крушить офисы этих фирм? Наверное, тоже нет, такого права у нас в стране никто не имеет. А юридических рычагов давления у госмиграционной службы на указанные компании не имеет.

Но есть другие моменты, которые авторы из Лиги не заметили. Например, то, что здоровенный баннер с описанием услуг фирмы-посредника, который как раз висел на здании управления на улице Рымарской был снят как раз в период каденции Вячеслава Гузя. И как раз именно сейчас столь навязчивая реклама фирм-посредников была удалена с улицы Рымарской, с домов и рекламных носителей возле здания Управления ГМС.

А если оценивать те изменения, которые произошли в работе Управления миграционной службы за 2014-2015 года то следует отметить, что в каждом из помещений отделений Управления на информационных стендах размещен исчерпывающий перечень необходимых документов, необходимых для оформления паспорта, указана его реальная стоимость, предусмотренная законом. Более того, миграционная служба регулярно обращается к гражданам через сеть Интернет, в СМИ (соответствующая социальная реклама уже выходит на канале «Право- АТВК») с призывом не пользоваться услугами фирм-посредников и поясняет, что оформление документов относится только к полномочиям миграционной службы. Хочется отметить, что в подразделениях ГМС было увеличено количество приемных дней и часов, введена в действие система «электронной очереди». Проводится соответствующая работа и с сотрудниками Управления, например, каждый подписал обязательство о недопустимости сотрудничества с любыми коммерческими структурами или посредниками при оказании органом миграционной службы административных услуг. Но обвинения все равно льются как из рога изобилия.

Появляется вопрос: могут ли обвинения «Лиги» служить доказательствами коррупционных деяний начальника управления миграционной службы Харьковской области Вячеслава Гузя? Он явно риторический.

С учетом того, что обвинения, были выдвинуты в разгар избирательной кампании, в которой принимал участие фигурант Вячеслав Гузь, они могли иметь другую цель – опорочить кандидата и помочь его оппонентам. Да и должность начальника Управления миграционной службы наверняка кажется кому-то очень заманчивой.

Кстати, по поводу оппонентов. Всем известно, что в период своей активной политической деятельности до назначения на должность Вячеслав Гусь был активным оппонентом не только Партии регионов вообще, но и действующего Харьковского городского головы. Да и на минувших выборах Вячеслав Гузь не был в команде «Видродження». А это, в свою очередь, влечет за собой еще один вопрос – на чью мельницу лили воду авторы разоблачительных материалов из «Всеукраинскої ліги правників проти коррупції».

В конце концов пусть граждане, зная все это, сами определяют за кем правда.