Печать

Сообщение о беспрецедентно внезапном визите в Киев канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда вселило тревогу. Путин выставил ультиматум и грозит полномасштабной войной? Европейские лидеры едут выламывать Киеву руки и принудить пойти на какие-то уступки Кремлю, дабы избежать еще большего кровопролития в Украине и большой головной боли для Европы?

В своих опасениях мы были не одиноки. Утечки информации из правительственных источников в ведущих мировых СМИ не предвещали ничего хорошего. Ремарки экспертов и дипломатов из разных европейских столиц, у которых мы пытались оперативно выяснить, с чем едут в Киев высокие гости, варьировались от «Темнят. Я не жду ничего позитивного» до «Будет предательство». Эксперты обращали внимание на явную тенденцию в риторике и действиях европейцев возлагать ответственность за имплементацию Минских договоренностей на обе стороны (хотя при этом европейцы и признают, что Россия, таки да, агрессор) и усилившуюся критику в адрес украинской стороны.

Да и кремлевский «слив» в российский «Коммерсант» оптимизма не добавил: издание, ссылаясь на дипломатические источники, предположило, что «суть франко-германской инициативы может сводиться к прекращению огня на условиях признания новой линии разграничения, не совпадающей с той, которая была оговорена в сентябре прошлого года, когда подписывались Минские соглашения». Кроме того, в последние дни ходили настойчивые слухи, что Путин выкатил очередной «мирный план» — еще более абсурдный, чем прежде, и циничные «хотелки».

Оказалось, не слухи… По информации ZN.UA, после трехстороннего телефонного общения между президентами России, Франции и канцлером ФРГ, Путин передал своим собеседникам документ под названием «Комплекс мер по реализации Минского протокола от 5.09.2014 г. по урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины». Этот документ предусматривает, по данным ZN.UA, следующие разделы:

1. Неотложные меры.

2. Расширение «Минского формата» и демилитаризация зоны конфликта.

3. Муниципальные выборы.

4. Конституционная реформа.

В самой Москве этот план называют «Тирольским». Почему? Ответ — в истории этой входящей в состав Австрии и Италии земли с широчайшими полномочиями.

Передачей самого документа Путин сделал попытку привлечь на свою сторону Меркель и Олланда, и, согласовав позиции на кремлевской платформе, втроем, без Штатов, надавить на Украину.

Но европейские партнеры проинформировали Киев о существовании «плана», правда, документ не передали ни Климкину, ни Порошенко. Якобы главы двух держав не захотели становиться «почтовым ящиком» Путина.

Вместе с тем, по данным ZN.UA, вариант, предложенный Путиным, не показался Ангеле Меркель и, наверное, Франсуа Олланду, однозначно приемлемым. И они посчитали необходимым обсудить его сначала с Петром Порошенко, а впоследствии с Владимиром Путиным.

Что же касается украинской стороны, то возмущенный очередным безобразием Кремля Киев через доверенных коммуникаторов передал свое настойчивое желание ознакомиться с последним образчиком путинского творчества. В конце концов, документ таки был передан в Киев — не украинским или российским послом, а… правильно, снова В.Медведчуком.

По данным ZN.UA, полученным с украинской стороны, Порошенко, по ознакомлению с текстом, сообщил Владимиру Путину о неприемлемости для Украины предложенного плана, посчитав его попыткой дестабилизировать ситуацию в стране с целью ее развала.

Основные пункты «Комплекса мер...»:

— предоставление статуса автономии в рамках административных границ Луганской и Донецкой областей;

— гарантия безопасности, неприкосновенности и безотзывности избранных на внеочередных муниципальных выборах лиц и органов власти (эти выборы называются вторым этапом, подразумевающим, что первый этап, прошедший 2 ноября 2014 г. и назначивший Захарченко и Плотницкого руководителями «ДНР» и «ЛНР», уже состоялся и останется в силе);

— гарантия выполнения Украиной Закона «Об особом статусе» в полном объеме (напомним, что в законе «О статусе» не указаны дата местных выборов и границы территории, на которую он распространяется. Последнее должна определить Верховная Рада...);

— гарантия конституционной реформы Украины, предусматривающей децентрализацию и федерализацию, а также создание Донецкой и Луганской автономных областей (или республик). В отношении Донбасса Путин конституционные преобразования видит следующим образом: создание автономных республик; предоставление им статуса свободной экономической зоны; принятие конституций Донецкой и Луганской автономных республик; проведение выборов в соответствии с донецкой и луганской конституциями; и договор о разграничении полномочий между Украиной и автономными республиками.

Для реализации всего этого в документе предусмотрено установление прямого диалога между официальным Киевом и лидерами «ДНР» и «ЛНР», вывод всех украинских воинских формирований — ВСУ и МВД — за пределы областей и легализация «народной милиции», коей будут называться существующие на территории «ДНР» и «ЛНР» воинские формирования, сосредоточение частей «народной милиции» на границе с Россией.

Разумеется, в формат предложенного Меркель и Олланду плана вошли не все пожелания российского президента. В принципе для Порошенко не новость комплексный взгляд Путина на урегулирование ситуации в Украине. Кремль для несостоявшейся встречи в Астане предлагал простую и ясную повестку: федерализация Украины; конституционно закрепленный нейтралитет; признание Крыма частью России и участие Украины в ЕврАзЭС. Более того, говорят, Путин пытался это выдать за позицию, якобы согласованную Назарбаевым с Порошенко...

Серьезная эскалация военных действий на востоке Украины и недетские «хотелки» Путина для Берлина и Парижа, очевидно, стали впечатляющими «пугалками». Небывалая мобильность и жертвование разными протокольными условностями явно свидетельствуют о неординарности ситуации и чрезвычайной озабоченности лидеров двух ведущих европейских государств по поводу происходящего. Впрочем, особых иллюзий относительно собственной дипломатической миссии у Меркель и Олланда, судя по всему, тоже нет. Незадолго до встречи трех лидеров в украинской столице министр иностранных дел Германии Штайнмайер, находясь в Варшаве, заявил, что сейчас речь идет «скорее о надежде, чем о реальных шансах, успех не гарантирован, но не попробовать было бы ошибкой».

После более чем пятичасовых киевских переговоров лидеров (и напряженных многочасовых консультаций на уровне экспертов) делегации разошлись в ночь с четверга на пятницу. Обращало на себя внимание, что члены украинской делегации покидали встречу в неплохом настроении. По нашей информации, стороны договорились держать в строгой секретности как детали переговоров, так и выработанного в Киеве документа, с которым Олланд и Меркель намеревались отправиться в Москву. Но из скудных официальных сообщений и собранных крупиц информации от нескольких наших украинских источников, близких к переговорному процессу, пожалуй, все-таки можно составить весьма приблизительную картину.

Во-первых, как утверждают наши собеседники, никакого четкого плана Олланд и Меркель в Киев не привозили. По их словам, путинский «Комплекс мер» не был взят за основу, но катализатором стал. Все обсуждалось и выписывалось на месте, в Киеве. Согласованный тремя сторонами документ «не базируется на каких-либо переданных из Москвы или привезенных из Берлина или Парижа документах». Незыблемый фундамент для поиска и выработки предложений — Минские договоренности. Причем, как в очередной раз подчеркнул украинский министр иностранных дел Климкин, эти договоренности — «не меню». То есть выбирать лишь понравившееся — не получится, выполнять нужно все.

В Киеве стороны постарались детализировать Минские соглашения, расписать какие-то временные периоды, определить более четкие графики выполнения.

Как сообщили наши собеседники, «украинская сторона сделала все, чтобы снять возможные подозрения и вопросы партнеров», «доверие восстановлено».

«Наработанный документ, с которым Меркель и Олланд должны были поехать в Москву — это совместная позиция трех лидеров — Германии, Франции и Украины», — заверили нас очень официальные лица.

Кроме того, предварительно оговорено, что в случае, если Владимир Путин, после консультаций дуэта с президентом Украины, окажется восприимчив к изменению ряда положений, предложенного им же документа, то ориентировочно в воскресенье в Минске может состояться встреча в «нормандском формате»: Порошенко, Меркель, Олланд, Путин. В связи с возможностью такого развития событий президент Украины на день сократил свое пребывание на Мюнхенской конференции и в пятницу остался в Киеве, чтобы быть готовым к внештатному развитию ситуации по возможной встрече.

Во-вторых, нас убеждали, что на переговорах речь шла лишь о линии размежевания, зафиксированной в минском Меморандуме от 19 сентября. Признать фактическую линию, как того добивается Кремль, украинскую сторону никто не принуждал, и «никакие украинские территории никто не отдавал».

В-третьих, заверили нас, «автономию» двух восточных регионов никто не проталкивал, в документе есть ссылка лишь на украинский закон об особом статусе Донбасса (от себя заметим, безнадежно устаревший, и который решением СНБОУ, введенным в силу указом президента, Верховной Раде рекомендуется отменить). Кроме того, нелишним будет напомнить, что Украина — парламентская республика. Да еще какая парламентская… Посему все «статусы», «автономии», «децентрализации» и «федерации» должны получить одобрение Рады. Даже если они, вдруг (гипотетически) будут одобрены президентом.

Что касается проведенных 2 ноября в «ЛНР» и «ДНР» «выборов», Меркель и Олланд также считают их незаконными.

В-четвертых, о НАТО речь в Киеве, якобы вообще не шла. Хотя, напомним, что перед самым отлетом в Киев президент Олланд сделал ошеломившее многих (и не только в Украине) заявление о том, что Франция не поддерживает идею присоединения Украины к Североатлантическому альянсу. Причем эта «не поддержка» мотивировалась ни, скажем, неготовностью Украины и несоответствием натовским стандартам нашей армии, ни данными соцопросов, свидетельствующих о неготовности украинского общества. Нет. Господин Олланд откровенно признал, что делает это заявление «для русских, которые беспокоятся по этому вопросу». В Украине многие сочли этот пассаж признанием Парижем как права вето России на расширение НАТО, так и ее права ограничивать свободный выбор Украины относительно присоединения к тем или иным союзам. Но ведь не за НАТО и даже не за ЕС борется Украина вот уже год! А именно за СВОЕ ПРАВО ВЫБОРА, лишить ее которого — цель Москвы.

К слову, некоторые европейские издания, в частности, британская «Индепендент» и французская «Фигаро» сообщили в пятницу со ссылкой на свои источники, что «план Олланда и Меркель» предусматривает нейтральный статус Украины и ее федерализацию, включая особый, автономный статус «для некоторых районов востока Украины». Сегодня еще трудно судить, что это — очередной российский информационный вброс или же нам чего-то не договаривает украинская сторона (как, например, в случае с приложением к минскому Меморандуму). Однако напомним, что (как уже сообщало ZN.UA) нейтралитет и федерализация Украины — одни из главных требований Путина. И нет никаких сомнений, что на встрече в Москве эти требования были озвучены вновь. Как и угрозы в ответ на бурную дискуссию в Вашингтоне о возможности предоставления Киеву летальных вооружений.

Кстати, еще один непраздный вопрос, занимающий многие умы: почему на встрече Порошенко, Меркель и Олланда не было госсекретаря США Керри? Украинская сторона неоднократно говорила о желании восстановить «женевский формат», посол США Пайетт в интервью ZN.UA (в прошлом номере) сообщил, что и американцы не против этого, они готовы участвовать в любых форматах, «которые помогут остановить насилие и подтолкнуть Россию к большим уступкам».

Керри находился в Киеве в тот же день, что и Меркель с Олландом. Более того, по нашей информации, он специально задержался и после встречи с премьером Яценюком до вечера находился в здании Кабмина, в кабинете №741, ожидая, что его пригласят на Банковую. Не пригласили. Поздно вечером премьер Яценюк, как рассказывают, проводил госсекретаря Керри ко второму подъезду здания на Грушевского. Яценюк отправился на ужин с Порошенко, Меркель и Олландом, Керри — в «Борисполь». Некоторые наши собеседники пояснили отсутствие госсекретаря в трехсторонних переговорах тем, что, мол, его участие «и не планировалось, и не обсуждалось с самого начала». Да и «неформат», дескать, должностью не вышел, не положено госсекретарям (министрам иностранных дел) за одним столом с лидерами государств переговоры вести. Объяснение сомнительное, поскольку очевидная чрезвычайность ситуации и нетрадиционное поведение Меркель и Олланда допускали как любые форматы, так и игнорирование условностей и протокола. При наличии желания всех трех лидеров, разумеется. Такое желание не возникло. То ли из-за нежелания дразнить Путина, чтобы он, не дай Бог, не увидел в привезенных европейскими парламентерами предложениях «руку Вашингтона». То ли из-за некоторых возможных различий в видении путей разрешения украино-российского конфликта.

По нашей информации, против участия в киевских переговорах Керри была немецкая сторона. Видимо, Ангела Меркель на данном этапе хочет попытаться разрулить ситуацию самостоятельно. Если, вдруг, получится, будет с чем приехать в понедельник к Обаме в Вашингтон и убедить его притормозить. В противном случае, придется расписаться в том, что Европа не смогла урегулировать ситуацию худым миром. И тогда уже Обама будет определять и масштаб конфликта, и судьбу Украины, и судьбу Европы.

Ведь, как свидетельствуют многочисленные официальные и неофициальные источники, президент Соединенных Штатов в полушаге от принятия решения, способного, по оценкам одних, хотя бы немного угомонить Россию, а по мрачным предсказаниям других, втянуть в войну весь западный мир. Речь, разумеется, о передаче Киеву летального оружия.

Очевидно, что в последнее время США занимают куда более решительную и жесткую позицию, чем Европа. Сказывается как приближение президентской гонки, так и влияние военно-промышленного лобби. Да и борьба с Путиным за Европу по-прежнему никем однозначно не выиграна. Вашингтон грозит Москве полной изоляцией в случае продолжения военной эскалации и громко дает понять, что поставки вооружений в Украину не исключены, а в качестве «пряника» предлагает снятие некоторых санкций — если Москва умерит свой военный пыл и начнет соблюдать Минские договоренности.

Берлин и Париж и слышать ничего не желают о поставках оружия Киеву, в европейских столицах многие напуганы возможностью вооружения Украины Америкой и предполагаемыми ответными действиями России — как в Украине, так и, прежде всего, в Европе (что там в Москве иногда «невзначай» роняют по поводу тактического ядерного оружия?).

Европа все еще надеется обнаружить остатки рацио в голове хозяина Кремля. Берлин и Париж пытаются то ли соблазнить его введением зоны свободной торговли между Евразийским союзом и ЕС (в долгосрочной перспективе), то ли увлечь идеей совместной борьбы против «Исламского государства» и урегулирования сирийского кризиса.

Европейцы не спешат ощутимо ужесточать санкции, более того, половина стран ЕС вообще мечтают отменить даже существующие, так что об отлучении России от SWIFT или полном «обрубании» кредитов, что действительно стало бы для РФ разрушительным экономическим цунами, говорить абсолютно не приходится.

По свидетельству дипломатических источников, А.Меркель, в отличие от Обамы, играет «вкороткую»: она опасается, что не сможет более полугода сдерживать все нарастающее недовольство многих партнеров по ЕС по поводу необходимости сохранять санкции против России, от которых страдают и европейские экономики. Чтобы снять санкции, необходим прогресс в урегулировании «украинской проблемы» — пускай и ценой замораживания конфликта на востоке Украины… Россия испытывает единство Европы на прочность, и оно трещит. Во время экономического кризиса потери от санкций больнее, чем потери ценностей. Необходимо закупорить процесс, создающий дестабилизацию в Европе. И это — шанс. Но для Украины он — не решение.

Ведь даже в случае, если Минские договоренности, кстати, никоим образом не решающие вопрос Крыма, будут соблюдаться, конфликт останется замороженным. Разморозить его Путин сможет в любой момент, ведь, как печально шутят украинские переговорщики, все заключенные с Москвой договоренности «либо не выполняются, либо нарушаются».

Цель Путина — не Донбасс, и даже не вся Украина. Разъезжающие по мировым столицам эмиссары Москвы недвузначно дают понять: путинская Россия хочет вернуть себе всю сферу влияния бывшего СССР. И это не только СНГ. Это Балтия, это страны бывшего СЭВ, это Балканы. Украина просто первая. Или кто-то все еще надеется, что последняя?

Справка ZN.UA:

Война за мир

«Протокол по результатам консультаций Трехсторонней контактной группы о совместных шагах, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив Президента России Владимира Путина

По результатам рассмотрения и обсуждения предложений, внесенных участниками консультаций в Минске 1 сентября 2014, Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины, Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе достигла согласия относительно необходимости осуществить следующие шаги:

1. Обеспечить немедленное двустороннее прекращение применения оружия.

2. Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.

3. Осуществить децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).

4. Обеспечить постоянный мониторинг на российско-украинской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и Российской Федерации.

5. Немедленно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.

6. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые произошли в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

7. Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.

8. Принять меры для улучшения гуманитарной ситуации на Донбассе.

9. Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).

10. Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.

11. Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.

12. Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.

Участники Трехсторонней контактной группы:

Посол Хайди Тальявини

Второй Президент Украины Леонид Кучма

Посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов

Александр Захарченко

Игорь Плотницкий»