Минфин представил окончательный вариант изменений в Налоговый кодекс. Были проведены десятки переговоров, все мнения учтены, компромиссы найдены. Ничего радикального и революционного не предвидится, зато добавится неопределенность, ведь просчитывать эффект даже от предлагаемых минимальных изменений на Грушевского не любят, а он однозначно будет. И хорошо, если положительным.
Глядя на предложения Минфина, в который раз хочется спросить нынешних членов правительства: а зачем и им понадобились новые эксперименты с налогами? Ведь если делать ставку на какой-то прорыв, то решения должны быть более радикальными, а если они боятся радикальных решений, то не лучше ли вообще воздержаться от каких-либо изменений налогового законодательства? Цели, обозначенные министерством, традиционны и банальны — поддержка малого бизнеса, привлечение инвестиций, прозрачность, сокращение злоупотреблений, упрощение условий и устранение препятствий. Десять заповедей любой предвыборной кампании. Но ни одна из целей не выражена числом либо процентом, конкретным показателем, к которому мы стремимся в результате реформы. (И эти люди составляли КРІ для налоговой!)
Сразу отметим, что ликвидации налоговой милиции в проекте нет, но это пожелание бизнеса вроде бы должно быть учтено в отдельном законопроекте. По крайней мере, такие обещания звучат. Цена этих обещаний равна вероятности того, что закон, поданный отдельно, а не в пакете налоговой реформы, будет принят парламентом.
В проекте остались идеи о передаче баз данных от ГФС Минфину, их сопровождении, администрировании и прочем, но увы, они никак не конкретизировались — кто будет держателем баз налогоплательщиков, лично Минфин или очередной новый государственный орган, не известно. Но общий курс следующий — обобщающие консультации сделать приоритетными, уровень прозрачности повысить, возможности для злоупотреблений сократить.
Поверить в скорейшее воплощение этих идей будет сложно до того момента, пока в кресле главы Государственной фискальной службы сидит Роман Насиров, и выбить его из этого кресла не могут ни «ореховые» махинации, ни «табачная» переписка, ни сомнительное возмещение НДС отдельным аграриям. С периодичностью раз в месяц возникает коррупционный скандал, прямым или косвенным участником которого является глава фискальной службы. Он на сегодняшний день — главный, как минимум репутационный, риск для Министерства финансов. Мало кто поверит в реформирование фискальной службы без смены ее руководства, а таковая не предвидится в обозримом будущем. Не родились, видимо, еще такие богатыри.
Под вопросом и успешная практическая реализация других важных пунктов реформы. На днях крупный производитель нам пожаловался, что вот уже два месяца не может возместить НДС и видит схожие проблемы у контрагентов. Начали разбираться и, чтобы понять масштаб, в который раз обратились к сайту фискальной службы, теперь заведующей размещением информации о том, кому, когда и сколько НДС возместило государство.
Так вот, ни на один из этих вопросов таблицы, размещаемые налоговой, не отвечают, а списать это на глупость чиновников не получается. Времена, когда эту информацию подавало казначейство, вспоминаются с тоской, все понимают, что вернутся они едва ли.
Да, прозрачное возмещение НДС и единый реестр — это очень важно, но это не решает Минфин, к сожалению. Даже парламентский комитет решает это едва ли. Бравые борцы за налоговую реформу во главе с непоколебимой Южаниной и решительной Макеевой в прошлом году спасовали и перед двумя реестрами, и перед умышленно неудобоваримой подачей отчетности. Покричали «зрада» и разошлись по домам. Шансов, что этот сценарий не повторится, очень мало по тем же причинам, по каким главой фискальной службы до сих пор остается Роман Насиров.
Налог на прибыль
Вновь созданные предприятия получат пятилетние налоговые каникулы. Это попытка правительства переманить на светлую сторону тех «упрощенцев», которые давно переросли льготную систему. Звучит красиво — закрывайте свой старый «упрощенный» бизнес и открывайтесь по новой уже на общей системе, а мы вам за это пять лет каникул обещаем.
Привязка именно к новым предприятиям выглядит странно, так как перейти с упрощенной системы на общую можно, и будучи физлицом-предпринимателем, для чего нужно аж написать соответствующее заявление. Но закрытие любого физ- или юрлица — это гарантированная проверка налоговых органов, истосковавшихся по свежей крови за время моратория на неплановые проверки. А любая проверка — это гарантированные траты, особенно если твой бизнес перерос упрощенную систему, но ты продолжаешь на ней работать. Так что тех, кто действительно перерос «упрощенку», предложения Минфина заинтересуют вряд ли.
Зато без сомнений найдутся те, кто захочет воспользоваться очередной налоговой льготой, зарегистрировав новые «липовые» фирмы и получив возможность пять лет не платить налог. Прогрессивное и одновременно коррупционное предложение является лишь частью длительного процесса слияния упрощенной системы с общей. Минфин планирует в течение нескольких лет менять условия работы в обеих системах, максимально приближая их друг к другу. Чтобы в итоге предприниматель выбирал не уровень налогообложения, предполагаемый той или иной системой, а форму собственности. План бесперспективный, потому как растянут во времени на годы, и совершенно не понятно, в какой пятилетке слияние двух систем должно произойти. Но плательщиков уже предлагают делить на три категории:
1-я — мелкая предпринимательская деятельность;
2-я — «смягченная» общая система;
3-я — действующая общая система.
«Смягченная» общая система в действительности на общую похожа, как морская свинка на обычную. Объем годового дохода ограничен для таких предпринимателей и физлиц 4 тысячами МЗП (в 2016-м — свыше 5,5 млн грн). Объектом налогообложения является прибыль. Учет доходов и затрат ведется упрощенным кассовым методом. Требования к подтверждающим документам также упрощены, а при доходе менее 1 млн грн можно не использовать РРО.
При этом новые изменения Минфина вводят в обиход новое для налогового поля понятие — физлицо без регистрации, эдакую упрощенную «упрощенку», что ясности реформе не добавляет.
«Упрощенка» 2.0
Согласно предложениям, физлицо может заниматься предпринимательской деятельность без регистрации предпринимателем, если речь идет о розничной торговле, бытовых услугах населению (ремонт обуви, часов, бытовой техники, парикмахерские услуги, репетиторство и прочее) и народных промыслах, а деятельность ведется человеком индивидуально (без наемных лиц).
На учет все-таки придется встать в контролирующих органах по месту жительства. Годовой доход такого предпринимателя не должен превышать 250 МЗП на 1 января текущего года. То есть в 2016-м, например, — не более 344 тыс. грн в год. (Кстати, все мы помним, что по высоким кабинетам гуляет идея о повышении МЗП до 5 тыс. грн, так вот, в таком случае предельный годовой доход составил бы уже 1 млн 250 тыс. грн, что уже весьма недурно.)
Фиксированный налог для таких предпринимателей составит 10% от размера той же минимальной заработной платы, то есть 137,8 грн на сегодняшний день. Платеж авансовый, период — месяц, квартал, полугодие, год — предприниматель выбирает самостоятельно. База начисления ЕСВ определяется плательщиком тоже самостоятельно.
При этом плательщики этого налога освобождаются от обязательного ведения учета доходов и расходов, связанных с осуществлением выбранного ими вида индивидуальной деятельности. По результатам отчетного (налогового) года они просто подают годовую декларацию и указывают в ней фактическую сумму дохода. Если она превышает определенный законодательством объем, налогоплательщик обязан доплатить разницу. Вот только случаи такие будут встречаться редко, ведь контролировать реальный доход, если предприниматель не ведет его учет, невозможно. Да и делать это никто не планирует. На то и расчет — микробизнес пускается в свободное плаванье, многие работающие из-под полы получают шанс легализоваться и работать официально.
Вопрос в другом: не возникнут ли при предлагаемом варианте проблемы, связанные с работой действующей упрощенной системы? И проблема, конечно, не в том, что многие салоны красоты, например, наверняка будут состоять из парикмахеров, предоставляющих индивидуальные услуги и платящих аж по 145 грн в бюджет. В конце концов, это та самая самозанятость, которая обеспечивает иммунитет «упрощенке» (хотя проблем Пенсионного фонда это обстоятельство не уменьшает). Но вот если вспомнить о пункте «розничная торговля», под который подпадает обширнейшее множество самых разнообразных бизнесов, то цена вопроса для государства приобретает совсем другой масштаб.
Амортизатор реформы
Как и анонсировалось ранее Министерством финансов, предлагаемый экспертами налог на распределенную прибыль был заменен ускоренной амортизацией. Очевидно, в правительстве посчитали этот способ более надежным, предсказуемым и с гарантированным эффектом.
Ускоренная амортизация — это один из способов стимулирования инвестиций в бизнес (популярный, например, в Великобритании до 1980-х). Работает он следующим образом: фирма получает право в большем объеме насчитывать амортизационные расходы, соответственно, ее прибыль, а вместе с ней и налоговые обязательства сокращаются.
Допустим, мы используем какой-то агрегат стоимостью 30 тыс. грн, а срок его эксплуатации — 10 лет. Годовая сумма амортизации в таком случае составит 3 тыс. грн, а месячная — 250. Эту сумму предприниматель зачисляет в расходы, уменьшая на нее же налоговое обязательство. Следовательно, размер амортизации зависит только от срока использования объекта, и если мы сократим срок эксплуатации нашего агрегата до 4 лет (именно такой срок определен Минфином), то годовая сумма амортизации увеличится до 7,5 тыс., а месячная — до 625 грн.
Согласно предложениям Минфина амортизации подлежат расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов, а также расходы на самостоятельное изготовление основных средств.
При этом не подлежат амортизации и полностью относятся в состав расходов отчетного периода ремонтные работы, реконструкции, модернизации (и другие виды улучшения основных средств), а также основные средства двойного назначения, например легковые и грузовые автомобили.
То есть, с одной стороны, Минфин действительно дал предпринимателям возможность сократить свои налоговые обязательства, с другой — ввел определенные рамки, в которых это можно сделать, обезопасив себя от возможных злоупотреблений. Это, конечно, облегчит жизнь бизнесу, но не станет революцией. ZN.UA уже писало о том, что налог на прибыль в Украине с точки зрения его лепты в доходы госказны является довольно символическим, по объемам не лидирует и определяется многими фирмами «на свое усмотрение». Ускоренная амортизация не изменит ситуацию принципиально, лишь облегчит жизнь бухгалтерам, которые до этого искали тысячу и один способ уменьшить налоговые обязательства.
Конечно, выше перечислены не все предложения Минфина, но, пожалуй, самые смелые. Среди прочего в правительстве хотят увеличить сроки регистрации налоговых накладных (со 180 до 365 календарных дней), переплаты по НДС возвращать на счета в СЭА, расширить перечень расходов физлиц-предпринимателей и многое другое по мелочам. Все это не более чем попытка исправить ошибки, допущенные в прошлом: прекратить непрозрачное возмещение НДС, найти управу на фискальную службу, ограничить вымывание оборотных средств, упростить администрирование, улучшить сервисы, перекрыть (или хотя бы попытаться) коррупционные каналы.
Но есть ли в этих предложениях хоть что-то, способное действительно придать инерцию экономике? Свежее реформаторское решение, которое позволило бы в корне изменить условия работы бизнеса в стране? Зачем мы называем реформой то, что таковым по сути не является, тратим человеко-часы на экспертные обсуждения банальных изменений в налоговое законодательство? Ведь все то же самое можно было делать, как говорится, в рабочем режиме и с меньшим апломбом.
Многие независимые эксперты ожидали в этом году введения налога на распределенную прибыль (он же налог на выведенный капитал). ZN.UA уже писало, что не возьмется оценивать этот вариант, как абсолютное благо. Да и после безрезультатного снижения ЕСВ вообще вряд ли кто-то возьмется что-то прогнозировать в отношении подобных изменений. Но в любом случае, предлагаемый независимым экспертами вариант выглядит куда прогрессивнее предложений Минфина. Он, по крайней мере, дает надежду на рост, а не уверенность в неминуемой стагнации.
Нежелание правительства менять подходы к бюджетному процессу, сокращать расходы и снижать долю государства в распоряжении бюджетом делает Кабмин заложником налоговых поступлений. Можно отменить планы для налоговой, но для себя их отменить не получится, ведь в итоге бюджет должен быть сбалансирован, а дефицит зажат в рамках, определенных МВФ. Возможности маневра для проведения какой-либо реальной налоговой реформы у страны на данный момент нет, потому что нет денег не то что лишних, а даже на текущие расходы. И начинать налоговую реформу, по большому счету, нужно не с Минфина и налогового комитета, а с Министерства социальной политики, МОН, Минздрава и других активных распорядителей государственных средств, тогда и ресурс на реформу появится и возможность маневра.