Печать

На фоне острых споров вокруг непопулярных для развития малого и среднего бизнеса положений проекта нового Налогового кодекса Украины, налоговая милиция уже начала «закручивать гайки». Предприниматели не могут сдать налоговых отчетностей пока не «сдадут» силовому ведомству коммерческие тайны, как своего бизнеса, так и коммерческой деятельности своих партнеров.

Десять негритят

Курс правительства на реформирование системы налогового законодательства вполне понятен и очевиден. Прозрачные, экономически обоснованные, а главное – рентабельные для предпринимательской деятельности правила игры, позволят открыть колоссальный источник пополнения государственного и местных бюджетов. При этом – дать мощный толчок развитию данного сегмента деятельности. По крайней мере, так заявляет Кабинет министров.

Настораживает одно. Из заявленных правительством десяти законопроектов, призванных кардинально реформировать налоговое нормативное поле, общественность пока не может ознакомиться ни с одним из них. Вместе с тем, та скупая информация, которая просачивается в прессу через анонимные информированные источники, вызывает не просто беспокойство, скорее – страх перед завтрашним днем.

Судите сами. Одним из новшеств может стать резкое сокращение видов предпринимательской деятельности, которые подпадают под единый налог (упрощенную систему налогообложения). Правительство утверждает, что таким образом удастся привести в соответствие затраты на ведение бизнеса (которые, якобы минимальны), с доходами (которые, якобы несоразмерно велики). Следовательно, и взимать больше отчислений в бюджет.

Крое того, для тех кто останется на «упрощенке», предлагается увеличить размер единого налога с действующих 20-200 грн. в месяц до 200-1000 грн.. При этом, ввести граничный объем ежегодной выручки на уровне 600 тыс.грн.

Эксперты в один голос трубят, что подобные инициативы просто губительны для экономики государства. И пророчат резкое сокращение официальных предпринимательских структур на фоне пропорционального перехода малого и среднего бизнеса «в тень».

Во-первых, «несоразмерные доходы» и «минимальные затраты» - понятия достаточно относительные. И это подтвердит вам любой школьник. Чиновники почему-то не берут в счет, что львиная доля доходов уходит в фонд заработной платы, арендную плату, формирование и обслуживание материальной базы. А оставшаяся после всех обязательных платежей сумма (если таковая останется при граничном уровне ежегодного дохода в 600 тыс.грн.), едва ли будет служить стимулом для ведения легального бизнеса. Статистика свидетельствует, что с 1999 года, когда Президент Украины своим указом утвердил «доходный потолок» на уровне 500 тыс. грн. в год, инфляция обесценила покупательскую способность этой суммы на 260%. Проще говоря, более чем в два с половиной раза выросли арендные ставки, стоимость сырья, фонд зарплаты и т.п. И единственным нюансом, который не позволил скончаться малому и среднему бизнесу еще вчера, является минимальный, или точнее – соразмерный обесцененному «доходному потолку» размер неудовлетворяющего правительство единого налога.

Кнут изобилия

Не менее интригует еще один пункт предлагаемых реформ – отдельный законопроект по борьбе с махинациями, связанными с использованием упрощенного налогообложения. Что сие будет означать на практике пока неизвестно ввиду сокрытия информации. Однако практика свидетельствует, что в нашей стране любое ужесточение методов борьбы с чем либо, всегда оборачивались разгулом коррупции и злоупотреблений со стороны контролирующих инстанций.

За примерами далеко ходить не надо. В распоряжении редакции ИА «Антирейдер» оказался любопытнейший документ, который вот уже как два месяца до боли знаком многим субъектам хозяйственной деятельности. Называется он просто – «Пояснение».

Проще говоря, это – анкета, без заполнения которой представители малого и среднего бизнеса не могут сдать месячные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно , и своевременно рассчитаться с государством по налоговым платежам.

Выдает такую анкету – налоговая милиция. Но самое беспрецедентное за всю современную историю Украины заключается в поставленных налоговиками вопросах: «С какого времени вы работаете на предприятии?», «Что входит в ваши служебные обязанности?», «Кто имеет право подписи банковских, отчетных и других бухгалтерских документов?», «Фактические адреса офисных, складских, производственных помещений предприятия и контактные номера телефонов?», «Названия основных поставщиков товаров (услуг), ФИО их руководителей, контактные телефоны, адреса офисов?», и т.д.

Проще говоря, налоговая милиция требует от предпринимателей не только раскрыть информацию, которая относится к разряду «коммерческой тайны» своего предприятия, но и «слить» своих партнеров.

По словам директора Антирейдерского союза предпринимателей Украины Андрея Семидидько, данное нововведение не укладывается в рамки здравого смысла, не говоря уже о действующем законодательстве. «Многие представители малого бизнеса не имеют возможности иметь офисные помещения. Именно по этой причине регистрируют свою юридическую прописку по определенному адресу, где не ведется управление бизнесом. К примеру, на нескольких квадратных метрах может быть зарегистрировано несколько десятков юрлиц. Однако, фактическими офисами для них, как правило, служат их личные квартиры. Зарегистрированный же юридический адрес выполняет роль почтового ящика. Он служит для получения корреспонденции, всевозможных извещений от проверяющих структур, в том числе и о проверках», - свидетельствует Андрей Семидиько.

Таким образом, требование налоговой милиции, вынуждает представителей в первую очередь малого бизнеса, раскошелиться на офисные помещения. А подобные расходы при нынешних ценах, большинству просто не по карману.

Второй нюанс. В случае если предприниматель указывает в «пояснении» фактический адрес деятельности месторасположение своей квартиры, налоговая милиция получает право без всяких санкций прийти в гости к предпринимателю с возможностью совершить выемку документов. А это уже, заметьте, - обыск жилья!

Третий аспект. Не сложно догадаться чем чреват для твоего бизнеса слив ревизорам коммерческой информации о бизнес-партнерах. Ну, какой здравомыслящий человек захочет после этого иметь с тобой дело?

И, наконец, самое главное. Отказ от заполнения подобной анкеты означает невозможность сдать в налоговую месячные отчеты. Приноси их лично, либо отправляй заказным письмом, результат один. Таким образом, у ревизоров появляются все основания для начисления штрафов. Идеальная схема латания дыр! Причем, не только государственного но и карманных бюджетов.

ИА «Антирейдер» интересно было бы знать, думают ли в налоговой милиции о возможных последствиях подобного анкетирования. А еще, какие законодательные либо нормативные акты регулируют «реформаторские инициативы» ревизоров? Надеемся, что об этом первые лица государственных контролирующих органов поведают общественности быстрее, чем начнет разваливаться и без того на ладан дышащее предпринимательство Украины.