По всей видимости в Киеве все же достигли договоренности с боевиками о «разграничительной линии» в Донбассе. Война по признанию обеих сторон близится к концу. Продолжать ее у воюющих вероятно нет ни желания, ни возможностей.
Линию наверняка назовут в будущем «линией Путина» по аналогии с линией Керзона. Нельзя же, в самом деле, пренебрегать такой замечательной аналогией. Несмотря на недовольство, которое это решение уже вызвало в обоих лагерях, породив пересуды о предательстве, считать такую договоренность следует правильной. Терять часть территории государства никому не по нраву, но потери — не всегда к худшему. Бывает и наоборот. Иногда лучше потерять в настоящем, чтобы затем приобрести в будущем. А чемоданы без ручек иногда теряются даже к радости своих владельцев.
Украина теряет половину Донбасса, но в то же время другая половина остается за ней. И это очень важно, не так с точки зрения экономики, как с точки зрения идеологии. Тот факт, что большая часть Донецкой и Луганской областей отвоеваны Киевом у боевиков, делает жертвы с украинской стороны не напрасными и наполняет военную кампанию на Востоке героическим смыслом. Мы не выиграли, но и не проиграли. И мы имеем право считать, что наши солдаты погибли не зря — они погибли за Краматорск, Славянск, Мариуполь, Северодонецк, Лисичанск. Остановили врага, сдержали натиск. Отстояли Константиновку и Красноармейск.
Константиновку, конечно, можно было бы не отстаивать. Говоря по правде, Украине она не очень-то нужна. Промышленность там давно умерла, на месте старых заводов - тоскливые индустриальные свалки, памятники архитектуры отсутствуют, население вымирает и выезжает, бюджет — стабильно дотационный. Даже угля нет.Унылая серая дыра без смысла и перспектив, если говорить честно.
Если бы та самая «линия Путина» пролегла немного севернее, отрезав Константиновку от Украины, едва ли это было бы большой трагедией. В этом случае Украина потеряла бы еще 60 тысяч в целом враждебного ей населения, а также лишилась бы нескольких десятков гектаров живописных индустриальных руин. Но Константиновку боевики в панике бросили при отступлении, и в ее существовании появился смысл. Она будет у нас для того, чтобы мы помнили, что Украина не проиграла Донбасс России.
«Линия Путина» вдохнет в Константиновку и другие прилегающие города и поселки новую жизнь, как в свое время вдохнула ее в депрессивные шахтерские города российская граница. Так в конце 90-х Краснодон в Луганской области превратился в центр контрабанды, которая кормила и одевала его жителей. Новая граница между Украиной и подчиненными России марионеточными ЛНР и ДНР, безусловно, тоже будет кормить города. Константиновку, Дзержинск, Дебальцево, Углегорск. Война закончится, пойдет контрабанда. Затерянные в степях деревушки и поселки освоят новое для себя ремесло.
Война Украины против пророссийских боевиков стала невыгодной всем сторонам конфликта.Украина больше не хочет жертвовать тысячами молодых мужчин, чтобы отвоевать руины депрессивных городишек, населенные злобными, неустроенными и обозленными на весь мир людьми. Россия осознала, что санкции хоть пока и не привели ее к гибели, но отнюдь не сделали сильнее, как об этои заявляли наперебой ее политики. Донецкие и луганские боевики и вовсе давно уже озабочены главным образом дележом угнанных автомобилей и награбленного имущества, и несказанно рады даже тому, что уже успели захватить при поддержке российских «Градов» и бронетехники. Образовавшиеся в результате войны марионеточные республики-уродцы не терпится как можно быстрее ввести в эксплуатацию для получения скорейших дивидендов. Причем, дивиденды опять-таки полагаются всем сторонам конфликта - как «ополченцам», так и «фашистам».
Не успели отзвучать выстрелы, как в прифронтовых зонах уже сложился прообраз будущих контрабандных схем. Границы еще нет, но контрабандисты уже готовят перевалочные баз ы и технику. Из оккупированного Донбасса через блокпосты по изрытым дорогам потянулись первые робкие грузовички с металлом и углем, прокладывая фарватеры для будущих караванов. Криминальные схемы, существовавшие в Донбассе и до войны, частично сменили хозяев, но никуда не исчезли. И они нуждаются в Украине, потому что без нее работать не в состоянии.
ОПГ, захватившие власть над частью Луганщины и Донетчины, подобно коммунистическим диктаторам провозгласившие свои наделы «народными республиками», прекрасно это осознают. Но они осознают так же и то, что в Украине также найдется множество желающих сделать гешефт со вчерашними террористами. Найдутся свои Миндербиндеры, которые находятся на любой войне. Укропы и ватники уже робко ищут контакты друг друга и прикидывают, как и где лучше будет возводить новые мосты взамен взорванных. Деловые контакты пока еще прокладываются через плохо скрываемую неприязнь, но в скором времени она уступит место крепкой дружбе, как это уже давно случилось в Приднестровье и Молдове, нуждающихся друг в друге. Злобу и ненависть, как всегда, оставят для черни, которая будет коротать голодные дни в компании исходящего пеной телевизора.
«ДНР» и «ЛНР», будучи черной дырой на границах двух самых крупных государств постсоветского пространства, конечно, не могут не понимать выгоды такого географического положения. Перед нами – готовая перевалочная база, которая будет с удовольствием использоваться обоими формально враждующими государствами. И этот портал будет работать всегда, не взирая на торговые войны и экономические блокады с обеих сторон.
Оккупированный Донбасс и сам превратится в подпольный цех. В гулких, ржавых ангарах погибших производств, на заброшенных промплощадках затопленных шахт и в гаражах возникнут маленькие заводики по разливу паленой водки и низкокачественных ГСМ, производству контрафактных сигарет и трамадола. Из мрачных, опустевших горняцких городов по рельсам поползут составы с углем и металлоломом, которые через хитросплетения путей потянутся к украинским портам и заводам. По газопроводам через ДНР в Украину потечет российский газ, который полевые командиры «солнечной Новоросии» будут получать из Москвы по 200 долларов, а продавать Киеву по 300. Донецкая республика – это реинкарнация «РосУкрЭнерго». Гигантская поделка олигархов Януковича, которую уже невозможно будет так же легко выбросить с рынка, как в свое время выбросили прокладку Фирташа.
Продолжать войну, когда можно обогащаться и строить объединенные донецкие эмираты? Лидеры боевиков не настолько глупы, чтобы жертвовать своей синицей в руках ради иллюзорного журавля. Выторговав «линию Путина», они стали быстро охладевать к идее «Великой Новороссии», оставив ее для безумных площадных кликуш и любителей прохановской писанины. Впереди уже вполне отчетливо вырисовываются перспективы создания собственных корпораций и синдикатов. Уже стучат колесами воображаемые поезда, груженые углем и металлом, уже приходят во снах картины торжественных линеек, на которых привычно бесправные и подневольные школьники читают неказистые стихи про храбрых воинов-антифашистов.
«Линия Путина» стала возможной потому что оказалась компромиссным вариантом, наиболее выгодным всем силам, качавшим маятник войны. И украинцам, и россиянам, и главарям бандитских группировок Донбасса. Невыгодна она только несчастным обитателям непризнанных донецких эмиратов, которым под сладкие сказки о волшебной стране Новороссии уготовили участь бесправных крепостных. Впрочем, жителям Донбасса к этой роли не привыкать.