В информационном пространстве несложно найти десятки размышлений на тему возможного нападения России.
Но на самом деле ситуация иная.
И есть смысл объяснить, почему Россия не нападет на Украину – ни сегодня, ни завтра, ни в течение ближайшего года.
Ответ на этот вопрос тесно связан с Германией.
«Европейская правда» еще полгода назад публиковала аналитическую записку Института мировой политики. Исследование отношений Украины и ФРГ было одним из первых в цикле «аудит внешней политики». Изучая этот документ, обратите внимание на прогноз возможных сценариев развития двусторонних отношений между Германией и Украиной.
Худший для нас сценарий — это путь назад, к проблемным, коррумпированным странам. Но теперь еще и с затяжным, вялым военным конфликтом в придачу.
Этот вариант в некоторой степени удовлетворил бы Германию, сместив вопросы украинской безопасности на маргинес внешнеполитических приоритетов. При условии спокойной ситуации на востоке, а также провала реформ в Украине немцы могли бы честно сказать: «мы попытались, но ничего не получилось».
А Россию такой вариант удовлетворил бы полностью, поскольку де-факто вернул бы Украине статус «российской сферы влияния».
Что должна сделать Москва для воплощения такого сценария?
Во-первых, не допускать военной эскалации, которая привлекает внимание к украинскому вопросу, во-вторых - максимально саботировать модернизационные реформы в Украине, провоцируя разочарование Киевом у европейских партнеров.
Прямое военное нападение РФ на Украину противоречит этому сценарию.
Это – первое объяснение того, почему Россия не будет нападать. Есть и второе.
Следующая часть дает нам четкие ориентиры по времени.
Не секрет, что правительство Меркель не рассматривается Кремлем как надежный партнер; скорее – как ключевой противник.
Времена, когда Путин и Меркель были «на короткой ноге», остались в прошлом. Теперь же немецкий канцер является ключевым лоббистом санкций среди европейских лидеров. Поэтому замена нынешнего правительства Германии на более лояльное к России будет одним из основных задач кремлевской политики в 2017 году.
Несколько фактов из упомянутой выше записки ИСП:
1) со времен шредера Шредера, немцы изменили свое отношение к участию Германии в геополитических миротворческих процессах с позитивного на негативное;
2) подписи Германии нет под Будапештским меморандумом, так что формальных причин активно заниматься судьбой Украины у Германии не больше, чем у любой другой страны.
Это означает, что в 2017 году немецким политикам придется объяснять своим избирателям, почему в Украину инвестируется столько времени и усилий, а также какие положительные результаты принесла эта деятельность. Отсутствие реформ в Украине безусловно будет использовано пророссийскими оппонентами Меркель.
Следовательно, нападение на Украину или военная эскалация с российской стороны сыграют на руку текущему правительству ФРГ, поскольку позволят списать медлительность украинской стороны на военное давление Кремля.
Поэтому выгодная Кремлю стратегия в этой ситуации – та же, что приведена выше — военное затишье и саботаж реформ в Украине.
Это будет оставаться актуальным как минимум до завершения немецких парламентских выборов осенью 2017 года.
Все это время Россия будет пытаться отвлечь украинское общество от реформ.
Всеми возможными способами.
Следовательно, стоит быть готовым к бряцанью оружием в Крыму, провокациям на границе, кукольным спектаклям пятой колонны и популистским призывам к срочной смены власти. Времени на проведение реформ мало, промедление играет на руку России, уменьшая ожидания европейцев от Украины.
Для Германии, как и для остальных наших союзников в западной Европе, вопрос украинского конфликта заключается в том, чтобы выяснить, кто врет: только Россия или обе стороны. Мерилом нашей честности является прогресс реформ. Иной вариант развития событии в Украине будет означать поражение украинской евроинтеграции.
Герой Янковского в классическом кинофильме «Обыкновенное чудо» выразил худший для Украины сценарий. «Ты прозевал свое счастье. Прощай, я тебя больше не буду помогать, ты мне не интересен.»
И если ЕС решит сказать эти слова Украине, прозвучат они именно на русском языке.