Печать

Подходы налоговых органов к признанию договоров недействительными, признаки неблагонадежности поставщиков и контрагентов изложены в приказе ГНАУ № 226, рассказал Максим Попко на семинаре "Фиктивные сделки: налоговая и судебная практика".

Как не попасть в категорию "налоговых ям", "транзитеров" и "выгодополучателей"

По сути, в приказе ГНАУ № 266 содержится методология, предназначенная для самих налоговиков, небольшой ликбез, каким образом нужно отрабатывать рисковых субъектов хозяйствования и какие субъекты хозяйствования могут попасть в эту категорию.

Схема выглядит так: "налоговые ямы", которые вообще не подают отчетность, сотрудничают с "транзитерами". Те "обеляют" сделку, передавая имущественные права финальному "выгодополучателю".

"Самые неприятные для налоговых органов — это так называемые "налоговые ямы". Это часто предприятия, как говорит налоговая, с признаками фиктивности. И еще чаще это предприятия, открыто или не открыто зарегистрированы под крылом, как это ни неприятно, налоговых органов", — рассказал эксперт.

Налоговая яма — это предприятие, которое генерирует бестоварную сделку. Оно первым оформляет документы на поставку несуществующего товара, при этом не подает отчетность для того, чтобы по ней невозможно было провести сверку.

"Та компания, которая очень тесно работает с налоговой ямой — это транзитер. Задача транзитера — обелить операцию для финального выгополучателя. Чаще всего это крупный налогоплательщик, который так или иначе получает опеределенную выгоду от операции. Количество транзитеров в схеме часто демонстрирует уровень людей, которые эту схему построили и степень безопасности выгодополучателя. Естественно, чем больше транзитереов, тем более реальны эти предприятия, тем "лучше" для выгодополучателя", — поясняет Попко.

"Тразитер" выполняет функцию передаточного звена, оформляет документы. Единственное его отличие от "налоговой ямы" в том, что часто он все-таки декларирует свои обязательства, налоговый кредит. В противном случае он создавал бы больше риска для "выгодополучателя". Основной признак транзитера в том, что его налоговые обязательства от налогового кредита отличаются незначительно.

"Насколько это незначительно, налоговая знает даже в процентах", — говорит эксперт.

Транзитер получает оплату от выгополучателя и выдает ему налоговую накладную.

"Отследить первых двух участников для налоговой часто большая проблема. Даже если удается отследить эти предприятия и их должностных лиц — все, что может им налоговая инкриминировать — это статью 205 УК "фиктивное предпринимательство". Поскольку самой поставки товара у этой компании не было, то доначислять какие-либо обязательство налоговая не может", — продолжает свой рассказ Попко.

Признаки "налоговой ямы"

Признаком "налоговой ямы" может быть тот факт, что предприятие не подает налоговые декларации. Уставной фонд компании должен составлять не менее 200 тыс. гривен. Следующий критерий неблагонадежности — на предприятии работает менее 5 человек, директор также выполняет функции бухгалтера, или основатели и должностные лица компании могут участвовать и в других юридических лицах как учредители.

У "налоговой" ямы может быть расхождение между налоговым кредитом и обязательствами более 1 млн. гривен, а также балансовая стоимость основных средств — 10 тыс. грн.

"При этом налоговый кредит формируется с использованием собственного уникального налогового номера ИНН. Делается это для того, чтобы не задействовать в своей отчетности своих контрагентов, а кроме того для, чтобы потом обязательства были меньше. Это в случае, если "налоговая яма" все-таки подает отчетность", — считает эксперт.

Признаки "транзитера"

Транзитер во многом похож на налоговую яму, тем не менее, есть небольшие отличия. Налоговый кредит и налоговые обязательства у него должны быть практически равны. Это компания, которая не платит налоги не потому, что не подает отчетность, а потому что ее обязательства и кредит практически идентичны. По мнению налоговой, разница не должны превышать 2 %. У транзитера может быть больше наемных работников — до 10 человек. "Еще один интересный момент — большое количество налоговых накладных на одну и ту же товарную позицию. И объем налогооблагаемых операций более миллиона гривен — потому что на меньшие суммы создавать эти компании нерентабельно", — рассказывает Попко.

"По мнению налоговой, само наличие расхождений в налоговой декларации по НДС при автоматической сверке не может являться самодостаточным основанием для признания договора ничтожным. Хотя на практике ленивые налоговые инспекторы удовлетворяются и этим критерием. Они проводят сверку и в дальнейшем используют в качестве основного аргумента, почему договор является недействительным", — резюмирует эксперт.

Как налоговая собирает информацию

Инспектор начинает сбор информации с бесед с физическими лицами. "Налоговая понимает, что гораздо легче давить на физическое лицо, нежели на огромную компанию. Поэтому часто вызывают как руководителей этих компаний, так и сотрудников, водителей, кладовщиков, охранников и просят дать пояснения. Иногда люди даже не знают, с какой целью они эти пояснения дают, — рассказывает эксперт. — Иногда могут вызвать конкретного водителя и поинтересоваться, доставлял ли он товар по такому-то адресу. Человек может об этом не помнить, забыть, вообще не знать, о чем идет речь. Он просто подписывает бумажку, и дальше эта бумажка идет в производство, и на основании ее в суде налоговая достаточно успешно может оспаривать реальность операции, доказывая, что она была бестоварной, поскольку водитель ничего никуда не привозил".

Еще один источник, полезный для налоговой — это государственные органы. В частности, это ведомства, которые администрируют ведение единого государственного реестра, таможенная, пограничная служба, ГАИ, министерство статистики, БТИ, органы, которые предоставляют документы разрешительного характера.

ГАИ связано с процессом поиска транспортных средств у контрагентов, с помощью которых товар может быть перевезен.

Много информации налоговая может получить, просто проанализировав отчетность. "При чем на текущий момент они о вас могут очень много сказать по вашей отчетности. Вы сдаете 1 ДФ — они знают, какое количество у вас персонала, и они знают, какой примерно уровень дохода у вашего персонала. Вы сдаете декларацию НДС — они уже знаю всех ваших контрагентов, всех ваших поставщиков и покупателей. Вы сдаете декларацию о прибыли — налоговая тут же знает распределение ваших основных средств, есть ли у вас транспортное средство и прочее, прочее", — рассказывает эксперт.

Выводы: как налоговая доказывает, что вы искусственно уменьшили свои обязательства

"За что они хватаются, чтобы утверждать, что вы не имеете права на налоговый кредит или на расходы: это наличие некачественных первичных документов, либо их отсутствие в целом. Это самодостаточный аргумент, действительно, кодекс содержит прямое указание, что ни расходы, ни налоговый кредит, неподтвержденный документом, не подлежат включению в отчетность", — говорит Попко.

Хотя, по его мнению, тут спорить с налоговой сложно. Несмотря на то, что есть положительная судебная практика, суды приходят к выводу, что наличие незначительных ошибок документах не могут лишать налогоплательщика права на налоговый кредит или расходы, налоговая категорически с судами в этой части не согласна.

Второй момент, который может стать камнем преткновения и заставить налоговую компаться в деле дальше — это отсутствие надлежащего статуса у участника операции на момент совершения сделки. "Под статусом мы понимаем наличие регистрации в налоговой службе, наличие государственной регистрации для юридического лица, наличие полномочий у его должностных лиц для подписания определенных документов", — пояснил эксперт.