Мало кто сомневается, что иск российского оборонного ведомства к украинскому Кабмину с требованием выплатить 3,2 млрд. грн. по долгам, связанным с корпорацией ЕЭСУ, в предвыборный период появился не просто так. И не просто так судья Киевского хозсуда, куда обратились россияне, заявил, что по таким делам нет сроков давности и смягчающих обстоятельств. То есть, украинская сторона согласилась судиться, и следующее заседание состоится 12 сентября. Хотя тут не вспомнить письмо министра юстиции Александра Лавриновича от 26 июля 2011 года, в котором утверждается, что «по информации Министерства финансов в его распоряжении отсутствует информация относительно наличия любой задолженности корпорации «Единые энергетические системы Украины» перед Министерством обороны РФ и Министерством финансов не предоставлялись государственные гарантии по обязательствам корпорации».
Если коротко (хотя в этом деле вряд ли получится коротко), то Минобороны РФ требует от правительства Украины вернуть долг, образовавшийся еще в 1996 году из-за того, что компания ЕЭСУ, которой тогда руководила Юлия Тимошенко, задолжала российским военным стройматериалов на $327 млн. Стройматериалы поставлялись по схеме взаимозачета за долги по газу. В деле ЕЭСУ фигурирует факт возложения «по предварительному сговору с бывшим премьер-министром Павлом Лазаренко» на Кабмин обязательств ЕЭСУ перед Министерством обороны РФ на сумму $405,5 млн. (хотя Минюст, как указывалось выше, этот факт поставил под сомнение). Стоит также вспомнить, что в декабре 2005 года российская прокуратура закрыла это дело, но не ввиду признания невиновности Тимошенко, а из-за истечения срока давности. Однако это не помешало министру обороны России Анатолию Сердюкову летом 2011 года написать письмо украинскому премьеру Николаю Азарову с просьбой погасить долг 15-летней давности. Как писали «Комментарии», украинские власти вместо того, чтобы в культурной форме объяснить Сердюкову, что денег он не увидит (во всяком случае, так украинские власти поступали раньше, поскольку признавать огромный долг считали глупостью), решили дать делу ход. И уже в июле 2011 года СБУ возбудила уголовное дело по факту попытки расхищения $405 млн. бывшими должностными лицами Кабмина, ЕЭСУ и компании United Energy International Limited. Поводом для возбуждения дела стало письмо Сердюкова. В конце марта этого года СБУ завершила ознакомление Тимошенко и ее защиты с этим уголовным делом (экс-премьера обвиняют по целому ряду эпизодов, в том числе и по эпизоду с российским Минобороны), а 19 апреля в Харькове начался суд по делу ЕЭСУ, зависший во времени из-за неявки подсудимой на его заседание по причине болезни.
Теперь дело приняло новый оборот, и чем все закончится сказать пока сложно. По мнению экспертов, вариантов может быть сразу несколько, но ни один из них в итоге не выгоден Украине. Вариант первый: откладывать заседания суда по различным причинам и параллельно пытаться оживить ход Харьковского процесса по делу ЕЭСУ. Ведь если Харьковский суд признает Тимошенко виновной, украинская сторона получит возможность перевести юридические стрелки с правительства на саму экс-премьершу – отсуживайте деньги у нее и Лазаренко. Но это было бы слишком просто, поскольку в этой игре деньги явно не главное, и в Москве прекрасно понимают, что Тимошенко их не вернет никогда, а вот государство Украина - вполне. Если в Кремле сказали «А», отправив свое Минобороны с иском в Киевский суд, то не только ради того, чтобы струсить из Украины долг. Тем паче, что отношения Кремля и Банковой далеко не идилличны. Здесь возможна многоходовая комбинация, в результате которой в коридорах украинской власти произойдут кадровые перетасовки, выгодные России. После чего о долге на некоторое время забудут.
Вариант второй: Украина соглашается с исковыми требованиями россиян, но по ходу пьесы использует эту тему для атаки на оппозицию. Власть выходит к гражданам с месседжем: из-за «Юли-воровки» теперь из кармана каждого гражданина придется вынуть серьезную сумму, чтобы отдать эти деньги России. Иными словами – в сознание электората вкладывается тезис, что Яценюк и «Батькивщина», идущие на выборы с девизом «Юле – волю», тоже виновны в том, что придется залезать в карманы граждан. О том, что власть, признав претензии Минобороны РФ, сама себя высекла, конечно же, не скажут. Зато будут рассказывать, что власть сделает все от нее возможное, чтобы «струсить» в будущем из Тимошенко «отнятые» у граждан деньги. Такая себе новая легенда о золоте гетмана Полуботка: деньги Тимошенко где-то лежат, мы их найдем и вернем. Во всяком случае, легендами о возврате денег Лазаренко украинцев кормят не один год.
Вариант третий: все отложится на потом. Откровенно послать Минобороны России Киев, увы, не может. Но оттягивать судебное заседание и сводить ситуацию к юридическому крючкотворству – вполне. Однако эта история в любом случае будет возникать и дальше, ведь у россиян юристы уж точно не глупее наших. То есть, признав долг ради того, чтобы впаять Юле очередной срок, украинская власть дала возможность России себя гнобить. При любом удобном случае. Например, хотите пересмотреть газовый договор – пожалуйста. Но сначала верните 400 с лишним миллиона долларов долга. Жаль только, что Президент до сих пор не понимает: те, кто втюхали ему идею превратить жизнь Тимошенко в вечную муку, поленились до конца просчитать риски. Либо же, что тоже не исключено, эти люди планомерно делали все, чтобы к 2015 году только Кремль мог стать гарантом второго президентского срока Виктора Януковича.
Теперь дело приняло новый оборот, и чем все закончится сказать пока сложно. По мнению экспертов, вариантов может быть сразу несколько, но ни один из них в итоге не выгоден Украине. Вариант первый: откладывать заседания суда по различным причинам и параллельно пытаться оживить ход Харьковского процесса по делу ЕЭСУ. Ведь если Харьковский суд признает Тимошенко виновной, украинская сторона получит возможность перевести юридические стрелки с правительства на саму экс-премьершу – отсуживайте деньги у нее и Лазаренко. Но это было бы слишком просто, поскольку в этой игре деньги явно не главное, и в Москве прекрасно понимают, что Тимошенко их не вернет никогда, а вот государство Украина - вполне. Если в Кремле сказали «А», отправив свое Минобороны с иском в Киевский суд, то не только ради того, чтобы струсить из Украины долг. Тем паче, что отношения Кремля и Банковой далеко не идилличны. Здесь возможна многоходовая комбинация, в результате которой в коридорах украинской власти произойдут кадровые перетасовки, выгодные России. После чего о долге на некоторое время забудут.
Вариант второй: Украина соглашается с исковыми требованиями россиян, но по ходу пьесы использует эту тему для атаки на оппозицию. Власть выходит к гражданам с месседжем: из-за «Юли-воровки» теперь из кармана каждого гражданина придется вынуть серьезную сумму, чтобы отдать эти деньги России. Иными словами – в сознание электората вкладывается тезис, что Яценюк и «Батькивщина», идущие на выборы с девизом «Юле – волю», тоже виновны в том, что придется залезать в карманы граждан. О том, что власть, признав претензии Минобороны РФ, сама себя высекла, конечно же, не скажут. Зато будут рассказывать, что власть сделает все от нее возможное, чтобы «струсить» в будущем из Тимошенко «отнятые» у граждан деньги. Такая себе новая легенда о золоте гетмана Полуботка: деньги Тимошенко где-то лежат, мы их найдем и вернем. Во всяком случае, легендами о возврате денег Лазаренко украинцев кормят не один год.
Вариант третий: все отложится на потом. Откровенно послать Минобороны России Киев, увы, не может. Но оттягивать судебное заседание и сводить ситуацию к юридическому крючкотворству – вполне. Однако эта история в любом случае будет возникать и дальше, ведь у россиян юристы уж точно не глупее наших. То есть, признав долг ради того, чтобы впаять Юле очередной срок, украинская власть дала возможность России себя гнобить. При любом удобном случае. Например, хотите пересмотреть газовый договор – пожалуйста. Но сначала верните 400 с лишним миллиона долларов долга. Жаль только, что Президент до сих пор не понимает: те, кто втюхали ему идею превратить жизнь Тимошенко в вечную муку, поленились до конца просчитать риски. Либо же, что тоже не исключено, эти люди планомерно делали все, чтобы к 2015 году только Кремль мог стать гарантом второго президентского срока Виктора Януковича.