Печать

Ныне в рейтингах наиболее коррумпированных стран постсоветские государства скучились в зоне, где уровень коррупции зашкаливает. Это означает, что она как деятельность лиц, уполномоченных выполнять функции государства или территориальных общин, крепко укоренилась на территориях бывшего СССР.

Источники подпитки

После распада СССР самые большие убытки государствам нанесла так называемая топ-коррупция, которая всегда питалась нефтью и газом. Прежде всего, это касается стран, на территории которых осуществляется энергодобыча: Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, России. Коррупционных схем, которые воплощаются в жизнь во время продажи энергоносителей, много, и почти все они контролируются высшими должностными лицами государств.  
Скажем, одной из распространенных и очень простых схем коррупции в середине 1990-х были бартеры, взаимозачеты. Это когда составлялись коммерческие соглашения относительно поставки тех или других товаров на определенную сумму в обмен на поставки энергоносителей на такую же сумму. «Классиком жанра» можно считать отечественного самородка со средним специальным образованием Игоря Бакая, который за туркменский газ рассчитывался кирзовыми сапогами, белизной и другим отечественным ничтожествам по вдвое-втрое высшей цене, чем в Украине. Таким образом, Бакай и несколько туркменских должностных лиц становились мультимиллионерами. Правда, перед туркменским народом как-то неудобно выходило…
Характерным признаком постсоветских государств являются значительные имущественные ресурсы, которые находятся в государственной или коммунальной собственности. В условиях перехода к рыночным отношениям приватизация, разгосударствление собственности, отвод земли становятся дополнительным источником питания коррупции. Хрестоматийный украинский пример: в июне 2004 года Фонд госимущества Украины продал в закрытом режиме « Инвестиционно-металлургическому союзу» (учредителями которого были Ринат Ахметов и Виктор Пинчук) 93,02% акций Криворожстали за 4,26 млрд. грн. (около $800 млн.). Этот же пакет акций Криворожстали через год компания Mittal Steel на открытом конкурсе приобрела за 24,2 млрд. грн. ($4,8 млрд.), то есть за сумму в 5,7 раз большую.
Еще одной коррупциогенной зоной постсоветского пространства является закупка товаров и услуг бюджетным за счет. В разных вариациях незаконные схемы в этой сфере базируются на получении такого заказа, завышении цены исполнителем на товары и услуги и т.п. По обыкновению в общей структуре закупок завышение цены может достигать 15-25%.

Коррупционный налог

Типичным явлением в постсоветских странах являются осложненные разрешительно-регистрационные процедуры, в частности регистрация, лицензирование, выдача документов (актов, справок и т.п.). Поэтому не удивительно, что эти страны занимают наиболее низкие ступеньки в рейтинге условий для ведения бизнеса.
Вместе с тем взятка все эти процедуры может существенно ускорить. Например, чтобы зарегистрировать ООО своими силами, надо израсходовать много сил, здоровье, и около месяца времени. А если дать «консалтинговой» фирме $500 (в эти средства уже «вшиты» коррупционный компонент и интерес фирмы-посредника), то этот процесс займет считанные дни. Или чтобы получить государственный акт на землю, надо ждать год или полтора, но стимул в $200 срок выдачи может уменьшить до двух месяцев.
Наконец, в странах постсоветского пространства распространенная бытовая коррупция. Это «коррупция бедности». Ее истоки – беспрецедентно низкая мотивация работы целых профессиональных сегментов. Коррупция в таком случае фактически выполняет функцию дополнительной зарплаты технического работника или служебного лица. Например, абсолютно незаконно взяточничество в лечебных заведениях (осмотр у врача, лечение, услуги медсестры, санитарки и т.п.). Несколько лет тому был опубликован неофициальный прайс туркменских больниц: консультация врача – $2-5, лечение с открытием больничного бюллетеня – $2-3, назначение курса лечения – $4-6, медсестре за капельницу или инъекцию $0,5-1. Обсуждение в интернете туркменских неофициальных цен на медуслуги показало: стоимость таких услуг в зависимости от страны бывшего СССР могут колебаться, но аналогичные вещи практикуют почти всюду.
Слабость судебной системы, низкий уровень судебной культуры граждан постсоветского пространства дает возможность довольно активно использовать полномочие контролирующих органов (налоговая, пожарная, санэпидслужба) в пользу коррупции. Целевой аудиторией этого отряда «проверяльщиков» есть бизнес. Как правило, эти «дары» бизнес воспринимает как один из видов обязательных платежей наравне с налогами.
Отдельная тема разговора о коррупции в странах постсоветского пространства – правоохранительные органы и суды. На сегодня почти во всех упомянутых государствах эти органы – одни из наикоррумпированнейших. И чем более закрыта власть, тем выше коррумпированность. В большинстве стран бывшего СССР существуют расценки за возбуждение или закрытие уголовного дела, переквалификацию преступления (скажем, с вымогательства на мошенничество), принятие нужного судебного решения.

Подлежит искоренению

Но в последние годы на постсоветской территории появился прецедент, который разрушает любые стереотипы о непобедимости коррупции. «Голосом антикоррупционной совести» на этих территориях стала Грузия. По данным международной организации Transparency International за 2002 год, Грузия, имея балл 2,4, из 102 стран занимала 85-87 места в мировом рейтинге (кстати, это место она делила с Украиной и Вьетнамом). Худшая ситуация, чем в этих трех государствах, была лишь в 15 странах-аутсайдерах. Даже в России и Гондурасе 2002-го коррупция была меньше, чем в Грузии.  

Но 2003-м в Грузии состоялась Революция роз и к власти пришлая новая элита во главе с Михаилом Саакашвили, и уже 2010-м страна входит в десятку государств с наиболее низким уровнем коррупции (по результатам исследований в 84 странах).
Толчком была воля Саакашвили не бояться топ-коррупции и не оценивать коррупционеров по их политической ориентации; под антикоррупционный пресс попали как противники, так и приверженцы лидера Революции роз. Общее количество «генералов» от коррупции, которых не обошла «посадка», – свыше 400.
Программа дерегуляции, принятая в марте 2005-го, стала истинной революцией. Из около 900 процедур оставили лишь 150. Действует система единого окна при создании бизнеса. Для открытия предприятия достаточно менее одного дня; время на регистрацию земельной собственности и недвижимости в Грузии составляет чаще всего три дня.
Грузия превратилась в витрину борьбы с коррупцией после того, как провела беспрецедентную реформу правоохранительных органов, следствием чего стало почти абсолютное искоренение этого явления в полиции. Результат не замедлил себя ждать: если до реформирования системы МВД полиции доверяли 10% населения (2003 год), то ныне – 87%. Это не сериалы о доблестных ментах снимать (как это принято в России для поднятия имиджа МВД), а реальные результаты реформы правоохранительных органов.
Дорожную полицию заменил полицейский патруль. Сюда набрали 15 тыс. лиц, которые не имели никакого полицейского опыта и прошли несколькомесячную подготовку. Вместо того 40 тыс. полицейских, что выполняли функции патрульной службы, освободили (вообще во времена Саакашвили количество уволенных полицейских достигло 75 тыс.). Новопринятые «дилетанты» продемонстрировали профессионализм и честность, которые ныне удивляют в прямом смысле весь мир. При Саакашвили резко упала «рентабельность» коррупции. Сегодня в Грузии полицейский получает $500-1000, жилье, страховку, высокую пенсию. Все это он может потерять вмиг и в дополнение получить 6-9 лет заключения.
Теперь Грузия – добрый пример развенчания мифа о коррупции как о традиции, которая не подлежит искоренению. Подлежит и искореняется.