Печать

Украинский фондовый рынок станет ближе к западному на один шаг. Шаг в законодательной сфере. Местным инсайдерам (украиским), т.е. лицам, которые благодаря служебному положению имеют доступ к конфиденциальной информации компании, отрежут возможности для "слива информации". Потому что введут уголовную ответственность. Такова основная идея законопроекта, который народные избранники уже приняли в первом чтении.

"Если брать практику США, то там все на очень высоком уровне. Есть специальное подразделение, которое занимается расследованием незаконного использования инсайдерской информации. Вплоть до того, что агенты ФБР внедряются в струткуры эмитента. Там в год раскрывается около 50 криминальных дел, которые доходят до суда и люди садятся в тюрму", - рассказывает Ирина Бугера, юрист отдела по работе с недвижимостью юридической компании.

Неоднозначные предложения

В Украине будет не так страшно. Законопроект, который парламент принял в первом чтении, уточняет понятие инсайдерской информации, определяет момент потери статуса, и уточняет перечень лиц, которые будут нести ответственность.

"Сейчас субъектами являются должностные лица. И законодатель делает очень разумное и совершенно обоснованное нормативное обоснование. Он дополняет этот пункт тем что, субъектами являются также те, кто был на момент ознакомления должностными лицами.

Т.е, речь идет о тех, кто имел доступ к информации в связи со своими служебнымы или должностымы обязанностями. Но на момент выявления утечки они уволились или занялись иной деятельностью", - объясняет юрист Андрей Котырло.

Основных изменений два. Первое – ведение базы учета инсайдеров. Заполнять ее будут сами фондовики. База должна содержать данные о самой личности, об уровне ее доступа к информации, дату ознакомления и подпись этого лица. Если подписи не будет или эмитент умышленно не внесет фамилию в базу, то ответственность для должностного лица не наступит.

"Той же Комиссии по ценными бумагами и фондовому рынку в этом случае будет невозможно отследить впоследствии, какой информацией владело должностное лицо и на какую дату. Это может привести к злоупотреблению со стороны эмитентов, которые умышленно не будут вносить определенных инсайдеров в эту базу",- предполагает Ирина Бугера.

Разглашение данных закончится тюрьмой

Проект закона вносит изменения в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений. Они предполагают штрафные санкции от 12000 до 34000 гривен. А за незаконное использование такой информации группой лиц и нанесение большого ущерба предусматривается лишение свободы от 2 до 5 лет с конфискацией имущества. Расследовать такие дела будут органы милиции.

"По действующему законодательству, ограничения не связаны с содержанием в тюрьме либо колониях. А законодатель хочет усугубить наказание, сделать его более существенным. Предлагается ввести лишение свободы. Т.е. в нашем понимании - это содержание в тюрьме либо в колониях определенного режима. Но это не является адекватным наказанием тому преступлению, которое хотят вменить. Форма наказания будет устанавливатсья в зависимости от совершенного преступления, причененного ущерба, в зависимости от субьекта преступления. Большое влияние будет иметь тот факт, признал ли вину подсудимый, каким образом он себя вел во время следствия. Если человек сознался в совершенном преступлении, раскаялся, помогал органам досудебного следствия в раскрытии, компенсировал ущерб, у него на содержаниии родители инвалиды либо же у него несоверешеннолетние дети, суд при изучении материалов, учтет смягчающее обстоятельства и применит наказание в виде штрафа. Если человек не расскаялся, не помогал, если не было смягчающих обслтятельств, если ущерб значительный, то фактически его наказание может составлять по проекту закона до 5 лет лишения свободы", - рассказывает Андрей Котырло.

Мертвые предложения

Юристы единогласно утверждают: пока бояться инсайдерам нечего. Изменения, даже если их примут, будут мертвыми. Законодатель уточнил понятия, но не согласовал механизм реализации. "Сам факт незаконного разглашения должен влечь уголовную ответственность. А у нас выставляются определенные условия - для того, чтобы привлечь за незаконное разглашение, надо сперва доказать наличие ущерба причиненными действиями", - утверждает Андрей Котырло. "У нас в Украине, к сожалению, не разработана методология расследований. Поэтому кем будет расследоваться, не понятно. Потому что распространение инсайдерской информации - преступление очень специфическое. И установить причинно-следственную связь между обнародованием какой-либо инсайдерской информации и убытками эмитента - очень сложно доказуемо. Тут нужны специальные структурные подразделения и специальная методология. На данном этапе никакие внесения изменения, в какие-то положения норм Криминального кодекса, не помогут. Это должен быть механизм, ряд нормативно-правовых актов, которые вносят изменения в структуру правоохранительных органов, в государственные службы, которые обеспечили бы практический механизм реализации этих положений. Нынешние изменения, к сожалению, более формальные", - дополняет Ирина Бугера. На сегодня, утверждают юристы, нет ни одного прецедента по привлечению к ответственности за использование инсайдерской информации. Хотя закон, хоть как-то регламентирующий ответственность за разглашение секретной информации, есть. И прецедентов не будет еще долго, уверены эксперты.