Главная
Аттракцион «Победи нотариуса»
Мы платим в бюджет за справки и документы, нужные только госорганам, но никак не нам самим. Чего, например, стоит эпопея с техталонами и доверенностями на управление автомобилем или ежегодные «едапснутые» на всю голову попытки сменить форму наших загранпаспортов… Но столько головной боли, сколько имеют владельцы небольших земельных участков, нет ни у кого. Именно небольших, потому что бюрократической возни ровно столько же, сколько и у хозяев солидных угодий (хотя у них, думаю, меньше проблем, потому что они солидные), а выгоды, по сути, никакой.
История, о которой пойдет речь, стара как миф. Миф о том, что мы живем в правовом государстве, которое с каждым годом становится еще более правовым, потому что поворачивается, так сказать, к людям передом, а к лесу собственных циркуляров, наставлений, постановлений и прочих бумаг – задом. Задом чиновников всех мастей, уютно расположившихся в своих креслах за наши деньги (ибо кормятся они исключительно из государственного бюджета) и не желающих не то что помочь, а хотя бы выслушать нас же. Им гораздо легче спрятаться за формальной отпиской в стиле «Дайте справку, что у вас нет справки». А потом разводить потертыми на локтях руками: «Не мы это придумали…»
Итак, киевлянка, пенсионерка, интеллигентнейшая Надежда Ивановна Жукова после смерти мужа должна была получить наследство. Если бы она знала, чем это для нее обернется! Надежда Ивановна – человек старой закалки (то есть она законопослушный гражданин) подает все, как ей казалось, необходимые документы в 1-ю нотариальную контору Киева. Нотариус посмотрела бумаги и потребовала предоставить выписку из земельного кадастра, поскольку в состав наследства входит и десять соток в Киевской области. Надежда Ивановна написала необходимое заявление и получила ответ, что кадастровый номер участку не присваивался, следовательно, выписку она получить не может.
С этой бумагой на руках Надежда Ивановна снова едет в нотариальную контору. Тут необходимо сделать небольшое отступление. Географическое. Я задалась целью отыскать эту контору и поехала по адресу, указанному на официальном сайте Минюста: улица Коцюбинского, 12. Увы. На железном заборе возле здания конторы маркером корявым почерком было начертано «1-я нотариальная контора г. Киева переехала на площадь Победы…» Я послала и Минюст, и его сайт, и эту самую «1-ю» куда подальше. Но это я. А каково было метаться между этими адресами всем, кому это реально нужно! Но Надежда Ивановна все-таки добралась до нотариуса. Но его ответ был как в черном анекдоте: нет справки – нет наследства. Самое главное, что теперь и остальное имущество повисло в воздухе, ведь свидетельство выдается на все сразу. Надежда Ивановна решила посоветоваться с юристом, и ненадолго в конце тоннеля даже забрезжил свет.
Адвокат объяснила: для получения свидетельства о наследовании нужно подтвердить состав имущества. Единственный документ, который удостоверяет право собственности на землю, – это госакт, а никак не выписка из кадастра. Кроме того, существует письмо Минюста, поясняющее нотариусам, что отказывать в оформлении наследства из-за отсутствия кадастрового номера нельзя.
С распечаткой письма Надежда Жукова в который раз прорывается в 1-ю нотариальную. Но слушать ее никто не стал. От документа отмахнулись под нелепейшим даже для студентов-первокурсников «юрбурсы» предлогом. Мол, если должностное лицо, чьим именем подписан документ, больше не возглавляет управление, можно указаний не выполнять. То есть, исходя из этой логики, когда в стране меняется президент, указы его предшественника теряют силу? У нас, вообще-то, полстраны живет еще по нормативам, принятым при Кучме.
– Получается замкнутый круг, – говорит Надежда Ивановна. – Мы пользовались этой землей много лет. В голодные 1990-е только эти десять соток и спасали семью. Теперь я должна подарить их государству? За какие такие заслуги? Письма на имя г-на Цопина, начальника 1-й нотариальной конторы, результатов не дали. То есть, нет, он даже удосужился ответить клиентке, исковеркав при этом ее такую сложную фамилию – Жукова. Но толку от этого мало. Нотариус настаивает: все законно, нет справки – не имею права выдавать свидетельство. Кто и когда отнял у него это право, непонятно.
Кстати
Машина по выкачиванию денег из пользователей и собственников земельных участков работает в полную силу уже лет двадцать. Фантастическая по масштабу афера по замене госактов старого образца на новые уже фактически подошла к концу и стоила нашим людям несколько миллионов гривен. Во всем цивилизованном мире одновременно действует несколько видов документов, подтверждающих право собственности. В некоторых странах это может быть даже документ 100-летней давности! И только в молодой Украине додумались объявить недействительными сотни тысяч актов и заставить людей заново платить за оформление в собственность своей же земли. Если завтра чиновникам не будет хватать на кусок хлеба, можно будет ввести новую наклейку на госакт на землю и снова принудить стоять в очередях и платить.
- Информация о материале
Тарас Чорновіл: «Платять лише дуже розумним»
Тарас Чорновіл завжди був «білою вороною» у політичних колах. Навіть тоді, коли входив до складу фракції Партії регіонів, намагався вести свою власну лінію. У фракції Ігоря Рибакова «Реформи заради майбутнього», до якої Чорновіл увійшов одним з перших, йому також давали право на власну позицію. Утім лишатися у складі «заплямованої» плівками Забзалюка групи колег Тарас В’ячеславович не схотів. У котрий раз повторювати про те, що він від Рибакова не отримував не копійки, він не бачить сенсу. Каже, все одно не повірять. Він вже багато років їздить на далеко не VIP-івській автівці – «шкоді», у нього старий і потертий телефон «нокіа» з рінгтоном «Червона рута» і звичайна квартира на Позняках. Він це не афішує – це і так видно.
- Пане Тарасе, день тому у коментарі «Контрактам» ви висловлювали здивування виходом Романа Забзалюка з фракції «Реформи заради майбутнього». А сьогодні – повторили його приклад. Чому?
Тарас Чорновіл: Я мав достатньо часу подумати. І ввечері, і зранку. Це не було спонтанне рішення. Просто мені не охота доказувати, що я не верблюд. Я не знаю, які там відносини у фракції з цього приводу. Я не хочу нічого підтверджувати, спростовувати, говорити про те, що якісь гроші там ходять… Я чесно кажу: я не знаю, платили там по 500 тисяч, не платили. Кому платили, за що платили… Я був одним із ініціаторів створення фракції позафракційних. Спочатку нас було двоє, потім четверо. Коли почала утворюватися ця фракція, було зрозумілим, що я маю туди вступити, адже я завжди був одним з провідників цього руху позафракційних. І зараз доказувати, що ти не брав ніяких мільйонів, що ти не за гроші пішов, що ти не будеш брати участь у забезпеченні підготовки виборів, яку регіонали хочуть зробити не своїми, а чужими руками… Все одно не повірять. А бути замазаним не хочеться. Я на цій Раді - може слава Богу, а може не слава Богу, може просто такий дурний був - але не заробив собі. У мене ще якесь ім’я лишилося. І я хочу залишити повагу у самого себе до себе.
- Дехто каже, що ви пішли саме через образу на Рибакова, дізнавшись, що іншим він платить за участь у групі, а вам - ні…
Тарас Чорновіл: Знаєте, якби я дуже хотів, у мене були можливості такі гроші взяти… Колись, у 2006 році, мене Янукович особисто питав, чи маю я настрій взяти якусь державну посаду. Якби я дуже хотів, то повірте, не Табачник був би віце-прем’єром з гуманітарних питань, а я. У мене була можливість взяти, що завгодно. Але має бути якась межа. Я чотири рази на рік ходжу до сповіді. Ви ж знаєте, що якщо двічі приходити і говорити про один і той самий гріх, то вдруге він вже не знімається. Треба, перш за все, зберегти самого себе.
Що там відбувається у групі – я коментувати не хочу. Тим більше, я був задіяний трохи в інших процесах, я займався законодавством, я член експертної ради, це моя робота. І зараз, коли виникають якісь підозри, що нашими руками будуть міняти виборчий закон, робити якісь подання в Конституційний суд… Я в цьому не хочу брати участь. Найімовірніше, це моє останнє скликання у цій Верховній Раді, мені хочеться його добути так, щоб потім не потуплювати очі, коли розминаєшся з людьми, яких сам поважаєш.
- Вступати до якоїсь іншої фракції не збираєтесь?
Тарас Чорновіл: Я з колосальним скепсисом ставлюся до всіх наших політичних сил. Ви знаєте, що я дуже скептично ставлюся до тих, хто об’єднався в тому кодлі, вибачаюся, у КОДі. До влади я ставлюся дуже негативно. Якісь симпатії до Кличка у мене є, але не знаю, яка там у нього буде команда. Очевидно, що поки що його фракції у Раді створюватися не буде. Тож, ймовірно, я лишуся вже позафракційним.
- Рішення про те, щоб більше не балотуватися у нардепи ви не змінили?
Тарас Чорновіл: Трохи змінив. Я вирішив, що програвати треба з гідністю, але здаватися без бою теж не варто. Тож я висунуся у тому окрузі, де я живу. Я не дуже вірю, що так можна пройти. Але я можу собі дозволити заплатити заставу, сподіваюся, це не зашкодить матеріальному стану моєї сім’ї. Ну і заплатити ту доплату, яку всі роблять, для всіх членів виборчої комісії, яких ти посилаєш. А це не багато, у нас така система виписана, що незалежні кандидати мають дуже мало заплатити. Десятьом людям я можу заплатити за цю роботу, і спостерігачам теж – за тих два дні, що вони там будуть працювати. Це дуже малі суми, я вас запевняю. На більше я розщедрюватися не буду.
- У скільки, за вашими підрахунками, вам має обійтися виборча кампанія?
Тарас Чорновіл: Гадаю, це буде кілька тисяч доларів, навіть не десятків. Я заплачу лише людям, я не буду займатися ніякою агітаційною роботою. Мене знають. Я відомий. Роздавати обіцянки, що я зроблю золоті гори, я не буду. Після вчорашньої події, гадаю, оцінку свою люди зроблять. Але знову ж таки будь-якому, хоча б трохи замазаному у цій історії кандидату, балотуватися у Києві буде важко. Навіть після мого виходу з фракції, я розумію, що мої шанси на порядок впали. Пропозиції не від маргінальних партій мені не надходили, а напрошуватися до когось я не хочу.
- На внутрішньо-парламентську ситуацію як вплине скандал із плівками Забзалюка? Чи будуть підходити більш обережно до «тушок»?
Тарас Чорновіл: Так, звісно, будуть підходити обережніше. Але я не впевнений, що всі з тих 20-ти членів фракції брали гроші. Ніхто тим не ділиться, ніхто не розповідає. Можливо, комусь щось обіцяли, на когось тиснули морально, когось залякали. У мене цей шлях був інший, я вже казав. Але коли на мене виливається ця маса лайна, гадаю, я на це просто не заслужив.
Зараз, поклавши руку на серце, можете сказати, що особисто вам ані за голосування, ані за участь у роботі фракції ніхто гроші не платив?
Тарас Чорновіл: Ще раз кажу: мені не платили. Ви знаєте, платять набагато меншій кількості людей, ніж про це говорять. Платять тим дуже розумним, які вміють себе поставити і поставити вимогу, щоб їм платили.
- Про фракцію «Реформи заради майбутнього» говорили, що вона отримала «золоту акцію» і почала суттєво впливати на результати голосування. Ви відчули дію цієї «золотої акції»?
Тарас Чорновіл: Ви знаєте, я не відчув користь від тої «золотої акції». У членів нашої фракції були спроби відстоювати своїх людей – хтось у виконавчої влади щось просив, хтось по бізнесу. Ми добивалися, щоб на місце померлого Володимира Полохала став наш Віталій Курило, ректор, людина інтелігентна, мудра. Але нічого з того не вийшло, нас відкинули. У мене таке відчуття, що самих регіоналів зараз дуже тішить, що у цієї групи виникли проблеми. Там взагалі була ціль – затягнути людей в свою фракцію, а ми цьому завадили.
З Забзалюком після його скандального виходу з «Реформ…» ви спілкувалися? Що йому сказали?
Тарас Чорновіл: Я його бачив. Він протягнув руку, я її потиснув. І все.
- На відміну від ваших колишніх колег, у вас немає на нього образи?
Тарас Чорновіл: Ви розумієте, якщо це все правда, те, що він сказав, то мені немає за що на нього ображатися – самі винні. Якщо це неправда – це ще треба доказати. Якщо правда те, що говорять у групі – тоді це сумно. Але поки що доказів ні з одного боку я не побачив. Щоб розібратися у цьому, потрібен, як мінімум, тиждень.
Як ви повідомили про свій вихід керівництво фракції? Яка була його реакція?
Тарас Чорновіл: Я не пішов вчора на засідання фракції, тільки передзвонив одному з членів фракції, з керівництва, і переказав про своє рішення.
- Тобто особисто з Рибаковим ви не спілкувалися? А чому?
Тарас Чорновіл: Ви знаєте, я боюсь, що після такої розмови, я міг би зірватися, повівся б подібно, як Забзалюк, а я не хочу. Все-таки, я з цими людьми працював. Не хочу ні на кого лити бруд. До того ж, я достеменно не знаю, що саме там відбулося. У мене досі є відчуття, що там затіяна якась гра регіоналів, когось з уряду, з Адміністрації президента… Розбиратися у тому я не хочу. А якби на мене ще почали давити, я б почав дуже жорстко гавкати… Згадайте 2004 рік. Якби львів’яни тільки через те, що я не сварився у серпні-вересні з Януковичем, не почали мене безпідставно звинувачувати, писати мені на будинку «зрадник», всіляко мене обзивати, - я б ніколи у житті не опинився б у його штабі. Єдиний спосіб загнати мене у якийсь напрямок – почати робити мені протидію. Якби зараз почали на мене давити, я б зірвався, наговорив би того, чого я говорити не хотів. Тому я просто пішов…
- Информация о материале
Технология победы
Разговоры о том, что власть готовится корректировать недавно принятый закон о выборах народных депутатов, становятся все более навязчивыми. Пакет с изменениями (предполагающий снижение избирательного барьера, разрешение формировать избирательные блоки, запрет на одновременную баллотировку в одномандатных и многомандатных округах, корректировку принципов формирования комиссий и пр.) то достают из стола на Банковой, то прячут обратно.
С одной стороны, продолжающееся падение рейтинга власти стимулирует ее готовность подправить профильный закон, облегчить предвыборную жизнь себе и подпортить ее оппозиции. С другой, грубое вмешательство в правила проведения кампании способно осложнить и без того непростые отношения отечественного режима с Западом.
Принятый 17 ноября закон о выборах стал плодом сложных договоренностей между властью (выторговавшей смешанную избирательную модель) и оппозиции (добившейся закрепления относительной прозрачности избирательных процедур). Однако не стоит забывать, что в этих переговорах был и еще один фактический участник.
Напомним, что свои пожелания к проекту закона высказывали не только ПАСЕ и Венецианская комиссия, но и авторитетная американская структура «Международный фонд избирательных систем» (IFES). Рабочий вариант документа, согласно достигнутой ранее договоренности, был передан IFES отечественным Минюстом летом прошлого года. В конце сентября эксперты направили в Киев замечания. Отчет заокеанских спецов был сдержанно критичным. Приветствуя появление ряда полезных законодательных новелл, американские правоведы, отметили: документ далек от совершенства. Рабочую группу по подготовке закона пожурили за недостаточную прозрачность и откровенное игнорирование продуктивной идеи кодификации избирательного законодательства. Кроме того, IFES позволил себе осторожно усомниться в целесообразности изменения избирательной модели. В отчете фонда говорится, что «повышение барьера с 3% до 5% и лишение партий права создавать избирательные блоки в сочетании с мажоритарным характером новых округов негативно отразится на перспективах многих небольших партий… Существуют большие сомнения в необходимости изменения системы именно сейчас…» Вместе с тем специалисты IFES оговорились: не их дело определять «является ли предложенная система „хорошей“ для Украины… В конечном итоге вопрос о том, каким именно быть закону, должны решать сами украинцы». Отработка модели — прерогатива украинского законодателя, а зарубежные знатоки вправе лишь предложить «рекомендации для улучшения качества текста и повышения уровня его соответствия международным стандартам».
На Банковой тогда было принято решение — не злить Запад без повода и, по возможности, учесть те рекомендации IFES и Венецианской комиссии, которые касались шлифовки процедур проведения выборов. Что и было сделано руками временной парламентской спецкомиссии. По нашей информации, уточненная версия закона западных экспертов устроила больше.
Любопытно вспомнить, как менялось точка зрения руководства «Батьківщини» в день принятия закона. Утром 17 ноября Александр Турчинов отдал парламентской фракции команду не поддерживать документ. Днем последовала новая, диаметрально противоположная, вводная. Согласно информации наших источников, поясняя соратникам свою позицию, Александр Валентинович передал содержание недавнего разговора с лидером «Фронта змін». Мол, Яценюк имел беседу с послом США и тот, по словам Арсения Петровича, рекомендовал оппозиции голосовать за уточненную версию закона. Джон Теффт якобы сослался на мнение специалистов IFES, отметивших что после внесенных корректив документ стал вполне удобоваримым. Наш источник тогда высказал предположение, что среди собеседников постпреда Соединенных Штатов в те дни были не только вожаки оппозиции, но и столпы режима.
Действующий закон был компромиссом, который всех отчасти устроил. Если сегодня власть захочет вмешаться в содержание документа, она рискует вызвать очередной приступ раздражения на Западе, в первую очередь, в Вашингтоне. К этому Виктор Федорович пока морально не готов.
Впрочем, Банковая может частично подправить закон, и не возвращая его в зал. Как известно, 14 лет назад Конституционный суд пояснил, что одновременное выдвижение одних и тех же кандидатов и по партийным спискам, и в мажоритарных округах, является нарушением Основного закона. Однако то решение не остановило разработчиков действующего закона, которые давний запрет попросту игнорировали. Как можно устранить подобную нестыковку? Обратиться в КС еще раз. В случае вынесения прогнозируемого положительного решения, признанное неконституционным положение автоматически изымут из закона. Без помощи зала.
В отмене нормы о двойной баллотировке заинтересованы не только сторонники правовой чистоты. В ней заинтересована и власть. Отмена так называемого «дубляжа» вынудит многих сильных кандидатов от оппозиции сбегать с «мажоритарки», от греха подальше и цепляться за проходные места в списках. Власти подобный исход конкурентов, понятное дело, только на руку.
Хотя вопрос о том, где найти достаточное количество персонажей, способных пройти сито округов, актуален и для власти, и для оппозиции. Кадровый голод — налицо. Харизматов мало. А денег надо много. По последним слухам, стоимость места в проходной части списка, как и согласованный доступ на мажоритарный округ, нынче добивает до десяти миллионов. Естественно, не гривен.
Необходимое количество голосов под соответствующим обращением в Конституционный суд уже вроде бы собрано. Но будет ли подано, и когда, пока неизвестно. Власть выжидает. Со страхом ожидает свежих социологических замеров.
А еще власть готовится. Последние, весьма симптоматичные кадровые назначения свидетельствуют о том, что власть намерена обороняться. Любыми средствами.
Сенсационные разоблачения «перебежчика» Романа Забзалюка отчасти в этом убеждают. И пускай самоуверенный болтун Рыбаков в действительности не столь влиятелен, как хочет казаться. Но его убогие откровения дают представления об уровне цинизма власти. А еще — о том, насколько важны для власти предстоящие парламентские выборы. В этом — относительная ценность «пленок подполковника Забзалюка». Независимо от того, кем он на деле является — блестящим контрразведчиком или не единожды купленным нардепом.
Вопрос, как далеко власть готова зайти в стремлении во что бы то ни стало добиться своего на этих выборах, остается открытым. Столь же неясна потенциальная способность оппозиции к сопротивлению. И готовность общества. Скандал вокруг Забзалюка и Рыбакова страну возбудил вяло. Граждане страны, сглотнувшей «дело Гонгадзе», попросту объелись вопиющими фактами.
В последнее время много говорилось о внутренних противоречиях в провластной команде. Кое-кто даже прогнозировал скорый раскол с необратимыми последствиями. Но «регионалы» известны своим умением объединяться перед лицом общего врага. Предстоящие выборы способны искусственно сцементировать разбалансированную команду. Страх перед будущим — отличный допинг.
Одним словом, Запад в очередной раз решено без повода не злить. И закон повелели пока не трогать. Он и в нынешней его редакции представляет возможность маневра.
Профильный документ, который отдельные члены КОД некогда подавали как победу над властью», уже дал повод той же самой «объединенной оппозиции» говорить о возможном шулерстве Банковой уже на стадии формирования избирательных округов. Как утверждают знатоки, закон, по сути, не определяет четкого механизма формирования округов.
Над их нарезкой трудятся члены ЦИК. У каждого из них — по две области, от кураторства освобожден только глава Центризбиркома. Количество округов должно быть утверждено не позднее 10 апреля, границы — к 30 апреля.
Но над «окружными» картами корпят и на Банковой. Задачи ясны:
— коррекция количества округов в нелояльных к власти областях;
— заблаговременное распределение провластных кандидатов;
— нарезка округов под конкретного кандидата (или против оного).
Итогам кропотливой работы, по идее, суждено лечь в основу официальных постановлений ЦИК, где девять провластных членов комиссии продолжают меряться силами с четырьмя бютовцами и двумя выдвиженцами от всеми забытой «Нашей Украины».
Итак, согласно п. 1 ст. 19 действующего закона выборы депутатов проводятся в общегосударственном округе, который включает в себя всю территорию Украины и заграничные избирательные участки, а также в 225 одномандатных округах, которые образуются Центральной избирательной комиссией и функционируют на постоянной основе. Последнее утверждение, в принципе, должно раз и навсегда исключить проблему манипуляций с нарезкой округов. Но это в будущем. Сегодня же власть на вполне законных основаниях перекраивает электоральную карту по своему усмотрению. Располагая базовыми, указанными в законе пунктами, регулирующими данный процесс:
— округа создаются с приблизительно равным количеством избирателей (в итоге имеем 225 округов в среднем по 160 тыс. избирателей; допустимое отклонение +-12% что, в принципе, не противоречит общепринятым международным нормам. То есть максимальное количество избирателей в одномандатном округе составляет около 181 тыс., а минимальная — почти 142 тыс.);
— в состав округа не могут входить территории двух и более регионов (что обеспечивает неразрывность округов в рамках областей. Однако позволяет разорвать округ в пределах одной области и создать анклав);
— округа формируются на базе Государственного реестра избирателей (к которому на сегодня уже нет существенных претензий ни со стороны оппозиции, ни со стороны общественности).
Закрепив в законе эти вполне прогрессивные нормы, законодатель не предложил ЦИК четкий пошаговый механизм, как эти пункты трактовать и выполнять. В результате чего и Центризбирком, и власть получили возможность, по сути, руководствоваться собственной логикой.
Заметим еще в 2007 году свой вариант территориальной организации выборов предложил депутат Юрий Ключковский. По словам автора, при желании документ можно было бы достаточно оперативно адаптировать под смешанную избирательную систему, где четко и прописать принципы формирования округов, участков и комиссий. Однако подобный законопроект для власти актуальности не представляет.
Сегодня Банковая отрабатывает и механизм территориальной организации выборов, и технологию своей будущей победы…
Киев. Город, который никогда не был особенно лоялен к Януковичу и его партии. Чем меньше округов, тем меньше проблем у Виктора Федоровича. В столице — 2,1 млн. избирателей. Исходя из закрепленной законом нормы получаем 13 округов. Тем не менее, в законе есть и другая норма: избиратель, голосующий за границей, автоматом плюсуется к столице. Всего 400 тыс. душ. Вопрос: они плюсуются на этапе формирования округов или после создания зарубежных участков, которые присовокупятся к уже сформированным округам?
«Решение о количестве округов для каждого региона мы должны принять за 200 дней до дня голосования, а участки, в том числе, и зарубежные формируются за 190. То есть на момент определения количества округов, еще не будет зарубежных участков, которые мы должны будем равномерно распределить по округам Киева», — отмечает член ЦИК Михаил Охендовский.
«Но если мы приплюсуем участки к уже сформированным округам, то нарушим норму о допустимой численности избирателей на округе, — уточняет другой член ЦИК Андрей Магера.
«Никакого противоречия в данном случае нет. Такое исключение из общего правила закреплено самим законом», — ставит точку в заочном диалоге Охендовский.
Но разница-то получается существенная. 13 или 16? В пользу оппозиции или в пользу власти? Попробуйте догадаться.
По тому же принципу может быть отстроена методология формирования округов во всех областях. Там, где электорат «свой» (Донецкая область, пусть там за последние шесть лет на 15% и уменьшилось количество населения, Луганская), там больше округов —и 12% от средней численности. Где «чужой» (Львовская, Тернопольская и пр.), там меньше и +12%. Схожая ситуация может сложиться на Черкащине и Полтавщине. Все по закону. Однако есть два нюанса. С одной стороны, «свой» и «чужой» электорат сегодня основательно перемешался. По причине удивительной успешности реформ Виктора Федоровича. С другой стороны, подобная тенденция формирования округов слишком уж бросается в глаза. Хотя кого это сильно может взволновать в той же ЦИК, если там 9 на 6?
Следующее направление — формирование округа под кандидата (или против).
Пример №1. Винницкая область. 120-й округ. По сути — микромодель Украины: Козятин (взвешенный центр), Хмельник (аграрный запад), Калиновка (промышленный восток). От власти выдвигается заслуженный железнодорожник Алексей Кривопишин. По последним данным, «зарежут» Хмельник.
Пример № 2: Чернобаевский р-н, что на Черкащине. С 2002 года округ прикормлен экс-бютовцем Богданом Губским. Сегодня Богдан Владимирович вроде и во власти, однако ж не в ладах с губернатором. Последний, кстати, как и все остальные, традиционно передает свои предложения о границах округов в ЦИК. Так вот этот округ могут либо разделить пополам, либо разбросать по разным, не граничащим районам. Цель — разбить сложившееся электоральное ядро.
Пример №3: Формирования анклавов в границах области. Например, там, где налицо компактное проживание этнических и религиозных меньшинств. Обсуждается предложение объединить в один округ Шумский, Кременецкий и Лановецкий районы Тернопольской области, находящиеся под влиянием Почаевской Лавры…
По сути, уже стартовавшая парламентская кампания, является тестом, как для оппозиции, так и для власти. Основная технология победы для оппозиции — объединение сил. При этом остается открытым вопрос, на какой основе и вокруг чего. А этого напрямую зависит сможет ли она, в случае успеха стать качественной альтернативой власти. Пока в чести разговоры не об идеях, а о персонах. «Батьківщина» и «Фронт змін» вяло обсуждают вопрос объединения. Яценюк предложил себя в качестве первого номера объединенного списка. Турчинов подумал — и выдвинул встречное условие — в этом случае Арсений Петрович обязуется поддержать Юлию Владимировну на следующих президентских выборах. Если ее, разумеется, к тому времени освободят. Теперь думает уже Яценюк.
Для власти же победа — это повод интенсивно поработать на страну. Но это явно не о Викторе Федоровиче…
- Информация о материале
Украинцы платят за предателей полмиллиарда долларов в год
Власть сделает все, чтобы «пленки Забзалюка» не вышли за пределы дозволенного. То есть, чтобы суть «тушкогейта» не была донесена до каждого гражданина Украины. К сожалению, сделать это ей будет не так уж и сложно. И не только потому, что власти подконтрольны многочисленные СМИ, но и потому, что ВСЕ народные избранники не заинтересованы в том, чтобы правду об их доходах (нетрудовых, конечно) узнали граждане Украины.
Поскольку в моральных качествах бывшего «афганца» Забзалюка «Комментарии» сомневаться не хотят, то просто попытались подсчитать, в какую сумму украинцам обходится содержание их парламента. Точнее, их ошибки в день голосования.
Сначала, для примера, берем «засвеченную» депгруппу «Реформы ради будущего». В ее состав входит 20 нардепов, перебежавших в основном из фракции БЮТ после того, как эти люди поняли, что Юлия Тимошенко не стала президентом, значит, ей они уже ничего не должны. Итак, если верить Забзалюку, цена предательства – полмиллиона зеленых. За один раз эти 20 избранников могли получить 10 миллионов. Но стоит отметить, что еще в прошлом году, когда создавалась депутатская группа «Реформы ради будущего», расценки на получение одной «тушки» были совершенно иными. Они, по разным источникам, составляли приблизительно $10 миллионов за переход. Учитывая, что таких «товарищей» на то время было 20, их «утечка» стоила 200 миллионов долларов. Одноразово. Правда, в эти цифры мало кто верит в кулуарах парламента. Более реально говорить о том, что тушканчики-первопроходцы получали от 2 до 3 млн. То есть на них было потрачено от 40 до 60 млн.долларов. Опять же, если верить словам Забзалюка, что «тушканы» получают $25 «косых» в месяц, то перебежчики обошлись власти еще в $6 млн. В 2004 году один парламентарий-предатель стоил всего ничего - $5 тысяч. Не надо забывать, что минимальная зарплата за десять лет выросла в 4 раза – во столько выросла и зарплата тушканчика. В общем, парламент идет в ногу с народом.
К слову, годовая зарплата конгрессмена и сенатора США составляет 145 тыс. долларов, члена правительства - 160 тыс., вице-президента США – 180. У европарламентариев в этом смысле лафа – среднемесячная зарплата одного такого избранника – 5 тыс. евро. Но в отличие от украинских нардепов, европейские отчитываются за каждую потрепанную копейку.
Однако перебежчиков намного больше. Кроме 20 «рыбаковских» еще 25 «окопались» во внефракционных. Среди них – долларовые миллионеры, которым от власти нужны не деньги, а лояльность. Сюда можно отнести и перебежчиков, благополучно осевших во фракции Партии регионов. Сбежали они туда за деньги или за пуси-пуси с властью – сказать сложно, посему из списка «стяжателей» они выпадают. Правда, есть проблема – во сколько точно обошлась их покупка посчитать сложно.
Однако у тех, кто покупает лояльность нардепов, есть и еще одна статья – траты на своих. По данным «Комментариев», партийные спикеры, регулярно мелькающие на телеканалах и в прочих СМИ, обходятся приблизительно в ту же сумму, что и тушки.
Поскольку деньги на весь этот депутатский «банкет», предположительно, идут из карманов налогоплательщиков, то этим налогоплательщикам стоит узнать, во сколько им обходятся перебежчики из оппозиции и говоруны. Даже незначительные арифметические подсчеты дают показательный результат – малая, но правильно голосующая, часть парламента, обходится украинцам почти в полмиллиарда долларов в год.
Но, как уже говорилось выше, это если исходить из того, что «пленки Забзалюка» – правда. Но вчера все спикеры от власти уже в один голос говорили, что их подлинность надо доказать. При этом пример пленок Мельниченко говорит о том, что никто ничего доказывать не будет. Просто народ будет знать, что это правда (как и в случае с делом Гонгадзе), а власть будет говорить, что надо еще все доказать…
- Информация о материале
Клуб взяточников
Борьба с коррупцией приобрела анекдотический характер. Власть занесет всех взяточников в черный список. Но гражданам его не покажет. Будет ли действительно так плохо чиновникам-взяточникам, как об этом говорил президент?
«Я скажу так: каленым железом будем выжигать. Все, кто трогает руками собственность украинского народа, будут за это страдать и будут наказаны», —пригрозил в прошлом году президент Виктор Янукович. Слова «гаранта» не остались без внимания: уже с начала февраля нечистых на руку чиновников действительно будут клеймить. Правда, не средневековым, а вполне современным способом — внесением их имен в специальный электронный реестр.
Над созданием позорного списка власти трудятся с июля 2011 года, когда вступил в силу закон о противодействии коррупции (кстати, тоже авторства президента). На днях министр юстиции Александр Лавринович сообщил, что его ведомство подготовило специальное положение, в котором прописаны все нюансы новой системы учета «кабинетных воров».
Главная идея новшества состоит в том, чтобы погоревший на злоупотреблениях чиновник не мог продолжать преступную деятельность. Ведь сегодня многие взяточники, попавшись на нарушениях закона в одной госструктуре, тут же устраиваются на работу в другой казенный орган. И там, естественно, продолжают стричь купоны.
Как только реестр заработает, данные на каждого коррупционера (а это более 15 тыс. человек в год) на основании судебного приговора по уголовному делу, протокола об административном нарушении или приказа о дисциплинарной ответственности будут вносить в единую базу. И когда потом этот правонарушитель захочет снова устроиться на работу, его начальник сможет проверить благонадежность соискателя.
«В реестре фамилия чиновника будет находиться до тех пор, пока не пройдет срок погашения судимости (в случае уголовной ответственности) или пока не пройдет один год (при административной или дисциплинарной ответственности)», — пояснил замначальника Главного управления надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, Генпрокуратуры Николай Вознюк.
Своих все-таки не сдали
Будет ли действительно так плохо чиновникам-взяточникам, как об этом говорил президент? Журналисты издания Weekly.ua выяснили, что при подготовке реестра было изменено одно из самых принципиальных его положений. В конце 2011 года в президентской канцелярии обещали, что каждый гражданин сможет зайти на специальный сайт и проверить начальника своего ЖЭКа или сельского голову на предмет чистоплотности в смысле поборов. Но сейчас положение о реестре этого уже не предусматривает. «Судя по документу, получать информацию о том или ином человеке из реестра смогут только представители государственных органов по официальному запросу», — подчеркнул Вознюк.
В Минюсте на долгие объяснения время не тратили, там сослались на Конституцию и гарантированные права человека. «Не зря ведь милиция, раскрывая дело по коррупционным статьям, не называет имен и фамилий, — уточнил источник в министерстве. — К тому же недавно был принят Закон «О защите персональных данных», он еще более ограничивает наши возможности».
Однако эксперты по вопросам борьбы с коррупцией иного мнения. Они говорят: чиновники хронически не переносят подобные инициативы. Каждый боится, что когда-то и ему придется предстать перед судом. Вот поэтому стать публичным реестр коррупционеров практически не имел шансов.
«В процессе обсуждения мое мнение было однозначным: реестр должен быть открытым, — рассказывает замглавы парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительных органов Владимир Стретович. — Чтобы каждый чиновник понимал: в случае совершения преступления ему это не сойдет с рук. И, кстати, во многих странах имена коррупционеров не скрывают: например, в Гонконге еще с 60-х каждый может ознакомиться с таким списком».
850 грн. штрафа за кумовство
Так же могут сойти на нет или же стать простой формальностью и другие пункты закона о противодействии коррупции, которые еще недавно назывались революционными. Например, документ впервые запретил кумовство во власти, то есть когда, заняв руководящую должность, чиновник начинает пристраивать возле себя детей, жен-мужей и других родственников. Теперь за такие действия ему грозит если не биржа труда, то штраф — уж точно.
Но с момента действия закона к ответственности были привлечены всего с десяток чиновников по всей стране. В начале января эсбэушники в Ровенской области составили протокол в отношении городского головы Березно, у которого в подчинении работала бывшая супруга. В итоге суд обязал мэра заплатить штраф в размере 850 грн. Пострадали и военный комиссар, трудоустроивший жену, и начальница одного из подразделений семенной инспекции, позаботившаяся о будущем дочери.
Но дойдет ли дело до Кабмина, Администрации президента и Верховной Рады? Вряд ли. И не только потому, что большие полномочия позволяют решить практически любой вопрос полюбовно даже без денег. Сам закон имеет существенный недостаток: он предполагает ответственность лишь за непосредственное подчинение одного члена семьи другому.
Понятно, что для высоких чинов такое ограничение не проблема. Скажем, у спикера Верховной Рады Владимира Литвина во власти работают оба брата: один — глава погранслужбы, второй — командующий войсками Южного оперативного командования. У экс-министра Кабмина Анатолия Толстоухова и сын оказался при деле, возглавив Киевский зоопарк, и жена раньше была на хорошей должности — заместителя «молодежного» министра. Что уж говорить, если и у зама генерального прокурора есть родной брат в Антимонопольном комитете, а у генпрокурора брат — один из руководителей Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
«С правовой точки зрения здесь ни к чему не подкопаешься, ведь нельзя же запрещать работать во власти только по признаку родства, — говорит руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. — Здесь должны быть задействованы другие рычаги, такие как ответственная кадровая политика и контроль со стороны общественности. Чиновник должен понимать и бояться того, что его могут заподозрить в лоббировании чьей-то кандидатуры».
Дорогие подарки не в почете
Борьба с коррупцией на нынешнем этапе далее громких заявлений пока не продвинулась, о чем свидетельствует тот факт, что лишь мелкие сошки страдают от запрета на получение чиновниками дорогих подарков. Согласно принятому в прошлом году закону власть имущие не имеют право принимать презенты, стоимость которых превышает половину минимальной зарплаты (сейчас — 537 грн.). А от подчиненных и лиц, которым госслужащий оказал содействие в решении какого-то вопроса, и вовсе ничего получать нельзя.
Из 14 дел, рассмотренных судами с момента вступления закона в силу, около десяти были незначительны. Их фабула примерно похожа: мелкий начальник помог кому-то в получении справки или разрешения и взял за это конфеты и коньяк. Лишь в нескольких случаях чиновникам дарили более-менее стоящие подарки — ноутбуки, стиральные машины и т.д.
Но, опять-таки, правоохранители пока не пришли в гости ни к одному обитателю Банковой или Грушевского. А там, если поискать, уж точно можно найти презенты покруче. Вспомнить хотя бы, как замглавы президентского секретариата Анна Герман красовалась на публике в подаренных кем-то часах с бриллиантами за $58 тыс. Или же заявление тогда еще министра МВД, а ныне премьера Крыма Анатолия Могилева о том, что дорогущий Cadillac Escalade ему подарил некий благотворитель.
«К сожалению, проконтролировать всех очень сложно. Кроме как повышением культуры во власти тут ничего не сделаешь, — считает Владимир Стретович. — Наши правители должны были бы брать пример с западных коллег, которые даже малейший подарок передают государству или платят его полную стоимость. Но наши этого не хотят делать».
Вот и выходит, что законы власть имущие пишут вполне европейские, а соблюдают их, как водится, по-украински. Поэтому бояться клейма коррупционера стоит разве что или мелким управленцам, не имеющим доступа в высокие киевские кабинеты, или функционерам, попавшим в опалу. У всех остальных руки по-прежнему развязаны.
Доходы чиновников сделали тайной
В конце января Конституционный суд Украины существенно ограничил доступ к информации о благосостоянии чиновников. Своим решением он разъяснил, что«сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия является вмешательством в его личную и семейную жизнь и допускается исключительно в случаях, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека». В разряд конфиденциальной в том числе попала информация о материальном положении должностного лица и его семьи.
- Информация о материале
Центр политической жизни перемещается в Харьков
Центр политической жизни страны медленно, но верно перемещается в Харьков. Начало 2012 года разрушило привычное течение жизни почти двухмиллионного провинциального мегаполиса.
Город-сказка, город-мечта…
Это когда-то в Харькове все было просто и понятно. Был Евгений Кушнарев – в доску «свой» человек, «державший» после загадочной смерти в 1996 году своего главного и единственного, пожалуй, конкурента, «народного» губернатора Александра Масельского все нити происходящего в городе. «Под» ним выросли практически все чего-то добившиеся за последние годы в бизнесе и политике харьковчане. Родной для города «смотрящий» мешал многим, имевшим виды на управление ресурсами области и ее центра как извне, так и из самого Харькова. Однако именно Кушнарев обеспечивал то, что нынче возведено в ранг важнейшей из ценностей – стабильность. А точнее, баланс сил и постепенное, а не революционное развитие.
Выступления Кушнарева в дни «оранжевой революции» на стороне «бело-синих» были яркими, запоминающимися, как и последующие походы в милицию, освобождение из СИЗО, вступление в Партию регионов… Однако пришел и его черед неожиданно покинуть грешный мир. 17 января Харьков тихонько отметил пятую годовщину смерти бывшего губернатора. Кушнарев уже – лицо из прошлого. Настоящее города определяют другие люди.
Миша и Гена
Если ввести в самом популярном интернет-поисковике Google фамилию «Добкин», то первыми отзывами Сети на нее будут известнейшие видеоролики – нарезки из подготовки в 2006 году предвыборной рекламы кандидата в мэры регионала Михаила Добкина. Суфлировал за кадром Геннадий Кернес. Ролики разобраны на цитаты и ушли жить «в народ», а оба главных героя, несмотря на очевидную скандальность ситуации, продолжают радовать горожан своим присутствием на важнейших должностях. Теперь уже «Гена» – городской голова, а «Миша» – смотрящий за областью. Правда, есть ряд нюансов…
Если верить неофициальным источникам, оба чувствуют себя нынче не совсем уверенно. Дело не только в том, что в Харькове существуют и альтернативные финансово обеспеченные центры влияния, такие, например, как президент концерна АВЭК и держатель крупнейшего рынка «Барабашово» Александр Фельдман (умудряется всегда быть около власти), владелец гостиницы «Харьков» и депутат облсовета Александр Давтян (ныне первый представитель «Фронта перемен» в регионе), крупный инвестор и президент футбольного клуба «Металлист» Александр Ярославский (статус настоящего олигарха позволяет ему не декларировать политических симпатий, а пребывать вроде как «над схваткой» даже во всеукраинском масштабе) и другие. Далеко не со всеми видными харьковчанами у нынешних рулевых края, особенно учитывая сложный характер Кернеса, сложились адекватные отношения.
Но это даже не полбеды для них. Молва разносит информацию о периодических наездах на бизнес самих официальных представителей ПР со стороны неких гостей из соседнего угольно-промышленного региона. Поговаривают, «донецкие» отобрали «по взаимному согласию» уже не один завод, в том числе и из принадлежавших самому Кернесу. А Добкина слухи регулярно отправляют послом то в Казахстан, то в Польшу, то еще куда – мол, вот-вот, вопрос уже решенный. И будет уже новый губернатор, как и положено нынче, с «правильной» пропиской.
Где это – Качановская колония?
Под Новый год многие горожане узнали, что если ехать в сторону аэропорта по проспекту Гагарина, взять влево неподалеку от района Основа – того самого, бывшего некогда поселком, давшим псевдоним известному украинскому писателю Григорию Квитке-Основьяненко, – можно увидеть образцовую женскую колонию, где шьют спецодежду. Теперь там усиленно, неделями ремонтируют канализацию, дороги, зато очень быстро сворачивают палатки определенных политических сил. Благо, самих этих сил набирается даже при высадке «киевского десанта» в самом лучшем случае трехзначное число.
Зато теперь в Харьков частят депутаты и даже международные гости. Можно увидеть, на чем ездят видные бютовцы, дочь Юлии Тимошенко, послы из ЕС, врачи, следователи СБУ и прочий честной люд. Можно не сомневаться, что когда-нибудь на стенах пенитенциарного учреждения попробуют повесить мемориальную доску. Приживется ли – другое дело. Зависит, все же, от того, какая власть в Киеве, но сам факт. А ведь еще говорят, что именно здесь теперь будут второй раз судить Тимошенко – теперь уже по делу «Единых энергетических систем Украины». Недаром же харьковчане считают свой город юридической столицей страны и даже как-то хотели переселить сюда Конституционный или хотя бы Верховный суд.
Who is Mr. Avakov?
Последние новости из Харькова – необязательно о Тимошенко. Здесь теперь разворачивается новая уголовная эпопея с человеком, который умудрился «от звонка до звонка» отсидеть президентскую каденцию Виктора Ющенко в кресле губернатора. Один из немногих, кстати, что заслуживает внимания.
Армянин по национальности, уроженец азербайджанской столицы Баку, Арсен Аваков попал в Харьков в возрасте 2 лет и с тех пор его судьба связана с этим городом. Тут он окончил политехнический институт, тут же основал свою ФПГ «Инвестор» и банк «Базис». С его именем горожане связывают хлебзавод «Салтовский», чайную фабрику «Ахмад», Дублянский спиртовой завод, Агентство телевидения «Новости», радио «Новая волна», ТЭЦ-3, универмаг «Украина» и т. д. Поговаривают даже о четырех газоконденсатных месторождениях в области, разрабатываемых фирмами ФПГ «Инвестор». Немудрено, что сам Аваков с состоянием более 300 млн. долларов упоминается украинскими СМИ в числе 100 самых богатых граждан страны.
Аваков под финал выборов-2010 сделал ставку на Тимошенко, но прогорел вместе с ней. «На орехи» ему досталось еще от Ющенко. Впрочем, экс-губернатору хватило ресурсов выдавить из БЮТ другую харьковскую «шишку», бизнесмена Фельдмана, заняв его место в руководстве областной парторганизации и, надо понимать, обеспечив оппозиционной политсиле возмещение финансовых потерь, вызванных уходом далеко не последнего ее спонсора. Впрочем, сейчас Аваков увлеченно работает за границей, ведь на условной родине его очень ждут. Так сильно, что аж Интерпол просят помочь побыстрее дождаться…
Фабрика новшеств
Харьков за последние годы стал неким полигоном по отработке технологий управления в различных сферах жизни. Полученные результаты могут затем успешно внедряться по всей Украине. Например, нынешние руководители региона горды тем, что стали пионерами в ликвидации советских ЖЭКов и создании на их базе единого коммунального предприятия «Жилкомсервис». Сторонники муниципальной власти уверены, что это привело к повышению ответственности работников системы и, соответственно, услуг ЖКХ. Противники не видят изменений и подозревают, что вся соль идеи – концентрация денежных потоков за оплату жилищно-коммунальных услуг в руках городской власти, а точнее создание возможностей для распила нового источника поступлений нужными людьми.
Другой пример – обращение с оппозиционными телеканалами. Киеву такое пока может только сниться (чиновникам в сладком, а журналистам – в кошмарном сне), а в Харькове неугодные телеканалы запретила санстанция. Ну, и еще какие-то органы под вызывающе абсурдными предлогами. Неугодные властям выпуски новостей столь любимых чиновниками бабушек больше не будоражат – как реально оппозиционное, так и просто честное телевидение ушло в Интернет. А как надобно себя вести с молодежью, активной аудиторией сети, городские чиновники показали пару лет назад при прорубке дороги через лесопарковую зону. Избиения протестующих непонятной охранной фирмой, прикованные к веткам люди и падающие деревья – дикие кадры облетели даже мировые выпуски новостей. И что? Да ничего. Все «схавали». Такая покорность и инфантильность не может не возбуждать любую власть на все новые подвиги. Такие, как очередное повышение тарифов на квартплату, выделение статьи «вывоз мусора» в отдельную коммунальную услугу и создание для этого еще одного муниципального монополиста, выступления чиновников в прессе с резонансными заявлениями о государственных праздниках и прочее.
Первостоличность
Быть может, именно поэтому Тимошенко отправили в этот город. Здесь все просто и понятно, и все возможно. Тут у Тимошенко много сторонников – город немаленький, всякого народу хватает. Любой партии будет чем поживиться. Но при всем видимом разнообразии единого стержня нет. Нынешний Харьков, сколько бы не ностальгировала часть его жителей о советском статусе первой столицы УССР, на уровень столицы – эталон первенства – тянет разве что в воспаленных авантюрной мыслью восстановления авторитаризма умах чиновников. Незавидное реноме.
Город «харьковских соглашений», руководимый звездами YouTube, безлик и пассивен в своей массе. Его жителям мало что на самом деле интересно, кроме насущных вопросов зарабатывания денег и их спускания в модных клубах, пивных ресторанах, боулингах и бутиках мегамаркетов. Харьков готов с восторгом показывать гостям Евро-2012 тюрьму, где сидит Тимошенко, точно так же, как и место массового захоронения польских военнопленных 1940 г., даже не понимая при этом позорности такой ситуации, точнее, собственного места в ней.
Хотя, впрочем, чем действующая столица краше? Как минимум, в Харькове дело на экс-начальника за незаконное отчуждение земли все-таки завели, тогда как в Киеве за аналогичные обвинения Леонид Черновецкий все еще расхаживает в должности мэра и радует избравшую его территориальную общину появлением на работе раз в полгода. И ведь тоже терпят. Быть может, дело тогда и не в названиях городов?
- Информация о материале
Страница 1601 из 2102
