Печать

Украинцы давно известны своей изобретательностью и умением правильно применять знания.

Начиная с известных на весь мир авиаконструкторов Сикорского и Антонова и заканчивая юными талантами, которые с детства занимаются наукой и готовят свои проекты для международных конкурсов.

Именно украинские ученые сделали свой вклад в мировую медицину, разработав метод бескровного анализа крови.

Украинцы также изобрели специальную перчатку, которая преобразовывает движение в звук, что помогает немым людям найти общий язык с теми, кто не знает языка жестов.

Также украинцы изобрели «укротитель ураганов» и экологические батарейки, конфеты для похудения и съедобный полиэтилен.

Однако больше всего разработок в современной Украине приходится на IT-индустрию.

Наднациональная идея

Украинская IT-отрасль как одна из самых перспективных в стране остро нуждается в развитии и популяризации на международной арене.

Необходимо не просто создавать хорошие продукты, но еще и позиционировать проекты как украинские. Многие специалисты, начиная работать на международном рынке, ассимилируются, подстраиваются под стандарты и просто забывают, что изначально проект - made in Ukraine.

«Пока в мире Украина больше известна за счет активно развивающихся IТ-аутсорсинговых компаний. Проекты вроде PayPal с украинской составляющей - Макс Левчин - все же не ассоциируются с нашей страной», - рассказывает Кирилл Бигай, соучредитель и управляющий партнер образовательной платформы Preply, которая работает в девяти странах на четырех континентах.

Украинские предприниматели стараются подстраивать свои проекты под рынки, на которых им предстоит работать, и ориентируются на международные тренды. За счет этого украинские стартапы выглядят конкурентными, но в то же время утрачивают свою «национальную идею».

«Зарубежные инвесторы не особо видят Украину, хотя туда все чаще пробиваются украинские стартапы. Не видят, потому как украинские стартапы стараются не выглядеть украинскими, что вполне разумно», - отмечает партнер стартап-хостела Coliving Club, разработчик мобильного приложения Audaster Антон Герасименко.

По его словам, в США стартапы без американского трекшна совершенно неинтересны. «Украинские разработчики зарекомендовали себя как крутые специалисты. Они наравне с российскими коллегами ценятся очень высоко, но как наемные работники, а не как предприниматели», - добавляет он.

В вопросах международного восприятия Украины нельзя обойти и политический вопрос. Некоторые инвесторы опасаются вкладывать деньги в украинские проекты, оценивая экономическое состояние страны и геополитические проблемы. Играет роль также недостаточная прозрачность ведения бизнеса.

Соответственно, картинка получается не очень оптимистичной.

«Стереотипы тут формируют украинские политики. Картинка, которую они предоставляют: Украина воюет с Россией на своей территории, погрязшая в коррупции, управляемая ворами страна с неработающими судами.

В то же время предприниматели стараются показать Украину как страну с огромным быстрорастущим IT-потенциалом, как экспортера программного кода. Украина в сознании иностранных инвесторов существует где-то на пересечении этих двух реальностей», - говорит Андрей Хорсев, основатель мессенджера Hi.

Чем богаты

Рейтинги показывают, что самые успешные украинские проекты связаны с IT-сферой и технологиями. Интернет-проекты и мобильные приложения, электронная коммерция, 3D-печать, робототехника удаются украинским стартаперам лучше всего. Это то, что может привлечь инвесторов.

Вот и в 2016 году состоятся два значимых события: международный конкурс SVOD и стартап-конференция Tech Crunch Disrupt.

На SVOD поедет проект Cardiolyse, занимающийся big data-исследованиями по анализу кардиограмм, и онлайн-сервис коллективных подарков Wishround, который вошел в тройку призеров конкурса стартапов SVOD Europe 2016.

На стартап-конференции Tech Crunch Disrupt, где в 2016 году впервые предусмотрен отдельный павильон для украинских проектов, будут представлены организатор гардероба Cluise и образовательная платформа Preply.

Подобные мероприятия позволяют не только показать свои возможности, посмотреть на достижения других, но и громко заявить о своей стране на весь мир. Заодно, конечно, получить выгодные предложения от международных инвесторов и превратить стартап в масштабный и успешный бизнес-проект.

Яркий пример такого сотрудничества - одесский стартап Looksery: мобильное приложение, позволяющее видоизменять свое лицо во время видеочата. В 2015 году Snapchat купил этот проект за 150 млн долл, что стало безусловным коммерческим успехом украинского стартап-движения в глобальном масштабе.

Выход есть

Для достижения успеха в мире Украине важно исправлять свой имидж в глазах инвесторов и ломать стереотипы о коррумпированности бизнеса. «Технологически мы можем бороться с коррупцией с помощью открытых данных», - считает Хорсев.

Потенциальные инвесторы должны знать все риски, прежде чем вкладывать деньги в украинские проекты.

«Украина никогда не станет таким же рынком, как США и Европа, пока в стране экономический кризис, поэтому пока можно воспринимать страну как инкубатор с большими возможностями, какими-то деньгами и большими перспективами.

В Украине уже сейчас есть все, что нужно предпринимателю для успеха за Западе, все зависит только от него самого», - подчеркивает Герасименко.