Печать

Аббревиатура МАФ для каждого имеет свой смысл: для одних это быстрое обогащение, для других — занятость и зарплата, для третьих — грязь и хлам, для четвертых — коррупция и теневая экономика. Малые архитектурные формы, то бишь киоски — в Киеве, согласно данным контакт-центра КГГА, стабильно входят в пятерку самых острых проблем городской жизни: ежедневно на МАФы поступает 30—40 индивидуальных и коллективных жалоб. По данным ZN.UA, глава КГГА А.Попов на недавней встрече с президентом В.Януковичем попросил поддержки главы государства в борьбе с МАФами. Что такое МАФы, кто за ними стоит и кто их "крышует", почему они постоянно "размножаются", сколько их и как урегулировать эту проблему — в расследовании ZN.UA.

МАФы в Киеве превратились в самостоятельную сферу экономики. Назвать их точное количество в настоящее время не может никто, поскольку киоски — это теневой и криминальный бизнес, реальные обороты которого скрыты от государства. Причем численность МАФов растет впечатляющими темпами: в 2005 г. в Киеве насчитывалось до 4 тыс. МАФов, в декабре 2009-го, когда мэрия Черновецкого произвела точный учет всех киосков, — 11,5 тыс. В январе 2012-го председатель комиссии КГГА Л.Денисюк оценивала численность киосков в 13—14 тыс. По сведениям главного управления торговли КГГА, на 1 сентября 2012 г. в столице было 16,2 тыс. МАФов, по данным КГГА — 18 тыс. в феврале 2013-го. По неофициальным оценкам экспертов главного управления благоустройства, в марте 2013 г. насчитывалось около 20 тыс. киосков, а согласно неофициальным данным компании "Киевэнерго", в столице функционирует 24 тыс. МАФов (некоторое расхождение зависит от того, учитываются или нет МАФы, расположенные вокруг киевских рынков, а также входящие в состав легальных и стихийных рынков).

Таким образом, столичные власти очевидно не справляются с вирусом. Забавно, что именно после создания в сентябре 2012 г. оперативного штаба КГГА по борьбе с МАФами во главе с А.Голубченко их количество не снизилось, а наоборот, резко возросло! И это данные самого "оперативного штаба", якобы демонтирующего тысячи и тысячи МАФов, но достигающего почему-то противоположных результатов... И совсем не забавно, что с 1 апреля 2010 г. Киевсовет принял действущее по сей день решение о моратории на установку новых МАФов в Киеве, но за последние три года "покращення" их количество все равно увеличилось в полтора-два раза. Это означает, что компетентные органы, МВД и прокуратура не выполняют решения Киевсовета и не принимают никаких ощутимых мер для пресечения деятельности новых киосков, по сути "крышуя" крупномасштабную нелегальную торговлю в столице.

Обороты киосков в Киеве уже давно сопоставимы с оборотами крупнейших розничных сетей. Владельцы МАФов рисуют арифметику своего бизнеса так: киоск становится прибыльным, если его оборот превышает 4—5 тыс. долл. в месяц. Это нижняя граница рентабельности, которая значительно повышается, если МАФ расположен в бойком месте и торгует товарами повышенного спроса. В число МАФов в Киеве уже входят 100-метровые магазины, где продаются различные высоколиквидные товары, в том числе подакцизные. А киоски, размещенные возле крупных транспортных узлов (прежде всего у станций метро), могут делать продажи и на 200—300 тыс. грн в месяц. Однако проведем расчеты исходя из минимальных показателей. Ежемесячная прибыль владельца МАФа составляет в среднем около 1 тыс. долл. Таким образом, не будет преувеличением следующий вывод: киевские МАФы генерируют за год торговый оборот порядка 10 млрд грн, чистая прибыль — около 2 млрд грн. Согласитесь, цифры впечатляют, причем оборот вполне сопоставим с оборотами любой торговой сети, а рентабельности можно только позавидовать.

Киевский феномен массового распространения МАФов заключается не просто в уродовании города, а в полной утрате контроля за их деятельностью со стороны государства и уклонении от уплаты налогов и местных сборов. Установка МАФов формально запрещена, но власти на всех уровнях демонстративно игнорируют закон. Бюджеты получают от киосков копейки, чаще всего не получают ничего — а контролирующие органы закрывают глаза за ежемесячные конверты "кэша". Но о владельцах мы еще скажем несколько слов.

Социальная и экономическая преступность — это реакция людей на ненормальные условия существования. МАФы сами по себе — явление абсурдное, но вполне закономерное и востребованное в нынешнем государстве. Чтобы отчетливо и объективно понимать их недостатки, следует отметить предпосылки такой деятельности.

1. Часть киосков выполняет важную социальную функцию обеспечения пошаговой доступности для приобретения продуктов первой необходимости. В 2009—2011 гг. руководство коммунального предприятия "Киевхлеб", которое возглавлял родственник мэра Черновецкого и его зятя Супруненко, продало 80 хлебных магазинов столицы за смехотворные суммы, что практически полностью уничтожило систему сбыта "Киевхлеба". В центральных районах и на старых спальных массивах некоторые киоски буквально заменили украденную у киевлян торговую инфраструктуру.

2. Для малого киевского бизнеса МАФы в нынешних условиях — единственно возможный метод инвестиций. Стартовые расходы невелики, средний киоск выходит на прибыль всего через три месяца работы, риски минимальные. Теневой бизнес — единственное, что может обеспечивать прибыль в условиях "реформ" Партии регионов.

3. Киоски — мобильный бизнес, позволяющий в кратчайший срок переориентироваться на новые сервисы, внедрить ту или иную услугу.

4. Кроме того, это средство обеспечения занятости и предоставления рабочих мест (каждый киоск — это минимум 2—3 рабочих места).

Однако следует обратить внимание и на негативные факторы.

1. Криминогенная среда. Как и в любом нелегальном бизнесе, владельцы киосков стремятся получить прибыль, не мучаясь вопросом, кому и зачем они сдают в аренду киоски. Поэтому значительная часть МАФов представляет собой "генделыки" — розничные точки разлива и потребления алкоголя, "наливайки" для самых бедных и опустившихся. Более того, сети МАФов используются для продажи наркотиков, особенно в Деснянском, Оболонском и Подольском районах. Значительное количество киосков превратились из магазинов шаговой доступности в притоны шаговой доступности.

2. Коррупция. МАФы — предмет первоочередного внимания всех правоохранительных и контролирующих органов и главный источник нелегального финансирования чиновников всех рангов в этих структурах. Начиная от участкового МАФы "башляют" "долю малую" всем "опричиникам", покупающим сегодня в нашей державе должности для "кормления".

3. Для государства МАФы — это черная дыра бюджета, сеть для сбыта незаконной контрафактной продукции (в нелегальном киоске продают, как правило, нелегальные товары), недобросовестная конкуренция для торговых сетей, которые являются крупными налогоплательщиками. Самая недооцененная проблема — размеры "отмывания" и легализации через МАФы оборотов черного финансового рынка.

4. Для города это захламление, во многих киосочных "шанхаях" — масштабная антисанитария. Кроме того, 70% занятых в киосках — это не киевляне, а иногородние, приехавшие в столицу на работу за любые деньги.

5. С политической точки зрения неурегулированность проблемы МАФов — один из главных факторов, демонстрирующих бессилие и беспомощность власти.

6. С экономической точки зрения киоски — это шаг назад в развитии торговли. Это минимальные и краткосрочные инвестиции, отсутствие каких бы то ни было социальных пакетов для занятого населения. Владельцы МАФов живут сегодняшним днем. Они не заинтересованы строить торговые комплексы, а только хотят наставить как можно больше киосков.

В 2012-м КГГА предприняла попытку легализовать деятельность киосков и унифицировать документацию, регламентирующую их работу. По существовавшим процедурам сделать это было трудно из-за их крайней зарегулированности и сложности. Была создана комиссия по упорядочиванию деятельности МАФов под руководством Л.Денисюк. Комиссия разработала новый упрощенный порядок оформления киосков с главными задачами: поменять принцип выдачи документов на МАФ — с разрешительного на справочный, а также создать полную базу легальных киосков, владельцы которых решили легализоваться.

26 января 2012 г. новый порядок был утвержден. В 2011-м по данным управления финансов поступления от МАФов в городской бюджет составили около 20 млн грн. Все предыдущие документы обнулялись, а городской бюджет должен был получить серьезные поступления — глава КГГА А.Попов прогнозировал до 150 млн грн. в год, в бюджет города заложили 90 млн. Однако депутаты Киевсовета на сессии почему-то снизили в два раза стоимость выдачи документов городскими властями. А большая часть владельцев киосков вообще отказались выполнять требования Киевсовета, да и желания легализоваться не проявила. Да и система выдачи согласительных справок оказалась не вполне прозрачной — КГГА не решилась внедрить современную систему электронной регистрации киосков и заявительный характер регистрации, при котором вся ответственность за корректное внесение данных лежала на самом предпринимателе. Вместо этого несколько чиновников управления торговли вручную оформляли тысячи справок, к тому же, с многочисленными ошибками. В результате 200 справок, по данным прокуратуры, было выдано на несуществующие киоски. Тем не менее, поступления в бюджет с 1 марта по 1 сентября 2012 г. составили рекордные 47 млн грн., и если бы не личные коррупционные интересы депутатов Киевсовета, то план бюджетных поступлений был бы выполнен в полном объеме.

Тем не менее, комиссии Денисюк удалось выполнить главную задачу — была создана единая база киосков, и желающие легализоваться оплатили паевое участие. Эта база создана официально, она передана во все правоохранительные и контролирующие органы и выложена в интернете.

Всего за 5732 киоска было оплачено паевое участие, и они внесены в базу данных легальных МАФов. Остальные киоски требуют немедленного демонтажа. Как? Да очень просто. Это незаконная торговля.

По данным ZN.UA более-менее крупных владельцев МАФов, с сетями от 10 киосков, в столице насчитывается около 200. Провести проверки на их предприятиях и добиться прекращения работы незаконных МАФов для любого районного прокурора и начальника милиции — три дня работы.

Хотелось бы обратить внимание президента, премьер-министра, генерального прокурора, министра МВД — ау, господа! Почему ваши подчиненные до сих пор не закрыли в Киеве незаконный ларечный бизнес? У вас в руках схема размещения, так давайте действовать по закону! Почему предприниматели, честно заплатившие городу паевое участие, должны чувствовать себя "лохами" на фоне дельцов, "башляющих" ментам и прокурорам в районах? Если незаконные МАФы не сносят; если и после данной публикации МВД и ГПУ не пошевелятся, чтобы навести порядок, мы сделаем вывод — все в курсе. Все в теме. Всем все донесли. И всем все занесли.

Здесь мы сталкиваемся с ключевой проблемой Партии регионов. Власть, которую сформировала ПР, неспособна выполнить собственные решения. Проблема МАФов нанесла колоссальный урон рейтингу всех кандидатов от власти на парламентских выборах в Киеве. Правоприменительные механизмы разрушены, а милиция и прокуратура превратились в самостоятельные группы "опричников", работающих исключительно на свой карман. За имидж власти в столице отвечает Попов? Попов. Вот пусть он и отвечает за борьбу с МАФами, рассуждают "стражи закона". Напомним, что когда милиция решила ликвидировать законно разрешенный бизнес по печати футболок Дениса Олейникова, это заняло всего несколько часов. А вот с незаконными киосками, не платящими налогов, наши доблестные правоохранители, все такие оснащенные, в латах и касках, справиться не в силах. Совершенно очевидно — по причине своей собственной заинтересованности.

Рейтинг владельцев столичных МАФов по словам участников рынков распределяется так:

1. Прокуратура (районные и городская).

2. Милиция (ГУВД, РУВД, общественной безопасности, по борьбе с экономической преступностью, "Беркут").

3. Депутаты ВР и Киевсовета.

4. Руководители районных госадминистраций (самое тесное сращивание интересов РГА с коммерческими структурами, контролирующими МАФы, наблюдается в Оболонском (Антонов), Печерском (Сущенко), Святошинском (Рюмшин), Дарницком (Витковский) районах, хотя и другие главы РГА не посторонние.

5. Чиновники КГГА, в том числе из "оперативного штаба по борьбе с МАФами".

6. Криминальные структуры — практически все бандитские группировки строят свои сети МАФов для отмывания преступных доходов.

7. Общественные организации. В настоящий момент общественные организации в отрасли МАФ — это лоббистские структуры, владельцам которых для объяснения своего появления в кабинетах чиновников для "решения вопросов" требуется хоть какой-то общественный статус. К сожалению, предприниматели пока не созрели к легальной и публичной защите своего бизнеса.

Приведу несколько примеров, показывающих, насколько безнадежна и смехотворна "борьба" властей с МАФами, и насколько высоко "решаются" вопросы.

У каждого киевлянина есть примеры скандальных МАФов у себя под окнами, но мы отметим, прежде всего, их скопление прямо на маршруте президента и всего Кабмина. Это площадь у метро "Арсенальная". Во времена Леонида Кучмы здесь не было вообще ни одного МАФа. Распоряжения о зачистке "Арсенальной" за последние три года несколько раз давали премьер-министр, вице-премьер, министры, и якобы однажды даже сам Виктор Федорович. Уже не говоря о городских и районных властях. Что мы видим сегодня? Николай Янович, "проинспектируйте", пожалуйста, достижения вашего друга Анатолия Константиновича Голубченко. Площадь у метро на пути всех государственных кортежей полностью скрылась под МАФами. 2 апреля мы насчитали там 19 (!) киосков, плюс на оставшемся пятачке у входа в метро поставлено несколько точек — для продажи с земли под зонтиками, и четыре автомашины — для продажи с колес различных товаров. И никакой Кабмин им не указ.

Площадь Леси Украинки, после того как Печерская райадминистрация под руководством г-на Сущенко в своих интересах загадила ее грязным скопищем палаток, также стала зоной распространения МАФов. В июне 2012-го здесь произошел громкий скандал — некие "предприниматели" установили киоск прямо перед входом в Центризбирком. А когда кран управления благоустройства приехал на демонтаж киоска, прибыли четыре настоящих бандита, избивших вначале сотрудников коммунального предприятия, а затем и прибывшего участкового милиционера и наряд РУВД! Участковому порвали рубашку и поставили фингал — посреди бела дня, при большом скоплении народа. Бандитов с трудом задержали, но уже через два часа отпустили без предъявления обвинений — по ходатайству народного депутата Эльбру-

са Т. А на следующий день внутренняя безопасность МВД начала расследование… против милиционеров, якобы посягнувших на честных предпринимателей! Участковый предоставил в свою защиту видеозапись тех событий, которая однозначно подтверждает — милиция действовала правомерно, а бандиты нарушили несколько статей уголовного кодекса. Результат — с участкового сняли обвинения, но бандиты наказания не понесли.

Еще один пример, тоже наглядно демонстрирущий, кто стоит за МАФами в Киеве. Директор музея Великой Отечественной войны в течение полугода в 2012-м не мог добиться очистки территории музея от стихийного рынка. Ни одна из государственных структур не могла помочь, у всех находились "отмазки". А затем произошло обыкновенное чудо — на одном из государственных мероприятий директор пожаловался министру МВД Захарченко. И… десятки палаток исчезли по волшебству через два часа!

На проспекте Маяковского, 26, грязный "генделык" стоит прямо на придомовой территории. В мае 2012-го автор этих строк вместе с директором киевского Экстрим-парка, и президентом Федерации вейк-бординга Юрием Зозулей, организовали "зарядку протеста" троещинской молодежи против "генделыка", размещенного в двух метрах от забора гимназии "Троещина" на улице Цветаевой. Киоск под школой, в центре плотной застройки микрорайона круглосуточно разливал алкоголь и был центром паломничества сотен алкашей. Трижды коммунальные службы пытались его снести на основании официального решения КГГА и буквально тысяч жалоб киевлян и учителей школы. И трижды общественная организация "Правозахист" под руководством некоего Геннадия Черевко организовывала "защиту" "предпринимателей". Вокруг все было усеяно осколками и пустыми бутылками из-под водки. Чтобы оттеснить фиктивных "общественников", милиции потребовалась помощь. На демонтаж не прислали "Беркут" с наручниками, а несчастных стажеров, которых надо было защищать от нанятых защитников "генделыка". Спустя шесть часов противостояния "генделык" снесли. А если бы милиция выполняла свой долг, это должно было занять 15 минут.

Но с тех пор число "генделыков" на Троещине только увеличилось — выполнять функции государства силами общественности нельзя. И в марте уже на въезде в Экстрим-парк предприниматели, якобы близкие к тому же "Правозахисту", поставили новый "генделык". Милиция не реагирует на этот типичный для Киева случай и обращения Ю.Зозули — так что будем действовать по отработанной схеме — акция протеста, и поверьте, "генделык" там находиться не будет.

Для урегулирования проблемы МАФов необходимо:

1. Защитить права предпринимателей, получивших легальные документы и оплативших паевое участие.

2. Милиции и прокуратуре — немедленно прекратить любые виды деятельности во всех

15 тыс. МАФов, у которых отсутствуют документы на паевое участие.

3. КГГА — обеспечить демонтаж и уничтожение с видеофиксацией всех незаконных сооружений на городской земле.

4. КГГА и Киевсовету — обеспечить легализацию статуса МАФов на длительный период — от 10 лет, и создания схемы размещения торговых и сервисных объектов шаговой доступности в Киеве. Именно в этом заключается целевое назначение киосков.

5. Правовой статус торговых объектов-киосков, может быть урегулирован двумя способами. Первый и наиболее быстрый — передача всей земли под всеми киосками в распоряжение коммунального предприятия и заключение долгосрочных договоров предпринимателями с КП. Второй вариант — более длительный — на основе схемы размещения торговых объектов и выдачи на каждый объект паспорта привязки согласно регламентам Минрегионбуда, проведение открытых тендеров по продаже или долгосрочной аренде на аукционе земельных участков под конкретное целевое назначение.

6. То, что руководство города и правительства не может взять под контроль эти колоссальные финансовые потоки, говорит о слабости и беспомощности организации работы власти как в Киеве, так и в Украине в целом. МАФы — символ бесконтрольности и беспредельной алчности правящей бюрократии, которой глубоко плевать на имидж и рейтинг власти, на интересы киевлян и на облик города со столь давней и славной историей…