Печать

Новый состав Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) смело можно назвать уникальным. Хотя бы потому, что кандидатов для него впервые выбирала не Администрация президента, а конкурсная комиссия, состоявшая из известных в отрасли специалистов.

Учитывая, что в прошлый раз в кресле главы энергетического регулятора внезапно очутился экс-менеджер кондитерской корпорации ROSHEN, ни дня не работавший в энергетике, нынешний конкурс и его результат, без сомнения, являются огромным скачком вперед. Лишним подтверждением тому можно считать то, что экс-главе НКРЭКУ Дмитрию Вовку так и не удалось принять в нем участия. Глава конкурсной комиссии Василий Котко пытался уговорить коллег, чтобы те закрыли глаза на отсутствие у того необходимого по закону пятилетнего стажа в энергетике, однако безуспешно. Никто так и не рискнул поддержать скандального ставленника Петра Порошенко.

Итак, украинский энергорынок получил пять членов НКРЭКУ с большим опытом работы в энергетике, которые известны большинству его участников. Это Елена Антонова — бывший работник ДТЭК Рината Ахметова, Дмитрий Коваленко — работавший до этого в Укрэнерго и в аппарате НКРЭКУ, Оксана Кривенко — заместитель одного из газовых департаментов НКРЭКУ, Евгений Мальованый — экс-начальник одного из департаментов Госэнергоэффективности и Александр Фармагей — успевший поработать в «Укргидроэнерго» и «Центрэнерго».

Именно этой команде теперь предстоит выносить все решения по вопросам, имеющим решающее значение для доходов энергетических монополистов. Речь идет о тарифах на электроэнергию, ставках для RAB-тарифов облэнерго, абонплате за пользование сетями облгазов и многом другом.

Война войной, а обед по расписанию

Несмотря на казалось бы прозрачную и непредвзятую работу конкурсной комиссии, некоторые результаты конкурса просочились в СМИ еще до того, как по ним были приняты официальные решения. Например, о том, что главой комиссии избрана Оксана Кривенко, официально объявили 6 июня. Однако о том, что выберут именно ее, издание «Деловая столица» пронюхало на неделю раньше — 30 мая.

Более того, в декабре 2017 года «Экономическая правда», со ссылкой на свои источники, писала о том, что президент Порошенко может назначить Кривенко в качестве временного члена НКРЭКУ, если новые назначения по конкурсу затянутся на неопределенное время. Собеседник журналистов тогда рассказал, что Кривенко выбрали потому, что она лояльна к главе государства.

Однако причастные к назначениям в комиссии и эксперты сомневаются в том, что Банковая в этот раз оказывала какое-то влияние на голосование. Например, Светлана Голикова, которая входила в состав конкурсной комиссии и больше других рассказывала о том, как проходит конкурс, утверждает, что президент не давал никаких советов насчет голосования за председателя.

«Кривенко – профессиональный специалист в регулировании. Очень целеустремленный человек. Она достойна своей должности», — сказала Голикова в комментарии для Фокуса.

«В пользу Кривенко говорит то, что она была кадровым чиновником на должности, которые готовят решения для принятия членами НКРЭКУ. У нее есть опыт и алгоритм принятия решений. У других кандидатов нет, — считает директор по информации «Украинского ядерного форума» Ольга Кошарна. — Я не думаю, что ее выбрали под давлением. На их месте я бы тоже ее выбрала. Это логично и рационально».

Тем не менее основные прогнозы анонимных журналистских источников сбылись. И даже наличие авторитетной и независимой конкурсной комиссии не помешало избавиться от ощущения, что Администрация президента все же сумела расставить «нужных» людей на ключевые позиции в середине регулятора.

Вовка бояться — в лес не ходить

Еще одним поводом к тому, чтобы задуматься о роли Администрации президента в формировании независимого состава НКРЭКУ, можно назвать события, связанные с участием в конкурсе предыдущего главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка. Он, конечно же, подался на конкурс и безуспешно пытался доказать, что имеет достаточный стаж в энергетике. Когда ничего не вышло, он заблокировал конкурс через суд, подав иск о нарушении своих прав. Следом аналогичный иск подал и пришедший в НКРЭКУ вместе с Вовком бывший замначальника одного из департаментов комиссии Антон Гудаченко, которого не допустили к конкурсу по той же причине.

Казалось эти два иска затянут назначение новой комиссии навечно. Однако совсем скоро стало известно, что президент сделал выбор, и Вовк в существующей системе может выполнять роль советника главы НКРЭКУ. В дополнение к этому его люди уже якобы сидят в ключевых департаментах. При этом уже точно известно, что Департамент регулирования отношений в сфере энергетики, который решает вопросы тарифов и прочего в электроэнергетическом секторе, возглавит Антон Гудаченко, блокировавший вместе с ним назначение новой комиссии.

Таким образом, у Вовка останутся рычаги, при помощи которых он сможет при необходимости влиять на решения нового состава НКРЭКУ, в том числе и при пересмотре разработанных под его руководством сомнительных нововведений, как то формула стоимости угля «Роттердам+», стимулирующие RAB-тарифы для облэнерго, абонплата за пользовании газовыми распредсетями и т.д.

Однако, как считает директор Центра исследования энергетики Александр Харченко, уже совсем скоро расклад сил в аппарате НКРЭКУ может измениться, а возможности Дмитрия Вовка для влияния на ее работников и членов комиссии вовсе не так безграничны.

«Пока что в комиссии остались люди, которые там уже проработали какое-то время. Но пройдет несколько месяцев и по крайней мере часть из них наверняка сменится. Ведь у комиссии теперь есть новое руководство, новый состав, и одновременно с ними отбирался и новый технический состав, — отмечает Харченко. — А что до влияния Вовка, то, я бы сказал, что оно обусловлено исключительно политическим фактором. Я не думаю, что у него есть большое личное влияние на людей, которые работают в комиссии».

Уметь сказать «нет»

Впрочем, как у нового состава НКРЭКУ обстоят дела со способностью сопротивляться давлению сверху, пока никто не берется судить наверняка. Большинство опрошенных Фокусом экспертов надеются, что они все же сохранят дистанцию между собой, Банковой и представителями энергокомпаний, которые до сих пор успешно лоббировали свои интересы в ущерб другим участникам рынка.

Кроме того, в самой конкурсной комиссии, отбирая претендентов, предполагали, что им должно быть комфортно работать в команде, поскольку каждого из них считают вполне самостоятельной фигурой. И в таком составе кому-то одному будет трудно узурпировать власть, чтобы склонять остальных к каким-либо однобоким или противоправным решениям.

«Задача новой комиссии — работать командой. И у них есть запрет на личные встречи с кем-либо из лицензиатов. Госпожа Кривенко хорошо знает об этом. Любые встречи наедине с представителями той или иной лицензированной компании не имеют места быть вообще. Это нарушение закона», — рассказывает Светлана Голикова.

Все эксперты склоняются к тому, что, если у нынешних «комиссаров» и были какие-то грехи, то пока нельзя с уверенностью сказать, что они предопределяют и все дальнейшее поведение этих людей. Например, Оксана Кривенко, работая в НКРЭКУ, принимала участие в разработке скандально известной методики для расчёта абонплатыза пользование газораспределительными сетями, которая давала сверхдоходы многочисленным облгазам Дмитрия Фирташа. Эксперты склоняются к тому, что суть этой методики была идеей тогдашнего руководства НКРЭКУ, т.е. Дмитрия Вовка, а Кривенко была исполнителем, который был обязан выполнять распоряжения руководства. Сейчас же у нее и остальных есть шанс показать, что они умеют дистанцироваться от лоббистов.

То же самое касается и Елены Антоновой, которая пришла в комиссию с должности в холдинге ДТЭК. «Антонова подавалась на конкурс по собственной инициативе. Глава ДТЭКа, когда узнал, что его сотрудница в финале, попросил показать ее фотографию. До этого он ее не видел, — говорит Александр Харченко. — Поэтому я ожидаю, что человек, который пришел из откровенно частной компании, достаточно одиозной на нашем рынке, она должна особенно внимательно подходить ко всем своим позициям и решениям, которые будут касаться ДТЭКа».

Как отмечает Харченко, сильное влияние некоторых лицензиатов на комиссию может быть обусловлено не только тем, есть ли в ее составе «свои». А просто потому, что они очень хорошо умеют лоббировать свои интересы. В частности, это относится к ДТЭКу. «Есть вероятность лобби интересов ДТЭКа со стороны любого члена комиссии. Это касается и главы тоже. Просто потому, что эта компания сильна и одиозная, хорошо лоббирующая свои интересы», — считает он.

При этом глава «Ассоциации потребителей электроэнергии и коммунальных услуг» и бывший член НКРЭКУ Андрей Герус считает, что полностью избежать влияния извне новому составу НКРЭКУ вряд ли удастся. «В абсолютную независимость я не очень верю. Но посмотрим какие будут решения по самым масштабным и резонансным вопросам и по ним уже будем делать выводы, — говорит он. — В любом случае этот орган назначен президентом, значит он несёт политическую ответственность».

Меткизыбкая,прозрачность,чего,можно,ожидать,от