Печать

Учреждения социальной сферы в нашей державе закрываются давно, повсеместно и постоянно. Чиновникам эти закрытия – экономия бюджетных расходов. А людям и сотрудникам больниц, школ, библиотек, клубов от нее никак не легче. Даже наоборот – социальные учреждения помимо всего прочего выполняют системообразующую роль в населенных пунктах. К примеру, школы, без которых село быстро умирает. Школьные автобусы помогают мало - не всегда ездят, периодически опаздывают, дети, ожидая их простуживаются.

Об этом шла речь на круглом столе, организованном Восточноукраинским центром общественных инициатив. Точнее, о том, как не допустить закрытия школ. Тем более, что в свежих рекомендация Кабмина по реорганизации и ликвидации учебных заведений записано, что закрывать их можно только с учетом мнения общественности. Соответственно, если чиновники хотят сэкономить бюджет, закрыв школу, им придется договариваться с местными жителями, родительским комитетом. И коль последние не пожелают оставить своих детей без образования – им и карты в руки. Только понастойчивее быть надо. И желательно наладить контакт с учительским коллективом. Тогда и школа будет жива. Особенно же это актуально для Харьковской области, которая стала безусловным лидером по закрытию сельских школ во всей Украине.

В течение года сотрудники ВЦОИ направили около 200-х запросов на информацию, посвященных различным аспектам проблемы ликвидации школ в Украине. В результате получили данные о количестве ликвидированных за последние 5 лет школ (всего 632). выяснили основные причины закрытия и наиболее частые нарушения при процедуре принятия решения о ликвидации школ.

Как показывает практика, в первую очередь за свою судьбу опасаться нужно тем учебным заведениям, в которых учится небольшое количество детей: меньше 40 - для сельской местности, и меньше 300 - Для города.

В помощь школам ВЦОИ недавно выпустил книгу «Как сохранить школу в своей громаде: руководство к действию», которая является практическим пособием по правовому самообразованию для педагогов и общественных активистов.

Пособие содержит теоретические и практические материалы относительно правового регулирования ликвидации школьного заведения, превентивных действий по снижению риска закрытия школы, правовых и общественных действиях в ситуации неправомерной ликвидации заведения. Издание содержит выдержки из действующего законодательства о деятельности общеобразовательных учебных заведений, алгоритмы действий для инициативных групп, образцы типовых документов, примеры из опыта сохранения школ с малой наполненностью в Украине и Польше. В пособии представлен опыт нескольких инициативных групп, которые боролись за сохранения своих школ и удачно их отстояли. Предлагаемые в пособии практические задачи помогут просветителям и местным общественным активистам приобрести навыки во время самообразования и подготовиться к применению реальных мер по сохранению/защите своих образовательных учреждений.

Авторский коллектив старался донести читателю идею того, что в ситуации сохранения учебного заведения нужны дальновидность, взвешенность принятого решения, общность и логика выполняемых действий, постоянный общественный контроль за действиями местной власти, применение комплекса общественных и правовых действий. Авторы также стремились сделать материал максимально практическим, приводя «живые» примеры из деятельности общеобразовательных учебных заведений и инициативных групп из разных уголков Украины.

В текущем учебном году ВЦОИ продолжит свою работу в данном направлении под девизом «Вместе к сохранению и развитию образовательных услуг в малых громадах!» Уже в октябре для учителей и местных активистов Луганской, Донецкой и Харьковской областей состоится тренинг «Организация гражданских кампаний для сохранения школ в своих громадах». Также для громад сельской местности и небольших городов 3-х областей Востока Украины запланирован конкурс малых грантов на реализацию общественных инициатив по сохранению своих школ.

Информационная встреча состоялась в рамках проекта «Вместе к сохранению и развитию образовательных услуг в малых громадах». который реализуется Восточноукраинским центром общественных инициатив при финансовой поддержке программы «Гражданское общество и надлежащее управление» Международного Фонда «Возрождение».

Пособие создано в рамках проекта ВЦОИ «Учимся праву - сохраняем школы», который финансировался Образовательной программой Международного Фонда «Возрождение».

 

Количество общеобразовательных учебных заведений, относительно которых принято решение о прекращении деятельности

(по результатам ответов МОНмолодежспорт Украины на информационные запросы ВЦОИ)

Области

Количество ОУЗ по годам

 

2008

2009

2010

2011

2012*

АР Крым

2

2

3

4

 

Винницкая область

6

10

4

7

11

Волынская область

3

2

1

1

 

Днепропетровская область

4

6

1

1

 

Донецкая область

9

10

5

18

 

Житомирская область

8

5

9

5

2

Закарпатская область

 

 

 

3

-

Запорожская область

5

 

5

2

3

Івано-Франковская область

2

 

 

 

1

Киевская область

8

6

1

4

1

Кировоградская область

1

4

1

4

 

Луганская область

13

'2

5

12

1

Львовская область

3

1

 

1

 

Николаевская область

6

 

2

11

5

Одесская область

 

 

13

40

 

Полтавская область

13

6

10

19

9

Ровненская область

 

1

 

4

 

Сумская область

24

6

10

11

2

Тернопольская область

 

3

1

1

 

Харьковская область

4

4

19

17

45