Печать

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства подготовило проект очередного улучшения ситуации с парковками в украинских городах, которая носит сегодня откровенно хаотический характер. Цирк на городских дорогах продолжается с 1 января 2012 года. Именно тогда вступило в силу постановление Кабмина Юлии Тимошенко № 1342 от 3 декабря 2009 года, которым запрещалась парковка на площадках, не оборудованных паркоматами. Чуть позже – 16 января 2012 года – правительство Николая Азарова было вынуждено отреагировать на повальное отсутствие в стране паркоматов и приняло постановление № 89. Им норма по обязательному наличию паркоматов на парковках была перенесена на квартал – до 1 апреля. Правда, и тогда на дорогах мало что изменилось. Так, в столице сотрудники КП «Киевтранспарксервис» с готовностью показывали распечатанный текст постановления №1342, но акцентировали внимание не на 14-м пункте (которым и регламентируется обязательное наличие паркоматов), а на 29-м – оговаривающем варианты оплаты парковки. В частности, подчеркивалось то, что второй абзац данного пункта разрешает оплачивать услуги парковки так называемым парковочным талоном – «с рук» сотрудника «Киевтранспарксервиса». При этом многие уже тогда признавали, что понимают абсурд ситуации, но поделать ничего не могут – паркоматов-то нет, а работать как-то надо.

Надо сказать, что местные власти по всей стране единодушно признавали одну-единственную проблему отсутствия паркоматов – инвесторам это не интересно, тогда как местные бюджеты просто не потянут дополнительную нагрузку. Что же касается профильных коммунальных предприятий, которые и отвечают за парковку, то они озвучивали еще одну причину несоответствия закрепленных за ними площадок нормативным документам. Как отметили в марте прошлого года в «Киевтранспарксервисе», в стране проблема даже не с наличием паркоматов, а «начинки» для них. «На территории Украины в паркоматах, согласно государственному реестру расчетных операций, разрешается использовать регистратор контрольно-кассовый РВ3101, но срок первичной регистрации его в органах ГНСУ в настоящее время исчерпан. Поэтому сейчас не имеется возможности приобрести новые паркоматы с такими регистраторами. Другие виды регистраторов не внесены в государственный реестр расчетных операций и отсутствуют на рынке Украины», – заявили в коммунальном предприятии. Справедливости ради стоит отметить, что через определенное время вопрос с регистрацией был все-таки решен. Правда, это мало повлияло на количество паркоматов на улицах. Только в Киеве сегодня, по официальным данным, всего 87 паркомата на более чем 9 тыс. машиномест.

Сегодня же профильное министерство предложило решить проблему с хаосом на парковках введением штрафных санкций за несоблюдение существующих правил. В разработанном в ведомстве законопроекте предусмотрены соответствующие штрафы для водителей в размере от 136 грн. до 204 грн. Для должностных лиц субъектов хозяйствования, работающих на площадках для парковки, за несоблюдение правил предлагается вести штраф в 340-510 грн. Но самое любопытное, что нарушение требований об оборудовании площадок паркоматами обернется директорам профильных коммунальных предприятий штрафными санкциями от 510 грн. до 680 грн. Такое же нарушение, совершенное в течение года, предполагает наказание покрупнее – 1020-1700 грн.

Также любопытно, что по заверениям министерских чиновников эти нормы согласованы с местными органами власти. «Большинство (представителей – Ред.) органов местного самоуправления утверждает, что установление паркоматов в городах Украины будет возможно только после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Украины об установлении ответственности водителей за нарушение правил парковки, в том числе, за неуплату стоимости парковки», – отмечается в пояснительной записке к проекту закона.

Тем не менее, в то, что данный документ может реально заработать, верится с трудом. Пожалуй, только в Киеве даже на оборудованных паркоматами площадках всегда можно будет найти то или иное нарушение действующих правил. Хотя бы исходя из нормы «не менее одного паркомата на 20 мест для парковки» – сегодня в столице один паркомат на около 100 мест для парковки (об областных и районных центрах и говорить не приходится). И служащим городских администраций, которым предлагается отдать функции контроля за выполнением правил парковки, придется круглосуточно обходить свои населенные пункты из конца в конец. Зато водителей, на предварительно выбранных парковках, вполне могут оштрафовать за справедливый отказ расплатиться при отсутствии паркомата. И все, к чему это приведет, скорее всего, будет лишь новой волной взяточничества на парковках.