Печать

Ни одно заметное событие в нашей стране не проходит без политической проекции. По всей видимости, эпидемия серьезным образом может сказаться на предвыборном процессе. Начиная от трехнедельного запрета на собрания граждан, что чрезвычайно затруднит встречи кандидатов с избирателями; проведение концертов и митингов, а также до невозможности взвинтит цены на «джинсу» в СМИ; заканчивая возможностью переноса сроков выборов. В связи с этим Виктор Янукович отменил митинг в Харькове, Юлия Тимошенко — предвыборный тур «С Украиной в сердце»; Виктор Ющенко — презентацию программы в Киеве, Анатолий Гриценко — презентацию программы в Одессе. На момент сдачи «ЗН» в печать, заседание СНБОУ, экстренно назначенное президентом Виктором Ющенко на сегодня, еще не началось. Однако, по нашим данным, до начала заседания Виктор Андреевич провел целый ряд консультаций с приближенными и уполномоченными лицами на предмет возможности и целесообразности инициирования введения чрезвычайного положения. В связи с этим «ЗН» задалось рядом вопросов и попыталось оперативно найти на них ответы.

1. Есть ли основания у президента вводить ЧП?

Есть. Согласно 4 статье Закона «О правовом режиме чрезвычайного положения», введение ЧП допускается в том числе «в случае возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций (…) создающих угрозу жизни и здоровья значительных слоев населения». В перечне примеров значится, в частности, пандемия.

Постановление Кабинета министров «Об утверждении порядка классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера по их уровню» содержит критерии, по которым определяется чрезвычайная ситуация государственного уровня. К ним, в частности, относится гибель 10 и более людей.

2. Каков механизм введения ЧП?

Механизм внедрения ЧП многоступенчатый. Предложение о его введении, согласно профильному закону, главе государства, как правило, подает Совбез. Однако, если необходимость введения ЧП мотивирована не военными либо террористическими, а природными или техногенными угрозами (например, пандемией), то инициатором должен выступать не СНБОУ, а Кабмин.

То есть у Тимошенко есть возможность заблокировать процесс введения чрезвычайного положения. Но в этом случае премьер должна понимать, что весь объем ответственности она берет на себя.

Чрезвычайное положение вводится президентским указом, но только после утверждения Верховной Рады. Причем на раздумье парламенту отводится не более двух дней.

Срок действия чрезвычайного положения ограничивается 30 днями. Однако в случае необходимости оно может быть продлено еще на тридцать по той же схеме — президентский указ, подкрепленный согласием Верховной Рады.

ЧП может быть отменено ранее определенного срока в случае, если будут устранены обстоятельства, по причине которых чрезвычайное положение вводилось. С соответствующим предложением на президента должен выходить парламент, однако в случаях, подобных нашему, роль просителя закон возлагает опять-таки на Кабмин.

В условиях чрезвычайного положения запрещено проведение любых выборов и референдумов, вводится табу на изменение Конституции, а также избирательных законов, ограничение прав и полномочий депутатов парламента.

3. Реальна ли поддержка парламентом инициативы президента?

Заместитель главы фракции Блока Литвина Сергей Гриневецкий заявил «ЗН»: «Какое чрезвычайное положение? И с какой стати мы его должны поддерживать? Государство должно обеспечить слаженную работу всех профильных органов власти: Минздрава, МинЧС, санэпидемстанции, если нужно, то и резервистов. Имеющихся организационных ресурсов вполне достаточно, чтобы справиться с бедой без всякого чрезвычайного положения. Просто нужно сконцентрироваться на максимальной эффективности государственного ресурса». Впрочем, фракция Литвина после кулуарных переговоров может качнуться и в другую сторону.

Член президиума фракции Партии регионов Анна Герман высказалась более осторожно: «Этот вопрос на фракции еще не обсуждался. Мое личное мнение заключается в следующем: на сегодняшний момент я не вижу необходимости введения чрезвычайного положения. Однако не исключаю, что, в случае ухудшения ситуации, решение о введении ЧП имело бы смысл поддержать. Для рассмотрения, в том числе и этого вопроса, необходимо безотлагательно, не дожидаясь понедельника, провести парламентское заседание, посвященное эпидемии».

39 пресловутых депутатов «НУ—НС» скорее всего поддержат идею ЧП, если таковая будет предложена Виктором Ющенко. Ведь заявление Лилии Григорович, прозвучавшее в четверг, о необходимости введения чрезвычайного положения, лишь не искушенным может показаться ее собственной инициативой.

Коммунисты «до особого распоряжения» от комментариев воздержались. А представитель БЮТ Андрей Портнов заявил следующее: «Фракция по этому поводу еще не собиралась. Однако, я уверен, что правительство Юлии Тимошенко и наша фракция предложат более эффективные методы защиты граждан нежели те, которые способен предложить президент с целью воспользоваться поводом и сорвать выборы».

4. Кому из кандидатов выгодно введение ЧП и почему?

На этот вопрос ответить несложно. Сдвиг даты выборов на один—два месяца крайне невыгоден премьер-министру Юлии Тимошенко. Расчет бюджетных возможностей произведен с точностью до момента завершения кампании. Более того, обеспечение этого расчета уже сейчас серьезнейшим образом поставлено под сомнение колебаниями МВФ по поводу выдачи четвертого транша, необходимостью, в случае подписания президентом, выполнения Закона «О повышении социальных стандартов» и серьезными тратами, неизбежными в случае борьбы с эпидемией. Дыра после выборов была обеспечена правительством любому, кто бы ни стал президентом. Попадать в нее лично (а главное — до финального свистка) Юлия Владимировна не планировала… Невыгодна возможная затяжка с финишем кампании и Арсению Яценюку. Арсений Петрович поехал с базара. Тенденция наметилась четкая и устойчивая. И одно дело — к 17 января потерять треть рейтинга, и совсем другое — половину к новому сроку выборов.

Не очень холодно и не очень жарко от подобного решения кандидатам так называемого второго эшелона — Анатолию Гриценко, Сергею Тигипко, Олегу Тягнибоку. В каждом случае есть нюансы. Но в целом шансы «альтернативщиков» могут дополнительно вырасти в случае традиционно неэффективной работы власти в критической ситуации.

И нет никаких сомнений в том, что перенос даты выборов на руку Виктору Ющенко и Виктору Януковичу. Первый, в случае введения ЧП, может получить минимум два месяца «бонусного» правления Украиной. Второй — улучшить свои шансы в борьбе с Юлией Тимошенко. Ибо главный конкурент Юлии Тимошенко на выборах — это отечественная экономика. А состояние ее — экономики — здоровья лишь ухудшается.

Кстати, никому не известно, как должна протекать кампания после отмены ЧП. Ни в одном нормативном акте соответствующий рецепт не указан. Никто не в силах дать вразумительный ответ: выборы после введения чрезвычайного положения будут приостановлены или прерваны? Поясним разницу. Если речь идет о приостановке, то после отмены ЧП гонка будет продолжена. Получится, что те соискатели президентского звания, которые на момент введения ЧП уже обзавелись кандидатскими удостоверениями, получат фору перед теми, кто этого сделать не успел. А это нарушает принцип равности претендентов. Обиженные могут обратиться в КС и получить от него документальное подтверждение ущемления прав. Получается, что логичнее говорить о перерыве. То есть после отмены ЧП кампания должна начаться с нуля. Но это вряд ли устроит тех, кто уже потратился. А главное — когда же в этом случае должны пройти выборы?

И последний, весьма существенный нюанс. Под запретом на проведение выборов одни кандидаты понимают лишь перенос дня голосования, а другие — мораторий на весь комплекс предвыборных мероприятий. Скорее всего, правы именно вторые. Но если первые на время действия ЧП будут проводить встречи с избирателями, их портреты будут по-прежнему красоваться на билбордах, то у ЦИК и КС прибавится работы.