Печать

Снежным мартовским утром сотрудники Харьковской правозащитной группы совместно с работниками Секретариата Уполномоченного Верховной Рады по правам человека отправились в неблизкий путь – следующие несколько дней им предстояло провести в городе Изюме (Харьковская область). Это если говорить сухим формальным языком отчета, но если вдаваться в подробности, заглянуть в самую суть, каждый участник мониторинга вынес из поездки нечто свое — особенное.

Мне запомнилась красная железная дорога, ряды нетронутых чашек на подоконнике и портрет президента в углу – над одной из давно пустующих кроватей. А еще глаза девушки – смуглой стриженой блондинки. Она — маленькая и хрупкая - более пяти лет борется за существование Изюмского городского центра социально-психологической реабилитации детей.

История центра началась в далеком 2005 году, когда по одной из многочисленных государственных программ было решено открыть заведение для детей, чьи родители попали в сложные жизненные обстоятельства. Центр открыли, деньги из областного бюджета выделили, детей поселили. Приняли на работу психолога и социального работника, нашли воспитателей, медсестер. Заботились, чтобы дети чувствовали себя в центре как дома. Ведь главная его цель – экстренно помочь, спасти ребят от холодной зимы на улице, подарить улыбку взамен ссорам родителей, накормить впервые за неделю. Подобные центры до сих пор успешно функционируют в большинстве городов Украины. Но не в Изюме.

Все беды Евгении Викторовны (так зовут обаятельную директора центра) начались в момент перехода учреждения на баланс города. Тогдашний мэр пришел к парадоксальному выводу: если в городе есть детский дом, финансируемый из государственного бюджета, городу центр реабилитации не нужен. И предпринял многочисленные попытки центр закрыть. Его не волновало, что цели у заведений разные, главным его аргументом было: «Денег нет. Вы же понимаете, какая в стране ситуация». Началась битва, которую в марте 2015 года директор центра проиграла. Правда, за учреждение неожиданно вступилась прокуратура, так что через три месяца его снова открыли. Вот только открыли так - для галочки, чтобы был и закон не нарушался.

В центре социально-психологической реабилитации детей сократили должности психолога и социального работника, оставив в штате всего восемь человек. Нам приходится только гадать, чем руководствовалась городская власть, принимая столь гениальное решение. Более того, в городе с населением в пятьдесят тысяч человек центр открыли только для пяти детей. А что делать, если придет шестой ребенок? Оставить его на морозе? Отдать родителям, которые его бьют, страдают от алкогольной зависимости или просто потеряли жилье? Наверное, руководству города кажется, что на 50 000 человек есть только 5 детей, которым нужна помощь. 0,01 % жителей может рассчитывать на поддержку со стороны центра. А ведь еще есть близлежащие поселки и села, другие районы области, в которых аналогичных заведений нет… Но вопреки здравому смыслу, сколько бы директор не писала и не просила увеличить финансирование, ей отвечают одно и то же. «Денег нет. Вы же видите, какая в стране ситуация».

На ближайшей сессии областного совета будет рассматриваться вопрос о передаче центра на баланс области. Только благодаря решению Харьковского областного совета о передаче Изюмского городского центра социально-психологической реабилитации можно будет спасти детей. «От чего?» - спросите вы. От страшного будущего – отвечу я вам. И не только их будущего, но и будущего каждого из нас. Если у кого-то украли кошелек в метро, знайте, когда-то ваш ненавистный вор-карманник тоже был ребенком, и возможно, именно ему не хватило места в таком центре. И он впервые украл, потому что нечего было кушать… или ради забавы, или по наущению таких же несчастных товарищей – неважно. А кто-то пошел еще дальше – ограбил таксиста, покалечил девушку в темном сквере, убил без причины продавца. Потому что недолюбили. Потому что недозанимались. Потому что все –недо и на детей: «Денег нет. Вы же видите, какая в стране ситуация».