Печать

Для начала поясним, как вообще работает российская машина по промывке мозгов телекартинкой.

Кремлёвское телевнушение делает основную ставку на эмоцию. Оно дарит зрителю картинку настолько яркую, что мозг сам рад в неё поверить. Даже если это негатив. Особенно если это негатив — человек устроен так, что больше доверяет негативной информации. Если к вам бежит человек, размахивает руками и кричит «твой дом горит!» — вы поверите ему с большей вероятностью, чем если он будет кричать «ты выиграл в лотерею!» Именно поэтому свои деньги уличным мошенникам отдают даже умные и адекватные люди. Российская телепропаганда эффективна потому, что ориентирована на отключение критического мышления, размытие самого понятия «правды» и замены её воинственной первобытной предвзятостью. Если вы внимательно посмотрите российские телешоу, то увидите, а вернее, услышите — ведущие и многие участники орут. Именно орут, перекрикивая друг друга, упирая на клише, грозные интонации, суровую мимику. Даже когда они говорят тихо, они говорят это в интонации крика. Обычный эфир у Соловьёва по соотношению передачи эмоций к передаче информации не слишком отличается от боевого танца новозеландских аборигенов.

Как и у танца маори, его цель — не передать информацию, а заразить эмоцией, ввести зрителя в нужное состояние. И лишь потом навязать базовые клише, плотно привязав их к этим самым эмоциям.

Как это работает? Вновь используем отвлечённый пример. Представьте, что кто-то демонстрирует вам ролик об изнасиловании маленькой девочки. В течение десяти минут с леденящими подробностями показывается, как именно подонок издевался над девочкой, крупным планом показывается лицо утративших рассудок от горя родителей, играет тревожная музыка и даже бывалые полицейские-следователи не могут сдержать дрожи в голосе. В конце ролика голос за кадром упоминает, что независимое расследование вывело на сына известного политика, но видео с камер наблюдения внезапно пропало в неизвестном направлении.

Практика показывает: абсолютное большинство зрителей будет готово убить и этого политика, и его сына. Лишь знающие толк в подобных роликах заметят, что утверждение голоса за кадром о причастности политика — в отличие от всех предыдущих подробностей дела — не подтверждается никакими свидетельствами. Им покажут красивую, убедительную картинку, которая вызовет у них доверие и введёт их в состояние максимального эмоционального накала — а потом одной-двумя лживыми фразами направят эту ненависть в нужное русло.

Замените изнасилованную девочку на распятого мальчика, а известного политика — на украинскую армию. Учтите, что постоянная бомбардировка такой пропагандой в эмоциональном плане сравнима с употреблением наркотика — зрителю самому хочется постоянно переживать такой накал эмоций, он сам заинтересован в том, чтобы верить в ложь. И вы поймёте, почему Россия тратит на телепропаганду больше, чем некоторые европейские государства — на армию.

А ведь есть ещё информационные операции в Интернет — опирающиеся на иные принципы, но столь же вредоносные. Но это тема для отдельного материала. Пока что при атаке мозгов и сердец своих сограждан и жителей «ближнего зарубежья» Кремль всё ещё ставит на телевизор, хотя есть тенденции к изменению этого.

В чем проблема защититься

Начнем с грустной ноты. Противостоять таким внушениям намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если кто-то, кто хочет навязать вам те или иные убеждения, плотно присутствует в медиа, которыми пользуетесь вы и ваш круг общения, и если он не стеснён нехваткой средств или избытком совести, то у него есть все шансы.

Люди всегда переоценивают собственную устойчивость к внушению.

Это нормально. Наше сознание — наша единственная опора, и верить в её прочность — естественно. Никто не хочет признавать, что ему легко что-то внушить. Даже человек, играющий с напёрсточниками, уверен, что обыграет.

Не обыграет.

Те, у кого есть родственники в России, часто жалуются — «ну совсем сошли с ума, пересказывают мне байки своих пропагандистов так, как будто лично видели своими глазами». А иногда так делают даже те, у кого и телевизора-то нет. Почему так получается? Почему человек, который клянется, что и лица Киселёва не помнит, с высокой точностью пересказывает пропагандистские клише его вечерней передачи прошлой недели?

Потому что достаточно, чтобы телевизор был у большинства людей в круге общения — даже если он у них работает в фоновом режиме. Рано или поздно большинство людей начинает подстраиваться под воззрения своего круга, своей среды — это древний механизм, идущий ещё от косматых предков и обеспечивающий выживание первобытных стад. Информационная среда, информполе — как единый водоём. Если ты плаваешь в солёном озере, рано или поздно ты просолишься. Можем пояснить на примере: если все вокруг курят, намного проще начать курить и намного сложнее бросить. Вроде бы вопрос исключительно личного выбора, но… но.

Из этого следует печальный вывод: полностью избежать информационного отравления можно, лишь покинув токсичную среду. Недостаточно переключить телеканал: в ряде случаев надо переключить весь свой круг общения.

Есть ли выход?

Но что делать, если сменить круг общения — например, съехать подальше от тёщи — невозможно?

Здесь можно дать несколько практических советов:

Это простые советы. Но они способны помочь сохранить рассудок даже тогда, когда все вокруг сойдут с ума.

Меткикак,сохранить,голову,под,информационной,бомбёжкой