Печать

В 2010 г. страховщики, несмотря на достаточно оптимистичные прогнозы в начале года, все еще переваривали последствия кризиса. Рынок фактически не вырос за год, а в 2011 г. его рост будет в лучшем случае 5-7%.

Уходящий год мало отличался для страховщиков от предыдущего кризисного. Единственное, что удалось страховому сектору в этом году, так это избежать громких банкротств, которые имели место быть в 2009 г. («Страховые традиции», «Галактика», «Вексель»). В остальном ситуации были схожи: многие СК все так же нуждались в докапитализации для покрытия нарастающих убытков, а доверие граждан к сектору восстанавливается до сих пор. В результате рынок рос совсем не теми темпами, которые хотелось бы видеть игрокам рынка. По данным Госфинуслуг, за первое полугодие валовые страховые премии по рынку выросли на 1,3%, при этом чистые страховые премии (за вычетом внутреннего перестрахования) сократились на 11,5%.

«В 2010 г. рынок останется на уровне прошлого года. Отчасти это связано с тем, что ритейловые продажи в этом году не оправдали ожиданий»,— говорит председатель правления СК «HDI Страхование» Константин Ксенич. Он отмечает, что физлица, будучи очень чувствительными к общей экономической ситуации, не проявили ожидаемой активности в покупке страховых продуктов. Наверняка не слишком радует клиентов и снижение выплат: валовых — на 20%, чистых — на 15,2% по первому полугодию.

Причем кризис переживают не только рисковые страховщики, испытавшие серьезные проблемы с ликвидностью и платежеспособностью, но и внешне благополучные компании по страхованию жизни. Лайфовый полис пока не является предметом первой необходимости украинца, а в сложные финансовые времена он и вовсе отходит на второй план.

«Мы прогнозируем по итогам 2010 г. выход на 94-95% от уровня прошлого года, т.е. объемы страховых премий на уровне 780-790 млн. грн.»,— комментирует председатель правления «Инго Украина Жизнь» Наталья Невядомская.

Впрочем, в том, что рынок не растет, сами страховщики все же пытаются находить плюсы. «Это хорошо с той точки зрения, что нет эйфории от стремительного роста: никто не пытается всеми способами нарастить долю рынка или же создать компанию, чтобы быстрей собрать побольше премий»,— считает зампред совета Лиги страховых организаций (ЛСОУ) Александр Залетов.

В 2011 г. страховщики также не ожидают бурного роста. Пессимистичный сценарий предполагает топтание на месте еще один год, оптимистичный — рост рынка на 5-7%. Так, в 2008 г. крупнейшая компания «Оранта» привлекла более 1 млрд. грн., в 2009 г.— 718 млн. грн. В 2010 г. компания ожидает дальнейшего снижения объема привлеченных премий, а в 2011 г. планирует получить 680-700 млн. грн. платежей.

«На следующий год можно ожидать рост где-то до 10%»,— полагает Александр Залетов. В то же время для того, чтобы этот рост показать, страховщикам придется изрядно потрудиться. Банковский канал продаж не работает уже второй год, и, кстати, именно из-за него многие компании ощутили резкое снижение премий при нарастающих убытках в кризисный период. «Если смотреть на докризисные показатели «Оранты», банковский канал продаж составлял 37%, а иногда и 40%. На сегодняшний день это меньше 6%»,— говорит председатель набсовета компании Олег Спилка. Ипотечное кредитование и автокредиты ранее были стабильным источником легкого дохода практически каждой страховой компании. Однако в 2011 г. предполагается лишь незначительное размораживание кредитных программ банками, поэтому существенного импульса страховому рынку это не придаст. Кроме того наверняка существенно будет урезан и агентский канал продаж. Налоговый кодекс не предусматривает возможности страховых агентов работать на упрощенной системе налогообложения. Поэтому в 2011 г. страховщики будут делать три вещи: усиливать сотрудничество с брокерами, акцентировать внимание на корпоративных клиентах и развивать интернет-продажи.

Ключевыми практически для всех рисковых компаний будут оставаться сегменты КАСКО и «автогражданки», а также имущественное страхование юрлиц. Остальные сегменты будут незначительно диверсифицировать их портфели. Так, имущественное страхование среди населения пока развивается слишком медленно, ведь соответствующая культура у граждан не сформирована. По большому счету, среди физлиц лишь жители сел, подверженных природным катаклизмам, уже осознают необходимость страховки.

Перспективное в целом сельскохозяйственное страхование обделено вниманием государства. «Раньше в бюджете Украины была отдельная статья по компенсации сельхозпроизводителям 50% тарифа на страхование. Сегодня нужно возвращаться к этим подходам»,— говорит Олег Спилка.

Достаточно активно развиваются виды личного страхования, в частности, медицинское, однако здесь стоит упомянуть два нюанса. Во-первых, рост этого сегмента во многом объясняется стремительным ростом цен на медицинские препараты, что соответственно влияет и на стоимость страховки. Во-вторых, сегмент развивается преимущественно за счет корпоративного сектора, но при этом остается малорентабельным для страховщиков. «Зачастую от клиентов по медицине приходится отказываться, так как не все понимают, что качественную страховку можно получить по адекватному тарифу, учитывающему рост цен на медикаменты»,— сетует Константин Ксенич.