Учреждения социальной сферы в нашей державе закрываются давно, повсеместно и постоянно. Чиновникам эти закрытия – экономия бюджетных расходов. А людям и сотрудникам больниц, школ, библиотек, клубов от нее никак не легче. Даже наоборот – социальные учреждения помимо всего прочего выполняют системообразующую роль в населенных пунктах. К примеру, школы, без которых село быстро умирает. Школьные автобусы помогают мало - не всегда ездят, периодически опаздывают, дети, ожидая их простуживаются.
Об этом шла речь на круглом столе, организованном Восточноукраинским центром общественных инициатив. Точнее, о том, как не допустить закрытия школ. Тем более, что в свежих рекомендация Кабмина по реорганизации и ликвидации учебных заведений записано, что закрывать их можно только с учетом мнения общественности. Соответственно, если чиновники хотят сэкономить бюджет, закрыв школу, им придется договариваться с местными жителями, родительским комитетом. И коль последние не пожелают оставить своих детей без образования – им и карты в руки. Только понастойчивее быть надо. И желательно наладить контакт с учительским коллективом. Тогда и школа будет жива. Особенно же это актуально для Харьковской области, которая стала безусловным лидером по закрытию сельских школ во всей Украине.
В течение года сотрудники ВЦОИ направили около 200-х запросов на информацию, посвященных различным аспектам проблемы ликвидации школ в Украине. В результате получили данные о количестве ликвидированных за последние 5 лет школ (всего 632). выяснили основные причины закрытия и наиболее частые нарушения при процедуре принятия решения о ликвидации школ.
Как показывает практика, в первую очередь за свою судьбу опасаться нужно тем учебным заведениям, в которых учится небольшое количество детей: меньше 40 - для сельской местности, и меньше 300 - Для города.
В помощь школам ВЦОИ недавно выпустил книгу «Как сохранить школу в своей громаде: руководство к действию», которая является практическим пособием по правовому самообразованию для педагогов и общественных активистов.
Пособие содержит теоретические и практические материалы относительно правового регулирования ликвидации школьного заведения, превентивных действий по снижению риска закрытия школы, правовых и общественных действиях в ситуации неправомерной ликвидации заведения. Издание содержит выдержки из действующего законодательства о деятельности общеобразовательных учебных заведений, алгоритмы действий для инициативных групп, образцы типовых документов, примеры из опыта сохранения школ с малой наполненностью в Украине и Польше. В пособии представлен опыт нескольких инициативных групп, которые боролись за сохранения своих школ и удачно их отстояли. Предлагаемые в пособии практические задачи помогут просветителям и местным общественным активистам приобрести навыки во время самообразования и подготовиться к применению реальных мер по сохранению/защите своих образовательных учреждений.
Авторский коллектив старался донести читателю идею того, что в ситуации сохранения учебного заведения нужны дальновидность, взвешенность принятого решения, общность и логика выполняемых действий, постоянный общественный контроль за действиями местной власти, применение комплекса общественных и правовых действий. Авторы также стремились сделать материал максимально практическим, приводя «живые» примеры из деятельности общеобразовательных учебных заведений и инициативных групп из разных уголков Украины.
В текущем учебном году ВЦОИ продолжит свою работу в данном направлении под девизом «Вместе к сохранению и развитию образовательных услуг в малых громадах!» Уже в октябре для учителей и местных активистов Луганской, Донецкой и Харьковской областей состоится тренинг «Организация гражданских кампаний для сохранения школ в своих громадах». Также для громад сельской местности и небольших городов 3-х областей Востока Украины запланирован конкурс малых грантов на реализацию общественных инициатив по сохранению своих школ.
Информационная встреча состоялась в рамках проекта «Вместе к сохранению и развитию образовательных услуг в малых громадах». который реализуется Восточноукраинским центром общественных инициатив при финансовой поддержке программы «Гражданское общество и надлежащее управление» Международного Фонда «Возрождение».
Пособие создано в рамках проекта ВЦОИ «Учимся праву - сохраняем школы», который финансировался Образовательной программой Международного Фонда «Возрождение».
Количество общеобразовательных учебных заведений, относительно которых принято решение о прекращении деятельности
(по результатам ответов МОНмолодежспорт Украины на информационные запросы ВЦОИ)
Области | Количество ОУЗ по годам | ||||
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012* |
АР Крым | 2 | 2 | 3 | 4 |
|
Винницкая область | 6 | 10 | 4 | 7 | 11 |
Волынская область | 3 | 2 | 1 | 1 |
|
Днепропетровская область | 4 | 6 | 1 | 1 |
|
Донецкая область | 9 | 10 | 5 | 18 |
|
Житомирская область | 8 | 5 | 9 | 5 | 2 |
Закарпатская область |
|
|
| 3 | - |
Запорожская область | 5 |
| 5 | 2 | 3 |
Івано-Франковская область | 2 |
|
|
| 1 |
Киевская область | 8 | 6 | 1 | 4 | 1 |
Кировоградская область | 1 | 4 | 1 | 4 |
|
Луганская область | 13 | '2 | 5 | 12 | 1 |
Львовская область | 3 | 1 |
| 1 |
|
Николаевская область | 6 |
| 2 | 11 | 5 |
Одесская область |
|
| 13 | 40 |
|
Полтавская область | 13 | 6 | 10 | 19 | 9 |
Ровненская область |
| 1 |
| 4 |
|
Сумская область | 24 | 6 | 10 | 11 | 2 |
Тернопольская область |
| 3 | 1 | 1 |
|
Харьковская область | 4 | 4 | 19 | 17 | 45 |
|