Ситуация с блокадой становится критической государственной проблемой, и эту проблему надо срочно решать. Причем основываясь не на полицейских методах, а на политических. Что в остатке сухом?
Этот конфликт разворачивается в нескольких плоскостях:
1. Нравственный и ценностный. Нельзя допускать незаконной и непрозрачной торговли с врагом. Это несправедливо, и эта несправедливость очевидна всем.
2. Разрывать надо любые связи с РФ, и это тоже очевидно всем. Это ведь РФ сейчас правит там, в Донецке, и Луганске, и Крыму. Но тут начинаются нестыковки. Мы ведь покупаем у РФ не только донбасский уголь - мы закупаем и российское ядерное топливо. Сам товарооборот с РФ по-прежнему на многие миллиарды долларов - и это естественно, ведь мы соседи, и вся экономика испокон веков строилась интегрированно. Президент издал указ от 28 мая 2015 года, который предполагает комплекс мер, по обеспечению энергетической независимости государства. Однако пока правительство не торопится выполнять этот указ. Именно эта неурегулированность и не позволяет сейчас ввести ситуацию в правовое русло. Власть должна работать на выполнение указа, на основе Энергетической стратегии, которую давно пора было подготовить. Надо освобождаться от зависимости от РФ, но это должно делаться постепенно.
3. Торговля через линию фронта идет без таможни, причем в обмен на уголь и сырье туда поставляются не только товары для энергетики и металлургии, но и масса бытовых товаров для жизнеобеспечения. Что и в каком количестве туда идет - открытых данных нет, а возможно их просто нет. Бесконтрольность и непрозрачность - отсюда рождаются все обвинения в незаконной торговле. Статус оккупированных территорий не урегулирован. Бесконтрольную торговлю можно и нужно остановить мгновенно.
4. Инфраструктура. Экономические отношения между оккупированным Донбассом и остальной Украиной - это залог работы инфраструктуры всего Донбасса. Остановить все поставки за один день - это значит резать самих себя по-живому. Авдеевка получает газ из Донецка, а Мариуполь получает электроэнергию из Старобешево. А очистка воды всей области - на станции под Донецком, на линии фронта. Это не проблема РФ, им-то наплевать, они готовы все разрушить, жизнеобеспечение Донбасса - это наша общая проблема. И ее блокадой не решить. Обрыв инфраструктуры приведет к тяжелым последствиям на Донбассе.
5. Металлургический комплекс Донецкой и Днепропетровской областей является звеньями одной цепочки. Мы не можем сейчас разорвать одним ударом все контакты с РФ. Блокада Донбасса нанесет тяжелый удар по нашей экономике, потому что украинская энергетика и металлургия строились как единый замкнутый комплекс. Блокада Алчевского коксохима означает, например, автоматически и блокаду другого предприятия в цепочке производства экспортной продукции - Днепровского металлургического комбината в Камянском Днепропетровской области. Который работает на экспорт на весь мир, и приносит стране валюту.
Каким может быть решение?
Прежде всего, все факты по блокаде должны быть опубликованы правительством, чтобы общественное мнение получило полную информацию о всех аспектах отношений с оккупированными территориями и последствиях немедленного разрыва.
Кабмин должен представить парламенту свое видение состояния отношений с оккупированными территориями. Правительство должно принять решения и дать обоснования, которые были бы понятны и очевидны. Без прозрачных политических решений добиться завершения блокады невозможно.
Указ президента от 28 мая 2015-го дает базу для выработки общей позиции, там очень грамотно расписано, какие решения и какие меры надо немедленно реализовать Кабмину.
Главное в этой ситуации - не допустить, чтобы в результате решения этой глобальной и многоуровневой государственной проблемы пострадали наши люди и пролилась кровь.