Вряд ли кто-то сегодня будет утверждать, что в Украине реально вести большой бизнес без протекции «сверху». Да и разницы между словами «коррупция» и «лоббизм» в нашей стране мало кто видит, тем более что оба понятия в той или иной степени предполагают продвижение личных интересов. Однако если в США лоббизм с 1946 года закреплен на законодательном уровне, а сами лоббисты проходят госрегистрацию, то в Украине до сих пор процветает лоббизм, замешанный на личных связях бизнесмена и чиновника, и порой самого высокого уровня.
Считается, что слово «lobby» изначально означало «коридор» и еще в XVI веке употреблялось по отношению к площадке для прогулок в монастыре. Но уже в следующем столетии им стали называть площадку для прогулок в английском парламенте. По-настоящему же политическое значение этот термин получил при 18-м президенте США Улиссе Гранте (именно он изображен на 50-ти долларовой купюре). При нем государственные мужи завели привычку регулярно встречаться с просителями в кулуарах («лобби») одной из гостиниц. И именно тогда эти встречи превратились в определенный политический «Бизнес».
Сегодня же столица США превратилась в настоящий город лоббистов. В этой сфере в Вашингтоне работает в пять раз больше людей, чем в сфере производства товаров и услуг. А основным предметом приложения их усилий, является налоговое законодательство Штатов.
В Российской империи лоббизм, как пересечение интересов бизнеса и государственной власти также оформился в XIX столетии, когда начали проводиться торговые съезды и появились первые предпринимательские союзы. Одно из самых влиятельных, – Общество для содействия развитию промышленности и торговли, – фактически «выросло» из деловых встреч на квартире лесопромышленника Громова, но к концу века объединяло полторы тысячи влиятельнейших людей как от бизнеса, так и от чиновничества. Однако чаще всего в Империи обращались к так называемому «теневому» лоббизму. К примеру, известно, что если канцлер императрицы Елизаветы Бестужев-Рюмин получал за свою службу в год 7 тысяч рублей, то за услуги продвижения интересов Британской короны в России – 12 тысяч. А в годы Первой мировой войны Григорий Распутин помог не одному фабриканту получить хороший военный заказ.
В Советском Союзе официально лоббизм не существовал. Но историки уверяют, что неофициально в стране действовали очень сильные лоббисткие группы. В первую очередь они имели национальный (республиканский) партийный окрас.. Но не меньшим влиянием пользовались и отраслевые группы. При чем, уже с началом индустриализации в СССР в 30-хх годах XX века роль промышленных министерств и директоров крупных предприятий начинает значительно расти, не уступая по силе влияния партийным группам. Со временем, ведущими «группами давления» становятся с 40-хх годов прошлого века представители машиностроение, металлургии и углепрома, в 60-хх к ним присоединяются газовики и нефтяники, в 70-хх – аграрии.
Собственно, современная Украина встретила независимость с двумя основными группами лоббистов. Первая из них вышла с республиканского ЦК партии, вторая – с промышленности и министерских кабинетов. Основное их внимание в последние 20 лет сосредоточено на процесса приватизации, на импорте товаров народного потребления или энергоресурсов, на продвижение на внутреннем рынке транснациональных корпораций. При этом, основные «звезды» лоббистких группы в парламенте так и остаются неизвестными широкой общественности. Хотя табачные, алкогольные или фармацевтические компании давно проторили дорожку в парламентские комитеты и правительственные кабинеты.
Но все же, пока же в Украине лоббисты закреплены за определенными бизнес-группами (ФПГ). Каждый мультимиллионер в нашей стране считает своим долгом посадить во власть несколько своих представителей. В основном интересуют посты в министерствах, которые отвечают за отраслевой бизнес шефа (в основном, в нынешних реалиях, уже монопольный бизнес). Так, сегодня некоторые министерства просто «закреплены» за бизнесменами, выполняя роль его лоббистов перед руководством страны. А сами же бизнесмены публично заказывают иностранные лоббисткие компании – уж очень хочеться иметь за границей хороший имидж. А в Украине их пока интересует не имидж, а заработок.