Печать

«Брэд Питт съел Анджелину Джоли!», «В зоопарке Тель-Авива слоненок родил ваххабита», «Барак Обама легализовал линчевание негров» — сотни кричащих заголовков мы видим ежедневно, но не всегда способны разобраться, что из них вымысел, а что — плод больной фантазии.

Способность различать правдивую информацию от лжи зависит далеко не только от интеллекта читателя. В частности, тут важно и его социальное окружение — проведенные эксперименты доказали, что если люди вокруг поголовно кричат, что пингвины оранжевые, то даже закоренелые скептики в конце концов согласятся с данным утверждением. Другие факторы тоже играют свою роль: важен авторитет источника, и даже страна проживания — в России уже точно никто и ничему не удивляется, здесь случается всё!

Количество фейков в интернете в настоящее время достигло критической массы, их плодят все: шутники, лгуны, пиарщики, бойцы информационного фронта, охотники за лайками, прирожденные сплетники, больные фантазеры, а то и автоматические бредогенераторы. Вот ты, например, знаешь, что в сентябре спецслужбы арестовали в Канаде два суперкомпьютера, которые ежедневно вбрасывали в интернет от 700 до 950 фальшивых новостей, состряпанных по интеллектуально-матричному алгоритму Штельцмана-Вульберга? Это позволяло управлять курсом акций и недурно зарабатывать на колебаниях фондового рынка.

Если ты не в курсе той скандальной истории, не удивительно — мы ее только что придумали сами! Как и алгоритм Штельцмана-Вульберга.

И все же, кроме интеллекта, скептицизма и интуиции, разобраться в потоке лжи тебе поможет нижеследующее краткое руководство.

1. Анализируя истинность новости, всегда иди к первоисточнику информации. Если новость или статья по миру расползлась с желтых таблоидов — Daily Mail, The Sun, «Жизнь», «Твой день», это уже повод насторожиться. Нередко по интернету расходятся сенсации, выдернутые и вовсе с юмористических сайтов вроде The Onion, Hobosti или из первоапрельских статей журнала MAXIM. Названия многих фейковых сайтов звучат на первый взгляд солидно, что и сбивает копипастеров с толку: Empire News, Empire Sports, Huzlers, National Report, The Daily Current, The Wyoming Institute of Technology и World News Daily Report.

2. Если название сайта-первоисточника тебе ни о чем не говорит, прежде чем репостить новость, изучи соседние статьи и новости данного ресурса. Чуть ли не в каждом втором случае обнаруживается, что лента ресурса забита новостями сродни «Николас Кейдж спит с резиновой куклой-копией Луи де Фюнеса».

3. Проверяй горячую сенсацию на других, заведомо авторитетных ресурсах. Завидев строки «Владимир Путин подал в отставку», ты должен тотчас интуитивно и рефлекторно идти на ведущие СМИ и информагентства России, Европы, Британии или Америки (BBC, Reuters, RIA, Associated Press). И если там об этом ни слова, скорее всего ты стал жертвой ложной тревоги.

4. Тревожный индикатор фейка — когда новость содержит какое-то серьезное и чрезвычайно громкое предсказание, вроде «Вулкан уничтожит Исландию в ближайшую зиму» или «В 2050 году в Москве останется лишь 2% русских». Как правило именно за подобными пророчествами маячит тень неизлечимых фантазеров. Зато резонанс каков! Особенно много подобных фейков сплывает в период, когда тема горяча — допустим в момент эпидемии очередного птичьего гриппа нам параллельно грозит эпидемия панических заголовков «Мы все умрем, лекарства нет!»

5. Не ведись на заголовки, анонсирующие неслыханные панацеи и прорывы в медицине: «Средство от рака найдено в поджелудочной железе инфузории туфельки!», «Автомеханик из Челябинска изобрел искусственную кровь». Сенсации о здоровье и медицине генерируют богатый траффик, потому являются вечной темой для спекуляций и обманов.

6. Особенно будь осторожен с соцопросами. Задорный заголовок «78 процентов россиян никогда не ходят в туалет» на поверку может оказаться чем угодно — как неверно интерпретированным исследованием авторитетного агентства, так и нелепым опросом десяти завсегдатаев бобруйского наркодиспансера.

7. Самые скандальные и быстро распространяемые фейки носят или панический характер, или обращаются к неведомым теориям заговоров, или обещают невообразимые потрясения в нашей жизни. По сути это разводка и спекуляция на темах, которые близки каждому. Однако самая критичная категория — новости, которые злят. Если читая очередное сообщение «В России запретят зарплаты», «В Армию будут призывать детей с 10 лет», «Вводится штраф за мат в телефонном разговоре» у тебя возникло желание стукнуть стулом по монитору и обратиться с пламенной речью к своим френдам, велика вероятность банальной разводки. Сделай паузу, выпей стакан холодного дигидрогена монооксида, успокойся и детально прочти первоисточник.

Меткиинформация,новости,ложь,первоисточник,тема. соцопрос,трафик