Печать

Как-то недолюбливают иностранцев в нашей стране, не туристов, конечно, мы им всегда рады, а вот рабочий класс – увы! Мало того, что для них ужесточили правила трудоустройства на Украине, увеличили сумы государственного сбора за получение разрешения на работу, так решили еще и налогами задавить. Правда пострадают от этого больше не иностранные граждане, а предприятия – работодатели, ведь ГНА Украины в своем письме от 25.11.2009 года черным по белому начертила – заработная плата нерезидента облагается НДФЛ по ставке 30%, а кто удерживал меньше – будь добр – откорректируй и подай уточненный налоговый расчет. Вот Вам господа бухгалтера и Дед Мороз с подарками под Новый год! Он на все готов ради пополнения государственной казны. А дело было так…

 Жили – были работодатели, и, выполняя функции налоговых агентов – при налогообложении заработной платы нерезидентов, полученной ими на территории Украины, руководствовались налоговым разъяснением № 50 касательно применения некоторых норм Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц», утвержденным приказом ГНА Украины 29.01.2004 года.

И жили они счастливо, ведь «поборщик – налоговик» говорил, что заработная плата, независимо от источника ее выплаты, которая выплачивается нерезиденту работодателем – резидентом подлежит налогообложению по ставке, определенной п. 7.1 ст.7 Закона об НДФЛ № 889, то есть в размере 15%. Что и не удивительно, ведь в соответствии с пунктом 7.1. статьи 7 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» № 889 ставка налога составляет 15% от объекта налогообложения, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 7.2 - 7.3 этой статьи.

В статье 7.3. указанного Закона идет речь о применении ставки в двойном размере для любых других доходов, начисленных в пользу нерезидента – физлица, за исключением доходов, определенных в п. 9.11.3 настоящего Закона.

В свою очередь, п. 9.11.3. статьи 9 содержит отсылочную норму на п. 9.11.1., где говорится о том, что доходы с источником их происхождения из Украины, которые начисляются в интересах нерезидентов (в том числе доходы от заработной платы), подлежат налогообложению за правилами, установленными для резидентов, с учетом особенности, определенной отдельной нормой данного Закона.

Такую запутанную цепочку выстраивала налоговая администрация до недавних пор. Однако ГНА Украины пересмотрела свою позицию и в письме от 22.09.2009 г. № 9345/6/17-0716 отметила, что приказ ГНА Украины от 29.01.2004 г. № 50 и письма (налоговые разъяснения) ГНА Украины не носят силу нормативно правовых актов и не могут иметь приоритета над Законом, и всем популярно разъяснила, что только после получения иностранцем резидентского статуса заработная плата облагается налогом по ставке 15%, в других случаях – по ставке 30 %.

Позднее, в письме от 25.11.2009 № 26106/7/17-0717 ГНА настоятельно рекомендовала предприятиям, которые удерживали с заработной платы нерезидентов налог в размере 15% откорректировать налогообложение с учетом вышеупомянутых норм приказов ГНА Украины в текущем налоговом периоде (году!!!), а также подать уточняющий налоговый расчет по форме 1 ДФ за соответствующие периоды перерасчета. И, наверняка, многие плательщики налогов в канун Нового года получили письменные «поздравления» от налоговиков с требованием не только провести перерасчет НДФЛ но и уведомить об этом налоговую инспекцию. И работодатели нерезидентов оказались в неразрешенной ситуации, с одной стороны – налоговое разъяснение № 50 никто не отменял, а значит можно им руководствоваться, с другой стороны – налоговики настаивают на перерасчете налога и грозят применением штрафных санкций.

Попробуем разобраться что – же делать. Если разложить эту ситуацию по полочкам, то получится следующее.

Во–первых, следует помнить, что если сотрудник - нерезидент еще раньше изъявил желание самостоятельно получить статус резидента и оформил соответствующие документы (подал заявление) в налоговой инспекции по месту своей регистрации – такой иностранец считается резидентом, а поэтому предприятию в 2009 году волноваться нечего. А вот с 2010 года стоит призадуматься в отношении применимой ставки налогообложения.

Во–вторых, если сотрудник - иностранец Вашего предприятия имеет постоянный вид на жительство на территории Украины что подтверждается соответствующим документом, он в понимании п. 1.20.1 Закона № 889 (Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц») считается резидентом, а поэтому доходы его облагаются по ставке 15%.

В-третьих, если нерезидент пребывает на территории Украины не менее 183 дней в течение налогового года, он также считается налоговым резидентом в понимании Закона № 889. Однако здесь необходимо учитывать, что, начиная с нового налогового 2010 года, для получения статуса резидента необходимо будет 183 дня прожить на Украине. Все это время доходы нерезидента будут облагаться по ставке – 30%. И только по истечению 6 месяцев нерезидент может считаться таким, что имеет центр жизненных интересов на территории Украины, и его доходы вполне можно облагать по ставке 15%.

Правда налоговики в таком случае не признают резидентства и полагают что только при наличии письменного уведомления (справки) выданного налоговой инспекцией в порядке, предусмотренном Приказом ГНА № 581, иностранец приобретает статус резидента. Если же требование 581 приказа не выполнено, то любые доходы с источником их происхождения с Украины подлежат налогообложению по ставке 30%. Такое умозаключение было сделано в письме ДПА от 22.09.2009 г. Как по мне, так полный бред! Ну только вдумайтесь, если Закон Украины № 889 говорит что иностранец «считается резидентом» при достижении определенных условий, возникает вопрос – зачем же ему еще и заявление в налоговую подавать? Ведь он уже резидент в силу действия Закона а не в связи с получением уведомлений налоговой инспекции. Только одна норма Закона № 889 содержит возможность получения такого подтверждения налоговой инспекцией – последний абзац п. 1.20.1. Закона № 889 – если иностранец не может определится с центром жизненных интересов, он может самостоятельно избрать основное место проживание – территорию Украины и это может быть достаточным основанием для определения такого лица резидентом.

Кроме этого, обратите внимание на устрашающую формулировку письма от 22.09.2009 г. «… если требование приказа № 581 не выполнено, любые доходы …. подлежат налогообложению по ставке п. 7.3. ст. 7. Закона……» (имеется в виду Закона об НДФЛ). Сам же по себе приказ № 581 лишь утверждает примерные формы заявления физического лица об избрании резидентского статуса и уведомления работодателя о таком избрании. Никаких требований в нем нет!

Как поступить?

Рекомендую перерасчет налога за год не делать, и до 18.12.2009 года смело руководствоваться приказом ГНА № 50. Для тех, кто хочет себя максимально обезопасить, возможно провести перерасчет только начиная с 18.12.2009 года – именной этой датой ГНА Украины своим приказом № 718 отменила всеми так любимый приказ № 50 от утверждении налогового разъяснения.

Начиная с 2010 года, как не прискорбно, но применять ставку налогообложения в размере 30% как минимум ближайшие полгода придется.

Как себя защитить?

Правило «конфликта интересов» никто не отменял, и к его помощи можно всегда обратится - в случае, когда норма закона или другого нормативно правового акта, выданного на основании закона, или когда нормы разных законов или разных нормативно правовых актов допускают неоднозначную (множественною) трактовку прав и обязанности налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в интересах, как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в интересах налогоплательщика.

Поэтому, в случае применения налоговой инспекцией к плательщику налогов штрафных санкций за «недоудержание» НДФЛ в 2009 году – можно и посудится. Полагаю, что при правильном растравлении акцентов и грамотном подходе юристов к процессу фемида будет на стороне плательщика налогов.