Печать

На чем нынче невозможно сделать бизнес? Странный вопрос. Под эту категорию подпадает все – начиная от носков и заканчивая чиновничьими креслами. Всевозможные общественные движения и организации, тем более партии, давно и прочно стали способом обеспечить безбедное существование их предводителям. Не говорю все, ибо идеалисты, желающие хоть чего-то добиться для людей, остались. Но количество их постоянно уменьшается. Не стал исключением и предпринимательский Майдан, хотя сами предприниматели пришли туда отстаивать собственные права. И часть лидеров настроена аналогично. Но часть – еще далеко не все, как я убедился, проведя там несколько дней.

Предпринимателей понять можно – единый налог, по сути, упраздняется, упрощенное налогообложение – тоже, фискалам дают практически ничем неограниченные права. Это тоже станет бизнесом – для самих налоговиков. И кошмаром для бизнеса. А раз наша власть решила пойти на такой шаг – надо бы ее приструнить, чтобы помнила, на кого она обязана работать. Так родилась идея не только ветирования Налогового кодекса, но и требования роспуска Верховной Рады, что было бы логично. Если люди, нанятые нами на работу, с нею не справляются – их надлежит уволить. Тут лидером стал Александр Данилюк. Он же продолжил мысль: после налогового на очереди – жилищный, земельный, трудовой кодексы. И ничего хорошего от них ждать не приходится. А собирать Майдан по каждому из них отдельно – слишком накладно. Да и президентское вето еще ничего не означает. А если парламентарии его преодолеют? Потому программа была простая – потребовать от Президента вето и роспуск Верховной Рады, а если не согласится – начать процедуру импичмента. Дабы неповадно было поддерживать такие кодексы. Предприниматели, которые начали акцию протеста, с идеей Данилюка согласились. Но уже через несколько дней появились другие идеи и другие лидеры.

Вскоре к предпринимателям присоединились «сочувствующие» - Комитет участников помаранчевой революции (КУПР), Ассамблея общественных организаций малого и среднего бизнеса, Всеукраинское объединение общественных организаций малого и среднего бизнеса "Крепость" и тьма прочих наспех сколоченных организаций. Знакомый, участвовавший в студенческих волнениях 90-х, присутствовавший на Майдане в 2004-м, когда мы стояли рядом с палаточным городком, брезгливо хмыкнул. По его словам, чуть не половина тамошних обитателей – «профессиональные майданщики», которых он постоянно видел на всех акциях.

Само по себе хобби – сбегаться на Майданы и жить в палатках – вполне безобидно. Куда хуже было то, что прилипалы были не против того, чтобы к ним присоединились бомжи, которые тут же приволокли в лагерь водку. Автор этих строк сам наблюдал, как охрана лагеря выволакивала за ограждение одного такого «протестующего» с крепко зажатой в руках бутылкой – идти самостоятельно он был уже не в силах. Но это было еще самое безобидное сочувствие.

Протестующих в лагере сподвижники-предприниматели и простые люди поддерживали, как могли. Приносили продукты, теплую одежду, снабжали генераторами и калориферами, деньгами. Все это принималось прилипалами с благодарностью, но, как выяснилось потом, учет никто не вел. А через несколько дней деньги, хранившиеся у представителей КУПР, пропали. Сколько – никто сказать не смог, известно было только, что вместе с немаленькой суммой испарились ноутбук и мешок кофе.

Тут снова пригодился Александр Данилюк, организовавший охрану лагеря. Точнее, он просто попытался навести там элементарный порядок. Но благие намерения натолкнулись на сопротивление прилипал, бизнес которых при таком обороте дел прекратился бы окончательно и бесповоротно. Тогда они стали объединяться.
Мы с коллегами диву давались еще на митинге 25 ноября. Странно было слышать, как холеная дама, выступавшая на трибуне, откровенно использовала технологию, по которой собравшиеся, ответив пять раз «ДА!», автоматически соглашались со всем, что она говорила дальше. А предлагала она просто «стоять до конца» - довольно странная цель, как нам показалось. Удивительно было видеть, как сторонников реальных мер не пускали на сцену. Любопытно было наблюдать, как те, которые выступили после митинга сидели неподалеку в «Глобусе», а на столе перед ними некий лощеный тип что-то отмечал в ведомости – с фамилиями, печатями, суммами.

Видели, как носили среди участников митинга урну для сбора денег парни, представлявшиеся советом общественного комитета национального спасения. Во всяком случае, так они написали на своих, явно напечатанных наспех, визитках. Им очень не хотелось попадать в объектив. А в самом палаточном городке о них никто нам не смог ничего сказать.

Когда услыхали о «нападении на активисток «Femen», вспомнили еще одну сцену. Пока обедали, увидели, как в кафе забежала стайка этих девушек, за которыми вскоре зашли два милиционера. Как оказалось, ради составления протокола в комфортных условиях. Оказывается, факт нападения теперь может родиться прямо в кафе. Но гораздо более странные вещи мы узнали на следующий день.

Утром 26 ноября Александр Данилюк собрал координационный совет, где был избран главой. Отныне, вроде бы, он руководил акцией протеста и отвечал за все, происходящее на Майдане. А вечером того же дня был собран еще один координационный совет, где всю власть себе захватили «сочувствующие». На сцену собрания под председательством Михаила Свистовича выходили в основном представители прилипал, которые требовали отстранить Данилюка от руководства акцией, пытались рассказать, какие огромные народные массы стоят за ними и заявляли о том, что именно они теперь руководят протестом. Затем на сцену поперли и вовсе посторонние люди. Сам наблюдал, как в зал вбежала холеная мадам, которой молодой паж помог снять пальто. Паж сел неподалеку от меня, а мадам вышла на сцену, четко выступила – мол, Данилюка надлежит низложить, а предпринимателям – требовать вето из палаток. Отговоривши, мадам быстро удалилась. И общее впечатление от всего увиденного – предпринимателей кто-то пытается увести в сторону, заболтать акцию. Причем, на решение этой задачи брошено несколько десятков профессиональных провокаторов, которых направляет группа не менее профессиональных технологов. Уж очень они выступали четко, слаженно. На фоне их выступлений голоса оппонентов оказались почти не слышны.

Впечатление подтвердили сами предприниматели, стоявшие на крыльце Дома писателя, которым надоела бессмысленная болтовня. Они-то и рассказали, что прилипалы появились далеко не сразу. Одни пришли вместе с депутатами, жаждавшими поддержки широких масс – например, Оксана Продан, другие прибились, увидев массу людей. И какими же многоэтажными конструкциями крыли активисты протеста прилипал! А вывод напрашивался сам собой – прилипалы уже договорились с Банковой, которой активный протест не нужен. А если предприниматели просто постоят на Майдане – от власти не убудет. Когда жить в палатках или приезжать через полстраны на митинги надоест, люди сами уйдут. Следовательно, разгон протестующих не нужен – лишнее обострение. И милиция, действительно, никого не трогает.


Митинг 29-го все это подтвердил. Данилюка просто не пустили на сцену. А Продан и компания опять говорили, что надо стоять. Впрочем, появились и новые мотивы. Так кто-то орал в микрофон, мол, с нами – Президент и потому министры с депутатами нас боятся. Предводитель «Совета общественного комитета национального спасения» Павел Нусс уже насобирал на собственное общественное движение «Свобода. Закон», о создании которого и объявил со сцены. И уж верхом цинизма и лжи стало заявление о том, что от предпринимателей требуется финансовая поддержка. Сами же они должны разъехаться по домам. План действий готов, но о нем никто ничего не скажет, ибо власть не дремлет – слушает митинг. 

«Проданцы» выступали в таком ключе весь день. Их охрана не пускала на сцену ни единого оппонента. Не только Данилюка – есть же там и другие думающие люди. Это и понятно – настоящий протест Банковой не нужен. А так – акция предпринимателей развалится сама собой благодаря стараниям «проданцев», последние сделают неплохой бизнес на сборе средств в поддержку. А заодно станут предводителями неких мифических общественных организаций, ассамблей, комитетов. Некоторые продолжат свой бизнес, но уже в околовластной тусовке.

Президент же ради собственного имиджа попытался, было, ветировать кодекс. Правда, вето получилось какое-то неубедительное – некие мифические поправки. А кодекс все равно будет принят, разве что в качестве уступки предпринимателям там убрали пару запятых в разделе полномочий фискальных органов, да упрощенцам позволили пожить еще немного. Их задавят отдельным законом.

Что?! Опять недовольны?! Начали догадываться, на кого работают «проданцы»? Тогда хватит играть в демократию. Сегодня в 5 утра палаточный городок был плотно оцеплен бойцами «Беркута»...