На сайте Министерства инфраструктуры обнародован пакет законопроектов с изменениями к налоговому и фискальному законодательству. Их успешное прохождение через парламентские стены улучшит обеспечение украинской элиты вертолетами и яхтами. Впрочем, для слишком придирчивых оппонентов в Раде и Кабмине (документы будут вноситься в парламент от лица правительства), придумана безапелляционная «отмазка» – все фискальные послабления, предусмотренные законопроектами, призваны обеспечить стабильное обновление транспортного парка отечественных государственных авиа-, а также речных и морских перевозчиков.
В частности, министерство предлагает освободить от уплаты НДС и сбора за первую регистрацию операции по ввозу в страну самолетов и вертолетов; а также от уплаты сбора за первую регистрацию и таможенных пошлин операции по ввозу в страну суден с мощностью стационарного либо подвесного двигателя до и свыше 55 кВт, и суден без двигателя.
Чтобы разобраться в нормотворческих хитростях предложенных законодательных новаций, полезно для начала ознакомиться с аргументами министра инфраструктуры Бориса Колесникова (либо его первого зама Константина Ефименко – именно его инициалы красуются под пояснительными записками законопроектов). «Целью и задачами принятия этого акта является создание благоприятных экономических условий отечественным перевозчикам для приобретения современного парка воздушных судов и флота с целью безопасной и качественной перевозки пассажиров», – гласят пояснительные записки к документам.
Главное в этих посылах – пассажирские перевозки. Потому что уже в тех же пояснениях внимательному читателю не может ни броситься в глаза вторая часть министерских доводов. По флотской части спасения «пассажирских перевозок» в министерстве не могли придумать ничего лучшего, чем привести пример с бедственным положением в вопросе закупок «патрульно-спасательных катеров типа Patrol 150 SAR и лоцманских катеров типа «Балтийский». Мало ли на каких судах можно осуществлять пассажирские перевозки…
Дальше – еще лучше. Если забыть о пояснениях к законопроектам и обратиться непосредственно к предлагаемым изменениям, то получается, что к пассажирским видам транспорта приравняли: вертолеты, суда с мощностью двигателя до и свыше 55 кВт, и суда без двигателя. Поясним для читателей эту отраслевую терминологию. Суда со стационарным двигателем мощностью до 55 кВт (подвесные двигатели в принципе не лимитируются по мощности) – это ни что иное, как маломерные суда: моторные лодки, катера и гидроциклы. А суда без двигателя – это несамоходные баржи и спортивные яхты (именно эти яхты, как правило, сегодня еще выпускаются без двигателя). Что же касается вертолетов, то тут, учитывая пристрастие руководства страны к этому винтокрылому механизму, вопросов априори не должно возникать. Чем не пассажирский транспорт?
Так сказать «на закуску» приведем еще один посыл из официальных пояснений к этим законопроектам. В части, анализирующей регуляторное влияние проекта закона (обязательная составляющая любого законопроекта), неравнодушному читателю приоткрывается еще одна небольшая тайна: «Второй (но не приводящий к решению существующей проблемы – Ред.) способ – предоставление государственным предприятиям поддержки путем бюджетного финансирования или софинансирования». Оказывается, что речь идет о госперевозчиках! Думаем, не стоит приводить полный перечень еще «живых» предприятии с государственной долей, занимающихся пассажирскими перевозками по воде и по воздуху.
Что касается флота – из самых крупных пока еще пытается работать ЧАО «Украинское Дунайское пароходство», имеющее суда еще с советской историей. А среди авиаперевозчиков ситуация еще хуже. На успешный с натяжкой бизнес тянет разве что ГАП «Украина», обеспечивающее перелеты первых лиц государства и чартерные рейсы. Но даже у этого предприятия в наличии только два борта со сроком эксплуатации менее четверти века: бизнес-джет Airbus A319CJ, рассчитанный на 39 пассажиров, и еще менее вместительный борт типа Falcon-900 на 19 мест (оба эксплуатируются на условиях финансового лизинга). Вряд ли Госуправделами отказалось бы от прямой покупки указанных самолетов для главы государства и правительства исключительно в силу фискальной нагрузки на операции по ввозу.
В конце лишь предложим авторам обсуждаемого законодательного пакета посетить сайт Минсоцполитики, где подопечные еще одного вице-премьера, – Сергея Тигипко, – уже который месяц кряду принимают от общественности предложения по «налогу на роскошь». Все опекаемые Борисом Колесниковым «пассажирские» джеты, вертолеты, яхты и катера там присутствуют как раз в качестве «объектов роскоши». Поэтому, видимо, по ним решили еще раз ударить налогом – на этот раз «льготным».