Главная
Родина оптом и в розницу
Ни для кого не секрет, что выборы всегда были штукой весьма затратной. Не является тайной и то, что от кампании к кампании расходы на реализацию мечты о депутатстве возрастали. Еще в 1994-м взыскующий мандат мог обойтись символической суммой, при условии, что он был признанным златоустом и узнаваемой личностью. К началу двухтысячных финансово несостоятельных харизматиков почти извели как класс. Отнюдь недешевым удовольствием всегда являлось и обеспечение победного марша отряда партийцев-списочников. Знающий человек, прошедший не одну кампанию, вспоминал, что первая «пропорционалка» в 1998-м обошлась его политической силе примерно в 2 млн. долл. Четыре года спустя предвыборный бюджет «Нашей Украины» возрос примерно до 13 млн. в той же валюте. А уже в 2006-м, в условиях стопроцентной «пропорционалки», затраты на структуру, претендующую на победу, раздувались порою до более чем 100 млн. Через год ставки еще возросли. Компетентные лица рассказывали, что успех БЮТ (30,71%) на внеочередных выборах-2007 стоил спонсорам блока без малого 300 млн. долл. И даже такая расточительность не позволила команде Тимошенко прийти к финишу первой.
Сегодня ряд экспертов берется утверждать: участие в парламентских состязаниях предполагает более скромные бюджеты. В качестве причин называют безжалостный кризис и возросшую опытность ключевых участников. Всевозможных ловчил от PR-бизнеса, готовых задорого продать простакам раскрашенный воздух, не стало меньше. Просто к их маркетинговым уловкам и ушлые партбоссы, и матерые одиночки якобы относятся с куда большим недоверием. Есть и еще одна причина, которая, возможно, собьет цены на предвыборном рынке товаров и услуг. Отечественные олигархи к нынешней парламентской гонке относятся с некоторой прохладцей. Примечательная подробность: никто из первейших богатеев не возжелал освятить кампанию личным присутствием. Сие не означает, что они не будут вкладывать деньги в кандидатов и списки. Но многие из них уже не желают ими сорить. Это может быть связано и с изменением отношения к парламенту как к центру реального политического влияния. И с желанием сберечь силы и средства для кампании президентской, плановой или внеочередной (это уж как получится).
Впрочем, есть и те, кто уверяет, что нынешние выборы в Раду окажутся самыми дорогими в истории. По оценкам опытных экспертов, полновесная кампания мажоритарщика обойдется по меньшей мере в 1 млн. 300 тыс. — 1 млн. 500 тыс. долл. (Заранее приносим свои извинения за то, что мы вынуждены постоянно прибегать к условным единицам. Что поделаешь — политические счетоводы при составлении смет привязываются именно к этой валюте.) Безусловно, можно выкинуть на кампанию и поболе, если того требует ситуация и подобное транжирство позволяют средства. Разумеется, существуют исключения. Скажем, Тягнибок во Львове или Близнюк в Донецке наверняка способны обойтись и меньшей суммой. Но эти исключения лишь цементируют твердость существующих правил. Те, для кого целью является победа, а не участие, обречены оперировать шестизначными суммами. Ибо некоторые обязательные статьи расходов требуют значительных денежных вливаний. В первую очередь это касается так называемой защиты результата. Но об этом чуть позже. Пока лишь отметим, что солидные игроки на последний день откладывают не менее полумиллиона долларов. Если, конечно, они не хотят, чтобы этот день стал черным.
Бюджет серьезной политсилы потянет минимум на 70 млн. в североамериканских дензнаках. Но эта цифра — стоимость собственно кампании. Пресловутая защита результата — отдельная статья расходов. Источники, представляющие штабы влиятельных структур, говорят, что для надежной охраны электорального урожая потребуется до 35 млн. Те же источники прогнозируют, что реальные расходы ведущих партий будут колебаться в диапазоне 100—300 млн. долл. Точная калькуляция пока не представляется возможной.
Составить даже условный перечень необходимого для победы и привести хотя бы примерные тарифы на всевозможные услуги непросто.
Особенно если речь идет о мажоритарщике. На уровень затрат соискателя влияет целый набор условий. От уровня узнаваемости до — местный он или «десантник». Давно «окучивает» данный округ или только приступил к освоению территории. Имеет ли доступ к админресурсу. Противник действующего режима или поборник. Приятельствует с местным начальством или, наоборот, в контрах. Необычайно много зависит от количества и качества друзей и врагов претендента в самых разных сферах (соответственно, он способен либо рассчитывать на многочисленные скидки, уступки и поблажки, либо его ожидают стена постоянных отказов и ливень неоправданных переплат). Потенциальный успех предприятия связан и с тем, есть ли у кандидата бизнес, каковы его масштабы (может ли он позволить себе излишества или нет) и какова специфика (допустим, характер предпринимательской деятельности дарует возможность существенно сэкономить, скажем, на бензине, автотранспорте, аренде или массовках). Важное преимущество — обладание средством массовой информации, особенно телеканалом. Скажем, в таком занятном месте, как Одесса, каждый уважающий себя гражданин имеет собственную вещательную компанию. И может не только сэкономить на «джинсе», но и заработать. Многое зависит от специфики региона, от уровня достатка тамошнего электората, характера проблем и особенностей запросов населения. Затраты на сельский округ в депрессивной местности не сопоставимы со столичными. В Крыму стоимость одного и того же набора предвыборных услуг, скажем, в Ялте и в Раздольном, будет отличаться в разы.
Стоит ли говорить, что реальные траты участников забега не находят точного отражения в официальной отчетности, предусмотренной законодательством. Значительная часть средств, используемых субъектами избирательного процесса, имеет теневую природу и в тени обращается. К тому, что декларированное и реальное отличаются весьма существенно, в стране давно все привыкли. Информация о том, что Янукович-младший не имеет собственного авто, могла бы стать объектом повышенного внимания некоторых органов, но стала лишь поводом для новых политических анекдотов.
Верить в то, что политическая деятельность станет прозрачнее в обозримом будущем, не приходится.
Избирательная кампания — время весеннего медосбора для самых разных категорий и прослоек. И не только для политической обслуги и околополитических посредников. Но и, например, для собственников СМИ. «Зеркало недели. Украина», публикующее политическую рекламу только с соответствующей «плашкой», к сожалению, одно из немногих исключений. Для приличного количества граждан выборы — редкая возможность быстро и неплохо заработать. Кто-то «поднимает» десятки тысяч евро и остается недоволен полученным, кто-то искренно радуется приличному прибытку, измеряемому сотнями гривен. Оборотистые собственники телеканалов, рекламных агентств, типографий, автопредприятий, частных охранных агентств et cetera начинают охоту за барышами. Учителя и врачи охотно соглашаются на ставшую не только привычной, но и прибыльной работу в избиркомах. Пенсионеры с удовольствием идут в агитаторы, студенты с радостью исполняют роль массовки на митингах и встречах кандидатов с избирателями. Крепко сложенных бездельников рекрутируют в охранники. Не поддающаяся счету масса народу с легкостью обменивает свои драгоценные голоса на засаленные купюры. Один из авторитетов в области предвыборного ремесла утверждал, что так называемый желудочный электорат не превышает 13—15%. Другой знаток в принципе согласился с подобной цифрой, но оговорился: тех, кто берет денежку, но голосует по собственному разумению, намного больше. Системы теневого контроля за волеизъявлением становятся все изощреннее, но все равно отследить, насколько «благодарными» оказались «простимулированные» избиратели на больших участках, непросто.
Подкуп граждан мастера этого цеха деликатно именуют «экономическим голосованием». Формы «работы» с источником власти (сиречь народом) используются самые разные. Не обязательно просто бездумно раздавать гражданам банкноты. Допустим, вам для победы требуется 40 000 голосов. Вы оформляете 40 000 избирателей своими агитаторами. И платите каждому гривен по 200. (Если, разумеется, вы являетесь счастливым обладателем лишнего миллиона долларов.) Способы отследить их выбор существуют. Кто-то считает подобную сделку не слишком дорогим средством достижения требуемого результата. Тем более что реальный агитатор хочет зарабатывать хотя бы по 50 долл. в месяц. За день жития в палатке обещают по 50 грн. Хотя платят не всегда. Некоторым должны по 20 грн. за 12-часовой день еще с прошлых выборов…
В ходе каждой кампании в обращение вбрасывается внушительная сумма наличных средств, не учтенная государственным бюджетом. Экономисты не раз обращали внимание: в течение нескольких месяцев после выборов покупательная способность населения возрастает. Это искусственное краткосрочное явление — следствие щедрой кэшевой инъекции и готовности граждан с легкостью расстаться с шальными деньгами. «Дурні гроші», как известно, счастья не приносят. Но способны принести временное удовольствие. Кто-то давно мечтал поменять бэушный мобильник на новый, кто-то — дорогую машину на роскошную.
Особая категория граждан — люди, причастные к финансовым потокам, направляемым на нужды кампании. Эти лица любят и умеют осваивать предвыборные бюджеты. И с удовольствием тратят освоенное.
Знатоки утверждают, что опытные политики и технологи сразу закладывают «процент на воровство». Обеспечить прозрачность расходования средств и установить точные масштабы краж весьма затруднительно.
Кстати, о воровстве. В начале 2005-го один мой знакомый, работавший в отделе продаж престижного автосалона, жаловался, что близкая его сердцу оранжевая революция может оставить его без работы. За все время той кампании его фирма не продала ни одной машины. Более того за пару месяцев к ним, по его словам, наведался один-единственный посетитель. Сын Виктора Федоровича. Тот самый, который так до сих пор и не обзавелся собственным транспортным средством, бедолага…
Я тогда утешал своего знакомца, мол, потерпи немного. И после инаугурации как поперло — его салон не успевал считать средства.
Окончания выборов разного рода коммерсанты всегда ждут с нетерпением. Почти неизбежным следствием сиюминутного покупательского бума является повышение цен. Однако наличка быстро иссякает, а однажды поднятые цены, как правило, уже не падают. Кроме того, потребительский ажиотаж почти всегда способствует повышению импорта. Так что избирательный чес является относительным благом для некоторого количества граждан и очевидным злом для отечественной экономики в целом. Но это тема отдельного разговора.
Клептомания сопричастных — не единственная причина, по которой невозможно точно рассчитать предвыборный бюджет. Мы попытаемся, пускай и весьма приблизительно, определить масштаб трат, обрисовать их характер и немного порассуждать о последствиях. Тактических и стратегических.
Внушительная часть общества рассматривает выборы не как ответственное событие в жизни страны, она видит в них, прежде всего, эффективный способ заработка. Возвращение к мажоритарной составляющей подобные настроения только усиливает. Знаю немало людей, которые искренне готовы поддержать (и наверняка поддержат) оппозицию, но в мажоритарном округе с легкостью проголосуют за ставленника власти. В качестве благодарности за покрашенный подъезд, отремонтированную детскую площадку, подведенный газ. «Все воруют, а этот хоть делится». «Проголосуем за него, он и в следующий раз что-нибудь сделает. А где гарантия, что сделает другой?» Люди не верят в то, что выборы способны что-то радикально изменить. И убеждены: «они» имеют нас каждый день, значит, не грех поиметь «их» хотя бы раз в несколько лет. Соглашаться с этим или осуждать подобный подход — личное дело каждого. Но рассчитывать построить полноценное государство в стране, где существуют подобные настроения, — зряшная затея. Об этом стоит задуматься тем избирателям и тем политикам, которым небезразлично будущее Украины.
Впрочем, задумывающихся депутатов в будущей Раде, по всему видать, будет негусто. Отечественная политика стала еще более циничной и меркантильной. Время странствующих рыцарей миновало окончательно. Новый парламент не ждет бунтарей, идеалистов или анахоретов. В нем будут востребованы преимущественно циничные властолюбцы и угодливые «лепорелло». Публичная борьба идей и характеров почти полностью вытеснена закулисной схваткой денег и технологий. Цельные личности с твердыми убеждениями, четкими взглядами, незамаранной репутацией, люди, имеющие свою точку зрения и умеющие ее отстаивать, способны очутиться в здании под куполом разве что по случайности. На гарантированную победу у них попросту не хватит денег. Поелику порядочность и богатство в этой стране проходят по разным ведомостям.
Можно ли обойтись без больших денег? Повторим еще раз — увы, нет. Для победы, по большому счету, требуется три вещи — имидж (заработанный или нарисованный), правильно построенная информационная кампания и средства для защиты результата. Последнее заберет примерно треть вашего предвыборного бюджета.
Чтобы иметь возможность «дорисовать» результат, сохранить добытое или хотя бы минимизировать масштаб воровства голосов, поданных за вас, вы должны опираться на своих представителей в избиркомах. И этих представителей должно быть, по возможности, побольше. Некоторые мажоритарщики уверены, что для относительной защиты заработанного достаточно иметь трех членов участковой комиссии, причем хотя бы один, должен входить в число руководителей, к коим отнесены председатель избиркома, его заместители и секретарь. Отдельные оптимисты утверждают, что можно обойтись силами и двоих полпредов в окружкоме, если один из них занимает пост главы комиссии. И если у вас есть надежный человек в руководстве окружной комиссии. Для подстраховки надобно также иметь на каждом из участков как минимум двоих наблюдателей, которые, к сожалению для кандидатствующих, также редко соглашаются работать исключительно ради идеи. Им придется платить от 50 до 300 долл. — в зависимости от размера участка и сложности региона.
Когда речь идет о партийных списках, то, по словам знающих прагматичных граждан, залогом успеха является контроль по меньшей мере над половиной состава комиссий. Их численность, согласно закону, варьируется. Для малых участков — 10—18 человек, для средних — 14—20, для больших — 18—24. По мнению экспертов, восемь человек на зарплате в каждой из комиссий — это тот минимум, на который должна ориентироваться любая политическая сила, рассчитывающая на попадание в Верховную Раду. При этом в Донбассе, по замечаниям сведущих граждан, партия власти намеревается взять под контроль до 100% в каждой комиссии. И, скорее всего, возьмет. Там никто не рискнет спорить с неизбежным. Себе дороже. В других регионах Востока и в Крыму режимом поставлена задача обеспечить присутствие 2/3 «своих» в каждой комиссии. Ветераны кампаний утверждают, что бывали случаи, когда члены комиссий «сидят на зарплате» сразу у двух противоборствующих политических сил. Однако такие случаи, надо полагать, скорее редкость, чем правило. «Кто от кого» вычисляется сразу, и реальный расклад сил в каждой комиссии всем ключевым политическим силам известен заранее. При этом формальная принадлежность члена избиркома часто роли не играет.
Правда, следует отметить, что многие политические силы предпочитают не сорить деньгами в тех регионах, которые не считают базовыми. Так, например, власть едва ли будет слишком уж тратиться на щедрое содержание членов избиркомов в Галичине, а объединенная оппозиция — в Крыму. Кстати, в АРК (по сведениям наших информантов) на прошлых выборах «хозяева жизни» оплачивали труд своих «комиссаров» примерно по такой шкале: 500 долл. — председатель участковой комиссии, 400 — заместитель, 300 — секретарь, 100—200 — член комиссии. Оппозиция платила главе избиркома те же 500, но… в гривнях. Рядовой член мог рассчитывать на 300 грн. Причем задержки выплат не были редкостью.
Пока тарифы на оплату услуг членов комиссий штабами не спущены. Эксперты на этих выборах прогнозируют следующие расценки: 550 долл. составлять «партийное» жалованье председателя комиссии, 450—500 — заместителя председателя комиссии, 450 — секретаря, 400 — члена комиссии. И это не считая причитающегося по закону. Официальная заработная плата членов комиссии (в зависимости от количества избирателей) варьируется от 870 до 880 грн., секретаря — от 880 до 900, заместителя председателя — от 900 до 940, председателя — от 930 до 980 грн. Напомним, что в Украине 33540 избирательных участков. Возьмите калькулятор и оцените масштабы затрат на эффективную защиту результата.
Бюджетное финансирование мы выносим за скобки. Члены избиркомов будут работать не только за оговоренные законом зарплаты. А в разбираемые нами предвыборные сметы мы не включаем те бюджетные средства, которые «кинули» на свои округа и регионы те, кто имеет доступ к власти.
Задача членов избиркомов, «мотивированных» партиями и кандидатами не только в том, чтобы правильно подсчитать «свои» голоса или воспрепятствовать неправильному подсчету коллег, представляющих противоборствующий лагерь. В отдельных случаях от «комиссаров» могут требовать «дорисовки» голосов. Эта операция финансируется за счет так называемого «бюджета на закупку голосов». Подобное касается тех партий и кандидатов, которые могут балансировать на грани прохождения, и может происходить на тех участках, где партия (кандидат) опирается на большинство в комиссии.
Большинство в избиркоме необходимо и по другим причинам. Во-первых, требуется запас прочности — кого-то могут перекупить оппоненты. Во-вторых, чем больше «своих», тем выше шанс, что именно «твой» попадет в группу, этапирующую в окружную комиссию протокол комиссии участковой. Ведь одна из самых распространенных методик фальсификации — это подмена участковых протоколов по дороге в тервыборчком. При соблюдении двух условий. Регион должен быть базовым, а глава окружной комиссии должен быть твоим человеком. А как же наблюдатели, параллельный подсчет голосов, копии протоколов — спросите вы? Особенности законодательства и политические реалии сводят риск пересчета к минимуму.
Прогнозная «теневая» зарплата председателя окружкома — до 2000 долларов. Если регион небогатый, а к таким отнесены западные области и некоторые другие, в частности, Кировоградская, Херсонская, Черниговская, то — поменьше. В этих регионах, кстати, члены комиссий до их формирования часто работают агитаторами. В областях побогаче (например, Киев, Крым, Донбасс) бывшие агитаторы в день выборов переквалифицируются в наблюдателей с зарплатой 50—100 дол. В любом случае, глава окружкома, ангажированный влиятельной партией или солидным кандидатом, получает ощутимую прибавку к официальной зарплате, которая, согласно закону, колеблется от 1350 до 1580 гривен. Напоминаем, что округов — 225.
Бывали случаи, когда членам комиссии их жалованье задерживали или платили меньше. Наученные горьким опытом некоторые «комиссары» пару последних кампаний требовали, чтобы, скажем последнюю неделю им оплачивали по двойному тарифу. Особо нахальные (или бесстрашные) вымогали полновесный месячный оклад за последнюю ночь. А то, глядишь, рука дрогнет и пачки спутает.
Средства из своеобразного фонда защиты результатов расходуются и для других нужд. Скажем, мажоритарщики (зачастую владеющие адресной базой своих потенциальных избирателей, до этого финансово мотивированных) время от времени сверяют явку избирателей со «своими» членами комиссий. Когда обнаруживается, что к определенному времени довольно много неблагодарных носителей голосов так и не явились на участок исполнить свой гражданский долг, дюжие наблюдатели садятся в авто и отправляются по домам ленивых граждан. Подобные акции также требуют денег, хотя и сравнительно небольших.
Траты мажоритарщиков, связанных договорными отношениями с властью, явно превысят 1,3—1,5 млн. долл. и, скорее всего, достигнут 2,5—3 млн. долл. Это связано с необходимостью тратиться на предвыборные нужды самой партии власти в округе и мобилизацией в ее интересах пассивного электората. Отдельные одномандатники взяли на себя обязательство увеличить бюджет до 5,7 и даже 10 млн. долл. Речь идет, прежде всего, о столичных округах.
Еще одна весьма затратная статья — так называемый бюджет менеджмента, обычно забирающий 20—25% расходов. Речь идет о зарплатах членов штабов и команд, аренде, автомобилях, технике, средствах связи. Вилка в размерах жалованья — огромная. Самые высокооплачиваемые — руководители мажоритарных кампаний, которым порою выплачивают от 5 до 10 тыс. долл. Но на этой статье расходов часто экономят. Сэкономленные средства нередко направляют на «социальные проекты» — ремонты, концерты, раздачу пайков. Часть средств банально разворовывается, причем этим, кажется, грешат абсолютно все.
Внушительные средства идут на информационную кампанию. Обладание собственным СМИ дает существенную экономию. Некоторые мажоритарщики предпочитают не связываться с газетами, особенно, районными, которые держат цены на уровне областных, но не могут похвалиться большими тиражами. Порою проще и дешевле создать на время выборов свою. Примерная смета, скажем, для Львова: 4-полосное издание, напечатанное 100 000 тиражом — потянет (вместе с реализацией) 25—28 тыс. грн. Если у вас развернута полевая структура, можете обеспечить сбыт своими силами. Если нет — есть отзывчивая «Укрпочта». В зависимости от региона, тиража, формата, объема и характера материала стоимость рекламы в газете может колебаться от тысяч гривен до десятков тысяч долларов. Для оптовых клиентов — гибкая система скидок. Наиболее благоразумные выкупали газетную площадь заранее.
Расценки на наружную рекламу — от 200 до 700 долл. в месяц за один борд (смотря где и кто договаривается). Некоторых политиков и партии в некоторых регионах не пустят на билборды ни за какие деньги. К середине сентября цена может подскочить вдвое. В последнюю неделю — раз в пять.
Особая статья — телевидение и радио. Собственники каналов, даже местных, становятся крайне уважаемыми людьми. Телеролик, скажем, на харьковских каналах обойдется в 40—45 грн. за секунду. Хочешь попасть в новости — готовь от 10 до 17 тыс. грн. При этом на некоторые каналы вход представителям оппозиции заказан. В Луцке изготовление видеоролика потянет минимум 2000 грн., размещение от 15 грн. за секунду, разовый синхрон — от 1000 грн. В Киеве за секунду прокрутки ролика могут потребовать от 600 до 2000 грн. В Крыму участие в ток-шоу обойдется от 1000 до 10 тыс. грн. Везде существует практика так называемых «пакетов», когда у кандидата есть возможность попасть и в новости, и в утренний эфир, и на ток-шоу. Везде существует практика проплат налом сверх официальной цены. Юрист любого канала, в случае необходимости, всегда может найти правовое обоснование для отказа
Размещение на центральных каналах зависит от того, как вы договоритесь с собственниками. С некоторых даже могут не взять денег. А могут провести платеж официально, а потом вернуть всю сумму. За это власть может, например, рассчитаться в будущем должностями — такие случаи уже имели место.
С математикой покончено. Перейдем к лирике. Зададимся риторическими вопросами. Как так вышло, что сегодня приличные люди в списках — прикрытие для обоза «спонсоров»? Хотя еще совсем недавно, многие силы, наоборот, использовали спонсоров для продвижения приличных людей. Как получилось, что многие бездумно разменивают будущее своих детей на возможность купить стиральную машину? И нечего пенять на политику. Миллионы рядовых граждан — членов комиссий, журналистов, избирателей, продающих голоса, охотно играют в теневую игру. В которой выигрывают мелочь и проигрывают будущее.
- Информация о материале
"Ритуальщики" на грани, или Изнанка похоронного дела
Городские власти, упорно занимаясь монополизацией рынка ритуальных услуг, обрекают не участвующих в коррупционных схемах предпринимателей на безработицу, а население на огромные дополнительные расходы. В профильном министерстве, МОЗ и МВД, о таком положении вещей давно хорошо осведомлены, но решать проблему не спешат.
Указание руководству Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ выработать действенные пути для решения проблем ритуальной отрасли еще 31.12.11 на заседании Совета предпринимателей при Кабмине дал премьер-министр Николай Азаров. Но, как водится, в подобном протокольном поручении сроки, в которые министерство должно дать необходимый результат (обеспечить частным компаниям доступ к рынку ритуальных услуг на условиях равноправия и обеспечить доступ граждан к получению бесплатных услуг моргов и бесплатной перевозке тел их умерших родственников,— ред.), указаны не были. Можно ли в такой ситуации считать первого заместителя Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Александра Алипова (назначен ответственным за выработку действенных путей,— ред.) не справившимся с поставленными задачами, судить читателю…
Очередное рабочее совещание относительно проблемных вопросов в ритуальной сфере в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ при участии представителей Минздрава, МВД и профильной ассоциации похоронщиков прошло в минувшую среду. Результативная часть — представители МВД и Минздрава пообещали г-ну Алипову когда-нибудь все-таки разработать и утвердить своими приказами инструкции, запрещающие медикам и милиционерам «сливать» информацию о фактах смерти на дому работающим под крышей местных властей частным похоронным структурам.
Но в Международной ассоциации профессионалов похоронного дела (МАППД) объясняют, что дальше обещаний дело уже более полугода как не идет. Согласно протоколу №1 от 18.02.2012 первого рабочего совещания по данному вопросу и МОЗ и МВД обязаны были утвердить такие приказы еще до конца марта 2012г. Чтобы эффективно решить все проблемы отрасли этих приказов, конечно, не достаточно — давно назрела необходимость внесения изменений в Закон «О похоронах и похоронном деле», приказ министерства № 193 и пр. Именно вольная трактовка таких документов позволяет руководимым жаждой наживы чиновникам на местах придумывать для субъектов хозяйствования новые поборы и создавать на рынке ритуальных услуг монополии, за которые в конечном итоге приходится расплачиваться рядовым гражданам.
Но, как удалось в придачу выяснить автору этих строк, МВД еще и фактически отказалось от предложения возложить на себя ответственность за бесплатную перевозку всех умерших вне медучреждений граждан в морги (согласно приказу Минрегионстрой и ЖКХ № 193, не является ритуальной услугой, — ред.). Ничего вразумительного на совещании в минувшую среду на счет перспектив обеспечения бесплатности предоставления населению базовых услуг моргов не смоги сказать и представители МОЗ. А это означает, что предприимчивые дельцы на местах смогут продолжать повсеместно драть с родственников усопших три шкуры за то, что априори считается на бумаге бесплатным, а честная конкуренция на данном рынке останется мечтой для идиотов.
Далее рассмотрим, как сегодня в Украине работают коррупционные схемы в ритуальном бизнесе?
Когда кто-то умирает, его родственникам, как правило, нужно решить ряд задач: подготовить тело к захоронению, провести это захоронение (в землю или кремировать), а также установить на месте где покоится прах памятный знак. Казалось бы, в чем сложность, если в каждом населенном пункте есть морги, кладбища, предоставляющие ритуальные услуги городские коммунальные предприятия (КП) и масса занимающихся проведением похорон и изготовлением и установкой надгробий фирм? Но все не так просто…
Патологоанатом, как и хирург, тоже хочет кушать
Если человек скончался в больнице, то его тело доставят в морг, конечно, бесплатно. А вот за подготовку тела к захоронению, родственникам наверняка придется раскошелиться. И не важно, что сохранение трупа в холодильной камере морга до 3-х суток, его вскрытие, туалет после завершения вскрытия, одевание и укладывание в гроб перед выдачей родственникам, согласно приказам Минздрава, является служебными обязанностями персонала патологоанатомических отделений больниц (т.е. должно проводиться бесплатно). За сохранение трупа и его обработку на месте родственникам усопших в среднем сегодня приходится выкладывать от 500 до 1,5 тыс. грн. в зависимости от наглости персонала патологоанатомических отделений и платежеспособности клиента.
Ну, это ладно. И для живых медицина у нас бесплатна только на бумаге. Такие мелкие злоупотребления, плюс то, что практически везде городские власти сознательно не утверждают для своих медучреждений тарифы на законно платные услуги моргов (сохранение трупа более 3-х суток, услуги парикмахера, косметолога, бальзамировщика,— ред.), т.е. наличка рассовывается по карманам — всего лишь невинная забава местных властей. Когда тело умершего уже в морге, его родственники хотя бы имеют шанс, если повезет, выбрать недорогую и добросовестную контору, которая займется организаций похорон и пр...
Охота на покойника. Наводчики и загонщики
Гораздо накладнее проводить человека в мир тем, чьи родные опочили на дому (по статистике около 60% всех смертей). Тут уж беспринципные «дельцы от ритуалки», которых еще часто в профессиональной среде называют «черными ангелами», и сдерут с клиента три шкуры.
Дело в том, что изначально констатировать смерть на дом приезжают сотрудники МВД и врачи неотложек. Если налицо следы насильственной смерти или есть такое подозрение, труп заставят (совместный приказ Минздрава МВД и прокуратуры № _от _.11.2011 усилил такую норму) везти на вскрытие. Тут и кроется начало дополнительных расходов, ведь лишь в некоторых населенных пунктах перевозка на деле осуществляется за счет бюджета силами спецрот МВД. Если для медиков и сотрудников МВД будет очевидна естественная причина смерти усопшего — тело все равно зачастую нужно везти в морг на сохранение. Тут уж в любом случае, и милиционеры и медики популярно объяснят родственникам, что остается только вызывать определенную «хорошую частную контору, которая за приемлемую сумму сделает все качественно и быстро».
Почему представители этой самой фирмы после отъезда медиков и милиции моментально звонят потерявшим родного человека людям или стучаться в их дверь (иногда сразу приезжают предложить свои услуги несколько «предпринимателей») догадаться не сложно. Адреса умерших и телефоны их родственников моментально сливаются «правильным фирмам», зачастую сразу и милицией и врачами. И плевать, что данная информация является конфиденциальной, ведь откат за состоявшийся заказ обеспечит хорошую добавку к жалованию — от 300-400 грн в провинции и до 1,5 -2 тыс. грн. в столице.
Эти суммы ловкие предприниматели, конечно же включают в общий прайс, по которому родственникам умерших обязательно навяжут перевозку трупа к месту сохранения, которая обойдется им в среднем от 500 до 1, 5 тыс. грн., и массу операций для подготовки тела ко вложению во гроб (зачастую совершенно ненужные манипуляции, — ред.), цена за что уже колеблется в пределах от 800 до 4 тыс. грн. Причем, как показывает практика, только в лучшем случае постмортальные услуги будут оказываться (конечно, неофициально, — ред.) в морге, а в худшем — вообще где-нибудь в неприспособленном для таких целей помещении с нарушением всех санитарных норм.
Заметьте, оказание вышеперечисленных услуг нельзя интерпретировать иначе, как незаконной предпринимательской деятельностью. Ведь деньги с людей берут за то, что должно предоставляться каждому гражданину бесплатно. И прокуратура и ОБЭП завалены подобными заявлениями и жалобами от легальных игроков рынка и граждан, которым объяснили, как их обобрали. Но фирмачам, которые имеют тесные контакты с коммунальными ритуальными службами (чащи всего их руководством или при их участии такие фирмы и создаются) и городскими управлениями милиции, все это сходит с рук.
Кроме того, эти же фирмы, как правило, еще и сразу же заключают с родственниками усопших договора на проведение самих похорон и покупку у них всей необходимой атрибутики (гроб, венки, крест и пр.). Это все им на месте удается делать без особых проблем. Ведь они объясняют, что только их фирма ногой открывают дверь коммунальной ритуальной службы, а значит проволочек с выделением места для захоронения, заездом на кладбище, и проведения всех остальных необходимых мероприятий гарантировано не будет.
Самое интересное, что тут предприимчивые дельцы вовсе не лукавят. Согласно похоронному законодательству городские ритуальные КП наделены функциями контроля за частными участниками рынка и подписания с ними договоров. Значит, эти предприятия легко могут создать привилегированные условия для одних СПД, невыносимые — для других, а третьим вообще отказать в подписании договоров и доступе на погосты. Все это лишь дело техники.
В результате население и лишается возможности свободного выбора более приемлемых по цене и качеству ритуальных услуг, а «блатные» предприниматели получают сверхприбыли, которыми делятся с представителями местной власти.
"Золотые" памятники
Принцип дискриминации СПД в данной сфере особенно четко прослеживается на примере производителей монументов. Для 90% участников этого рынка местные власти время от времени делают доступ на погосты не возможным. Способ первый — городские власти разрабатывают и утверждают такие правила работы на кладбищах, по которым доступ туда имеют только те СПД, которые подпишут с ритуальной службой определенные договора (кстати, это противоречит Закону «О похоронах и похоронном деле», но никого не останавливает, — ред.). Дать возможность подписать договора, по которым, как правило, СПД будут еще и обязаны оплачивать каждый въезд на кладбище взносами на поддержание благоустройства в размере от 150 до 300 грн. (за установку монумента на двойное место захоронения, — ред.) можно, понятное дело, не всем. Дополнительные расходы ложатся на плечи заказчиков, но кого это останавливает?
Другой способ — на ворота кладбища просто ставят охрану, которая, ссылаясь на некие внутренние приказы руководства городского ритуального КП, требует от предпринимателей, привезших для установки готовое надгробие, предоставлять десятки каких-то трудно и долго добываемых справок. При этом «свои» конторы, изготавливающие надгробия, не только в любое время беспрепятственно въезжают на кладбище, но и зачастую еще и открывают свои столы заказов непосредственно на территории самих погостов (абсолютно не законно, но, как показывает практика, почему-то не наказуемо, — ред.) или у самих кладбищенских ворот (для обычных предпринимателей недоступно, — ред.).
Получается, у заказчика опять же выбора нет. А так как «блатные» фирмы по согласованию с городской ритуальной службой, еще и зачастую представляются ее агентами, сверхприбыли организаторам такой схемы гарантированы.
Последний уровень монополии
Конечно, городские власти не смущает, что коммунальные ритуальные службы при подобных раскладах терпят огромные убытки. Автору этих строк известно немало историй, когда в некоторых городах (например, в Киеве,— ред.) частные конторы время от времени допускают даже к заработку на такой рентабельной услуге как копка могилы. Видимо, городским властям иногда кажется хлопотным выводить себе деньги на карманные расходы со счетов КП, и они начинают предпочитать брать их, не заморачиваясь, в виде оплаты лоббистских услуг прямо от своих карманных частных предпринимателей.
Там где городские ритуальные службы, долго балансируя на грани банкротства, фактически уже не могут вести свою уставную деятельность, городская власть проводит конкурсы, победители которых уже официально допускаются ко всем работам на погостах, и даже к перевозке трупов. Так недавно поступили в Кривом Роге, еще ранее нечто подобное проделали в Николаеве. На очереди, пожалуй, Киев, где городская власть, допуская скрытое делегирования полномочий ритуальной службы («Спецкомбинат ПКБО»,— ред.) определенным частникам, уже года 3-4, держит это предприятие на грани банкротства.
Не трудно догадаться, что частным фирмам, которые официально получают монопольный доступ к заработку фактически на всем спектре ритуальных услуг, городские власти, как это показывает пример Кривого Рога, еще и выделяют из бюджета деньги на благоустройство кладбищ и перевозку тел умерших на дому. Причем делают это гораздо охотнее, чем ранее финансировали по этим же статьям спецроты МВД и свои коммунальные ритуальные службы.
Без проведения в столице митинга протеста с гробами лед не тронется?
Нужно отметить, что в ответ на многочисленные обращения предпринимателей, общественных организаций и граждан по фактам многочисленных злоупотреблений на рынке ритуальных услуг АМКУ и прокуратура проводят массу проверок и расследований. Если все не ограничивается только отписками, в лучшем случае эти органы находят в действиях местных властей лишь мелкие нарушения. За них в основном штрафуют городские ритуальные службы, или рекомендуют горсоветам изменить пару строчек в тексте их решений, касающихся регулирования рынка ритуальных услуг.
Все эта имитация деятельности естественно ничего не меняет. Населению за ритуальные услуги в отсутствии реальной конкуренции на данном рынке все так же приходится платить в три дорога, а десятки предпринимателей, члены их семей и наемные работники остаются без средств к нормальному существованию. Дошло до того, что не участвующие в коррупционных схемах СПД из провинций просят главу своей профильной ассоциацию заняться подготовкой и проведением в Киеве всеукраинской акцию протеста.
Вероятно, ритуальщики из ряда регионов Украины привезут в столицу свои главные атрибуты осенью (возможно, и это правильно, прямо накануне выборов в парламент,— ред.). В сентябре МАППД запланировала провести в Киеве всеукраинскую конференцию по вопросам проблематики ритуального бизнеса, где будет обсуждаться и вопрос проведения подобной акции.
По словам Вице-президента МАППД Татьяны Годовской, Кривой Рог — лишь одна из горячих точек, в которой местные власти уже окончательно достали предпринимателей своими коррупционными схемами. «Вообще сообщения о беспределе на рынке ритуальных услуг поступают к нам со всей Украины: больше с юго-востока, меньше с запада, где население, включая чиновников, более религиозно»,— говорит г-жа Годовская. Причем, по ее словам, от бездействия центральных властей в вопросе устранения проблем отрасли в равной мере страдают и независимые предприниматели и обычные граждане, для которых уже несколько лет кряду навязывается теневой сектор ритуальных услуг, достигающий 200-250% от их реальной стоимости. Большая проблема граждан, конечно, еще в том, что они очень плохо знают свои права, считает г-жа Годовская. Но, конечно, воспользоваться этими правами, даже их зная, на местах людям все равно было бы крайне сложно.
А чтобы исправить ситуацию в данной сфере руководству страны и сделать то надо не так много. Достаточно лишь при участии СПД и их профильных объединений отредактировать/обновить Закон «О похоронах и похоронном деле», и уточняющие его приказы МОЗ и МВД. В результате местные власти перестанут заниматься вольной трактовкой нормативных актов, и поймут, что перевозка тел умерших и базовые услуги моргов однозначно предоставляются населению бесплатно (за счет местных бюджетов), а коммунальные ритуальные службы не имеют никаких преференций перед их конкурентами частниками.
В целом именно это обещал сделать г-н премьер-министр Украины участникам рынка в конце минувшего года. Вот только номинально подконтрольные ему министерства в выполнении такого обещание ему не сильно помогают.
- Информация о материале
Бизнес прячется в облаках
Под влиянием трендов "мобильность" и "безопасность" обработка и хранения персональной и коммерческой информации сегодня все активнее переносится в "облака". Рынок "облачных технологий" относительно новый, но компании спешат занять места в первых рядах. Они убеждены, что за виртуализацией - будущее. В борьбу за место "под облаками" вступили как мировые гиганты - Google, Microsoft, Apple, Amazon, так и меньшие фирмы, предлагая свои услуги физлицам и корпорациям. Рынку есть куда расти, ведь 90% компаний еще не пользуются этой технологией.
Что могут "облака"
"Облачные" технологии позволяют не покупать дорогие серверы, программное обеспечение и удерживать штат IT-специалистов, а просто купить процессорное время, дисковое пространство и сетевую пропускную способность и сосредоточить ресурсы на основных бизнес-процессах. Компании не нужно дополнительное оборудование и ПО, чтобы пройти пиковые нагрузки. Их она может получить от провайдера "облачного" сервиса в рамках своего тарифа или сверхурочно - в зависимости от приобретенного пакета услуг. Много компаний предлагают клиентам пакеты лицензионных программ для работы в "облаке". Это дешевле и безопаснее, особенно на случай, если фирму захочет проверить милиция на предмет пиратского ПО. Документооборот тоже можно вывести в "облако", но не все провайдеры предоставляют, например, возможность работы по 1C. Также пользователь получает доступ к своей информации независимо от географического расположения и девайсу, который при этом использует. Подойдут и ноутбук, и планшет, и смартфон, и, конечно, стационарный компьютер.
Появляются и фантастические продукты: видеонаблюдение и обработка отснятых материалов "в облаке". Такой вариант более всего подходит для торговых сетей и госорганов. Премьеру Николаю Азарову следовало бы поинтересоваться им прежде чем тратить миллиард гривен на оснащение веб-камерами избирательных участков. Кроме того, много компаний предлагают клиентам избрать оптимальную модель. Публичные "облака" - это предоставление услуги разным компаниям как сервис. Частные "облака" - это закрытые "облака", которые строят большие компании, чтобы исключить доступ извне. Гибридные "облака" - это объединения физических серверов компании и "облачных" мощностей.
Подавляющее большинство компаний, которые используют "облачные" технологии, - это большие корпорации. Малый и средний бизнес только начинает обращать на них внимание. Однако в будущем потенциал роста этого рынка за ними, поскольку отпадает потребность вкладывать значительные средства в IT-инфраструктуру и безопасность своей информации. "Облачными" технологиями могут пользоваться и частные лица, например, для хранения фотографий, видео, музыки и документов. А вот украинские органы власти лишены такой возможности, поскольку выносить государственную информацию в зарубежные дата-центры запрещено законом. Это могут делать госпредприятия. Пока что много потенциальных пользователей не готовы отдавать свою информацию на хранение посторонним организациям.
С одной стороны, технология относительно новая и еще не зарекомендовала себя как абсолютно безопасная. С другой - бизнес не всегда готов самостоятельно защитить свою информацию от киберугроз и физического посягательства конкурентов, правоохранителей или стихийных бедствий. Однако утечка информации возможна и из центров обработки данных, где расположены "облака", хотя самым уязвимым местом является маршрут данных на пути от компании до дата-центра.
"Если компания обеспечивает возможность работы по мобильным устройствам, это ставит под угрозу всю систему ІT-безопасности. Эти устройства становятся дополнительным каналом утечки информации. Возникает крайняя необходимость развертывания в них дополнительных сервисов, которые обеспечивают криптозащиту, дополнительную аутентификацию, удаленный контроль устройств и жесткий аудит доступа к информации", - считает заместитель директора департамента инфраструктурных решений компании "Инком" Алексей Валовский.
Защитятли корпорации
В Украине, кроме конфиденциальности данных, компании, которые предоставляют "облачные" услуги, обещают своим клиентам и защиту от правоохранительных органов. При отключенном диктофоне топ-менеджер представительства одной из корпораций, которая предоставляет такие услуги, сознается, что "облако" может быть не только дешевым и эффективным сервисом, но и альтернативным хранилищем данных от "маски-шоу".
"Клиент не может быть анонимным, поскольку он должен платить за сервис", - комментируют в "Майкрософт Украина" условия пользования одного из своих сервисов. Здесь говорят, что компания является лишь провайдером и не имеет никаких прав на информацию клиентов, которая хранится и обрабатывается с помощью этих сервисов. "Предоставление услуг одного из наших сервисов происходит от лица Microsoft Ireland Operations Limited - MIOL, с которой составляются соглашения, то есть все обращения должны поступать в MIOL. В случае обращения органов MIOL пошлет запрос клиенту, и он должен самостоятельно решить, как ему действовать", - объяснили в корпорации.
В конфиденциальности данных уверяют и в Google, которая тоже предоставляет аналогичные услуги. В частности, в комментарии ЭП компания подчеркивает, что она не раскрывает личную информацию пользователей компаниям, организациям и частным лицам, не связанным с Google, без персонального согласия пользователя. Центры обработки данных компаний, которые предоставляют в Украине услуги "облачных" технологий, находятся за пределами страны, а потому не подпадают под украинскую юрисдикцию.
"Экономическая правда" поинтересовалась в Google и "Майкрософт Украина", при каких условиях Генпрокуратура, Служба безопасности или Министерство внутренних дел могут получить информацию украинцев, которая хранится в хранилищах.
В Google ответили, что при получении официальных запросов от иностранных правоохранительных органов компания Google Inc. предоставляет запрашиваемую информацию согласно Договору о взаимной правовой помощи. Сведения о количестве обращений правоохранительных органов разных стран с требованием предоставить информацию о пользователях сервисов Google компания публикует на сайте.
"Если Microsoft обязана ответить на законное требование - например, есть решения суда о предоставлении информации, которая принадлежит клиенту - уполномоченному органу, необходимо сделать международный запрос. В этом случае Microsoft ограничит предоставления информации лишь теми данными, которые требуются", - прокомментировали в компании. Там уверяют, что компания сообщает клиенту о любых своих действиях до их совершения.
Прокуратура узнает из-за границы
С подобными вопросами ЭП обратилась к Генпрокуратуры и СБУ. Относительно полномочий из получения сведений в Генпрокуратуре сообщили следующее. "Согласно действующим международным договорам Украины о взаимной правовой помощи, Генпрокуратура уполномочена требовать и на практике запрашивает и получает сведения о пользователе и другой связанной с ним информации от компетентных учреждений иностранных государств, а не от компаний, которые предоставляют услуги хранилищ информации". То есть компетентные органы других государств после запроса ГПУ обращаются в компанию с просьбой предоставить данные об определенных пользователях.
ГПУ добавляет, что такая информация может спрашиваться органом досудебного следствия через Генпрокуратуру лишь в рамках расследования уголовного дела. Правда, возбудить уголовное дело против кого-нибудь в Украине - не проблема. Генпрокуратура подчеркивает, что у нее есть опыт отправки компетентным органам иностранных государств запросов о предоставлении информации и получение соответствующих данных.
СБУ помогает Интерпол
В СБУ изданию сообщили, что не владеют информацией относительно направления ее подразделениями обращений с целью получения данных о пользователе хранилищ информации, которые находятся на серверах на территории других стран. Ведомство подчеркнуло, что оно может подавать запросы в соответствующий орган другой страны через Генпрокуратуру в рамках уголовного дела при наличии санкции суда. Также СБУ может проверять любые действия, определенные как преступления, используя каналы и возможности украинского представительства Интерпола.
Можно сделать вывод, что получать определенную информацию о пользователях "облачных" сервисов украинским правоохранителям не так просто, как ворваться в офис компании и конфисковать ее серверы, но возможно.
Пользователям же следует внимательно читать условия лицензионного использования продуктов IT-компаний, прежде чем инсталлировать на свой компьютер определенную программу или стать клиентом виртуального сервиса. Не следует забывать и простую, но эффективную рекомендацию специалистов по инвестициям: храните яйца в разных корзинах.
- Информация о материале
Новое старое будущее. Чем политики пытаются соблазнить избирателей
Даже беглый анализ предвыборных программ фаворитов парламентской гонки показывает – ничего нового для решения даже старых проблем никто не придумал. Украина продолжит топтаться на месте, а имитация бурной деятельности будет возведена в ранг национальной идеи, пишет на Фокус.ua журналист, политический эксперт Евгений Магда.
Трудно не согласиться со спикером Верховной Рады Владимиром Литвином, утверждающим, что на украинских выборах «ставка больше, чем жизнь». Сам он, кстати, отправился на малую родину бороться за голоса земляков, бросив Народную партию.
Политические силы, демонстрирующие решимость преодолеть 5-процентный барьер, так и не нашли достойных аргументов, чтобы порадовать своих сторонников. Избирателей фавориты парламентского марафона будут кормить старыми обещаниями, от которых у мало-мальски интересующегося политикой гражданина уже давно изжога. Партия регионов по-прежнему обещает экономическую стабильность в стране, где предпринимательская инициатива надежно упакована в смирительную рубашку фискального внимания. ВО «Батькивщина» (объединенная оппозиция) не только гарантирует освобождение политических заключенных, но и такое резкое повышение уровня жизни, что дух захватывает. Боюсь, не вынесут резкого увеличения прожиточного минимума тонкие натуры маленьких украинцев.
Жаль, что креативщики «УДАРа» не предложили Виталию Кличко потратить выделенные на избирательную кампанию средства на его клонирование. Популярность «ударной» силы и известность самого популярного украинского боксера – понятия взаимосвязанные. Как известно, добро должно быть с кулаками, но в данном случае они остаются незадействованными. Да и сам состав предвыборного списка «УДАРа» вызывает большие сомнения в способности этой политической силы осуществить управленческую революцию.
Трогательные совпадения можно отыскать в предвыборных обещаниях политических антагонистов – коммунистов и партии «Свобода». Обе политические силы выступают за возвращение стратегических отраслей промышленности и земельных недр в государственную собственность. Вот и не верь после этого в общность идеологии радикальных националистов и осколков Советского Союза.
Наверное, самой оригинальной в плане предвыборных обещаний будет «Украина – вперед», предварительно анонсировавшая зарплату в 1000 евро и пенсию в 500. Политическая сила Натальи Королевской самые фантастические идеи будет сопровождать словом «новая», которое, подобному яркому маркеру, позволит заиграть ему новыми красками.
Уже сегодня с уверенностью можно сказать, что участников парламентской гонки объединяет популизм и нежелание покидать устоявшуюся матрицу. На политической арене малозаметны силы, способные поставить на выборах стратегическую цель изменения страны, а не тактическую – прихода к власти и получения доступа к ресурсной базе. Украина не оказалась в блестящей изоляции – она для этого слишком интегрирована в мировое хозяйство. Она просто подтверждает, что остается страной упущенных шансов, что для ее месторасположения и потенциала – непозволительная роскошь.
- Информация о материале
У Верховной Рады появились новые спонсоры
На днях ведущие политсилы страны вскрыли свои предвыборные списки. Благодаря этому стало известно, что ряды Верховной Рады поредеют сразу на два миллиардера. Так, «регионалу» Ринату Ахметову стала ненужной депутатская неприкосновенность, а Константину Жеваго уже ни к чему связывать себя с опальным БЮТ.
Но им на смену уже готовы прийти новые лица. Проведя мониторинг первой сотни кандидатов от провластной партии и оппозиции, «Комментарии» составили списки новых бизнесменов. Новые – те, кто пополнит ряды Партии Регионов и Объединенной оппозиции в новом созыве, хотя и имели опыт депутатской работы в других созывах парламента. Но и в других политических структурах.
Однако, новый мониторинг позволил сделать вывод, что «регионалов»-новичков объединяет идея сохранения и укрепления собственных бизнес-империй. А кандидатам от оппозиции, вероятно, терять уже ничего, поэтому они живут идеей реванша.
Партия регионов. Cтарая гвардия
Андрей Клюев, №4. Глава Совета национальной безопасности и обороны. Основатель корпорации «Укрподшипник», включающей в себя предприятия энергетического сектора Украины.
Александр Ефремов, №5. Глава фракции. Основные интересы сосредоточены на предприятиях угольной сферы, к флагманам которой относится Краснолучский машиностроительный завод.
Борис Колесников, №8. Глава Министерства инфраструктуры. Основатель корпорации «Конти», в состав которой входят ряд украинских кондитерских предприятий. Имеет влияние на строительную отрасль и сферу авиаперевозок.
Анатолий Близнюк, №15. Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хазяйства. После продажи краматорского завода «Энергомашспецсталь», выпускающего уникальное оборудование для атомной энергетики, сосредоточился на инвестициях в энергетический сектор.
Анатолий Близнюк продолжит коммунальную реформу в здании Рады
Юрий Иванющенко, №24. Народный депутат Украины. На пару со своим партнером Иваном Аврамовым курирует группу «Донбассхолдинг», в состав которой входят предприятия, специализирующиеся на добыче, транспортировке, обогащении угля, а также машзаводы и торговые площадки.
Евгений Геллер, №29. Народный депутат Украины. Контролирует корпорацию «Укрсплав», являющуюся одним из крупнейших в Украине переработчиков цветных металлов. В ее состав входят Константиновский завод железобетонных конструкцій, «Цинк», «ДонМашАстра» и «Градиент».
Владимир Вечерко, №31. Народный депутат Украины. Структуры, близкие к Вечерко арендовали шахту «Восточная».
Сергей Кий, №33. Народный депутат Украины. Сооснователь холдинга «АРС», владеющего рядом пакетов акций коксохимических предприятий Украины, а также специализирующегося на трейдерских операциях с углем.
Василий Хмельницкий, №37. Народный депутат Украины. Основатель «Киевской инвестиционной группы», имеющей интересы в секторе недвижимости и строительства.
Андрей Веревский, №46. Народный депутат Украины. Основатель группы Kernel Holding, владеющей группой предприятий пищевого сектора.
Евгений Сигал, №48. Народный депутат Украины. Совладелец комплекс «Агромарс», деятельность которого охватывает все этапы производства от выращивания зерновых культур, изготовления комбикормов и выращивания птицы, до переработки мяса и его реализации.
Евгений Сигал был среди первых «тушек» уходящего созыва ВР
Антон Пригодский, №53. Народный депутат Украины. Является одним из идеологов создания корпорации «Межрегиональный промышленный союз», в состав которой входит целый ряд предприятий железнодорожного транспорта.
Партия регионов. Новая волна
Сергей Тигипко, №3. Вице-премьер-министр. Основатель группы ТАС, в состав которой входит несколько страховых компаний, а также предприятия машиностроительного сектора.
Владимир Бойко, №7. Совладелец ММК им. Ильича, который входит в пятерку крупнейших металлургических предприятий Украины.
Нестор Шуфрич, №16. Заместитель главы секретаря Совета национальной безопасности и обороны. Основные активы сосредоточены в сфере добычи нефти и газа.
Нестор Шуфрич добавит парламентским боям изюминки
Тариэл Васадзе, №36. Народный депутат Украины. Основатель корпорации «Укравто», в состав которой входит ряд заводов по производству автомобилей.
Владимир Продивус, №56. Основатель крупной строительной компании «Мостобуд».
Объединенная оппозиция. Старая гвардия
Андрей Сенченко, №48. Народный депутат Украины. Крымский бизнесмен, интересы которого сосредоточены в медийной отрасли.
Теневой «министр финансов» Андрей Сенченко уходит в медиа-бизнес
Александр Дубовой, №64. Народный депутат Украины. Основатель группы предприятий, среди которых «Энергостройсбыт», «Полисервис», «Одесская джутовая фабрика», «Украинская инвестиционная группа». В 2008-2010 гг. был больше известен в роли куратора финансовых потоков госкомпании «Энергоатом».
Руслан Богдан, №73. Народный депутат Украины. Основные интересы сосредоточены в нефтегазовом бизнесе. Столпом империи являлась компания «Промгаз Украины», которая ранее занималась торговлей голубым топливом.
Виталий Данилов, №57. Народный депутат Украины. Имел интересы в нефтегазом и аграрном секторах, но за последние годы потерял контроль над основными предприятиями в обоих сферах, среди которых был и свиноводческий комплекс «Слобожанский агрокомбинат».
Объединенная оппозиция. Новая волна
Николай Мартыненко, №17. Народный депутат Украины. Формально не является бизнесменом, но в течение 2008-2010 гг. его предпринимательской нишей являлся ГП «Энергоатом», финансовые потоки которого он контролировал через топ-менеджмент. С недавних пор представителей Мартыненко в атомной корпорации уже нет.
Арсен Аваков, №24. Основатель харьковской бизнес-группы «Инвестор», которая за последние пару лет утратила контроль над своими ключевыми активами, в числе которых Теплоэлектроцентраль №3 и банк «Базис».
Игорь Лиски, №83. Позиционируется как самостоятельный бизнесмен, имеющий интересы в угольной отрасли Украины.
Игорь Лиски хочет альтернативного взгляда на угольную отрасль
Андрей Иванчук, №41. Формально не имеет интересов в бизнесе. Но, по данным «Комментариев», Иванчук является правой рукой Арсения Яценюка, который доверяет ему корпоративное управление стратегическим предприятиями. Одни из подобных фактов был зафиксирован несколько лет назад, когда Иванчук в бытность Яценюка-главы Верховной Рады занял должность в госкорпорации «Укринтерэнерго».
Александр Давтян, №97. Основатель группы «Давтян и Ко», в состав которой в разное время входили гостиница «Харьков», Инвестиционная группа «ДАД», ТРК «Симон» и т.д.
Людмила Денисова, №38. Крымская предпринимательница, интересы которой охватывают целый ряд отраслей – медиа, строительство и др.
- Информация о материале
Урановое дело
Несколько недель назад Служба безопасности Украины распространила информацию об осуждении в Ужгороде жителя Закарпатья, который помогал продать на территории Словакии полкилограмма урана. Торговля радиоактивными материалами — дело очень серьезное, но в сообщении СБУ не освещен ряд существенных моментов. Во-первых, осужденный попал под амнистию и был освобожден от уголовной ответственности; во-вторых, ядерный материал, который он пытался продать, практически безопасный; а в-третьих, само соглашение по продаже урана оказалось инспирированным словацкими спецслужбами.
Главные события этого трансграничного дела происходили на территории Венгрии, а ее завершающий аккорд — в Словакии. Поэтому криминальное расследование проводили словацкие правоохранительные органы и рассматривали районный, а затем — окружной (то есть апелляционный) суды словацкого города Банска Быстрица. Факт продажи урана состоялся еще в ноябре 2007 г., при этом его происхождение осталось неизвестным. В материалах уголовного дела и суда об этом сказано так: «Подсудимые договорились продать ядерный материал таким образом, что неустановленные лица обеспечили бы его из неизвестного источника». Поскольку во время продажи действительно был изъят порошок урана, можно предположить, что его раздобыли на какой-то атомной электростанции в Венгрии или Словакии (в этих странах действуют, соответственно, одна и две АЭС, построенные еще в социалистические времена).
Главными торговцами урана, представшими перед словацким судом, были 51-летний житель закарпатского города Берегово и его знакомый — 53-летний житель венгерской Ниредьгазы. В деле есть и другие фигуранты. Но одного из них — посредника — арестовали в Чехии за другое преступление, поэтому он выбыл из финальной стадии «радиоактивной игры». А второй стал в деле охраняемым свидетелем (по следствию он проходит как Рафаэль). Очевидно, именно с подачи Рафаэля и закрутилась вся эта история. По материалам суда, раньше он занимался продажей красной ртути (выдуманное вещество, на котором какое-то время успешно спекулировали разные аферисты от коммерции). А раздобыв каким-то образом порошок урана, стал активно искать покупателей и на него. Скоро потенциальный продавец радиоактивного вещества попал в поле зрения словацких спецслужб и согласился сотрудничать с ними. Вся дальнейшая операция по продаже урана проводилась под бдительным контролем правоохранителей. Рафаэль нашел нескольких простаков (двух граждан Украины и одного — Венгрии), которые, прельстившись легким заработком и не имея никакого представления о происхождении урана, согласились пойти на преступление. Затем в суде защита неоднократно подчеркивала, что подсудимые, с их родом занятий и общим развитием, никогда самостоятельно не придумали бы и не воплотили бы схему по продаже радиоактивного материала.
Самого урана, который хранился в двух специальных контейнерах, у торговцев изъяли 481,4 грамма. За него хотели выручить огромные деньги — 1 млн. 300 тыс. долл. При этом покупателя, роль которого выполнял словацкий полицейский, убеждали, что смогут достать и больше такого товара. А для убедительности и экспертизы дали фото и два грамма серого порошка. Как установили словацкие эксперты, вещество оказалось природным ураном с показателями активности 235U 2.105 Bq и 238U 5.109 Bq (о его характеристике «на нормальном языке» — немного ниже).
Поскольку уран находился в венгерском городке Кишварда, а покупатель настаивал, что приобретет его только на территории Словакии, венгр с украинцем должны были отвезти контейнеры к пограничному переходу «Лацасеке — Прибеник» и перевезти на словацкую сторону. Где и были задержаны словацкой полицией. Еще один украинец остался в Кишварде и поддерживал с соучастниками телефонную связь. Сразу после их задержания он успел сбежать в Украину. Вот так схематично и выглядит фабула преступления.
Районный суд Банской Быстрицы признал задержанных виновными в покушении на незаконное производство или хранение ядерных радиоактивных материалов и осудил до 30 месяцев заключения каждого. Окружной (апелляционный) суд рассматривал дело в июле 2009 г. Как сказано в приговоре, экспертиза установила, что изъятый материал является природным ураном, который имеет признаки отработанной урановой руды. Обычно она продается по 300 долл. за килограмм (то есть стоимость изъятого вещества — меньше 150 долл.). Полкилограмма этого порошка можно использовать разве что для производства так называемой малой грязной бомбы, которая является носителем только социально-экономического риска. И потому, по выводу суда, назначенное судом первой инстанции наказание является слишком суровым.
Еще одним обстоятельством, повлиявшим на смягчение наказания, стал тот факт, что дело по продаже урана было по сути спровоцировано словацкими спецслужбами. Оба подсудимых уверяли: вся преступная деятельность, за которую их привлекли к уголовной ответственности, спланирована и воплощена в жизнь правоохранительными органами Словакии. Полицейский агент совместно с Рафаэлем своими активными действиями создали условия для совершения преступления и убедили их пойти на него. Украинец утверждал, что если бы не настояние покупателя и посредника, он вообще бы не пересекал словацко-венгерскую границу.
Судебная коллегия приняла эти показания во внимание. Как указано в приговоре, окружной суд в целом считает правильной оценку того факта, что соглашением по продаже урана на территории Словакии руководил полицейский агент, поэтому нет сомнения, что именно его активное участие вызвало совершение преступления. Поскольку деятельность полицейского была определяющей (без нее, вероятно, вообще не дошло бы до совершения преступления), суд квалифицировал назначенное первым судом наказание как весьма суровое. Тем более что изъятый ядерный материал был по сути безопасным — отработанным порошком из ядерных реакторов.
Наконец, обоим подсудимым наказание уменьшили до 20 месяцев лишения свободы. Поскольку на момент суда они уже отсидели этот срок, то сразу же после того как приговор вступил в законную силу, были освобождены из-под стражи.
Что же касается третьего фигуранта уранового дела, 36-летнего жителя Ужгородского района, который сразу же после задержания соучастников сумел убежать домой, то материалы относительно него выделили в отдельное производство и передали правоохранительным органам Закарпатья.
— Подозреваемого объявили в розыск и вскоре задержали, — рассказал ZN.UA начальник отдела поддержки государственного обвинения в судах прокуратуры Закарпатской области Александр Олаг. — Против него возбудили уголовное дело по ч. 5 ст. 27 (пособничество в преступлении), ч. 2
ст. 15 (покушение на преступление) и ч. 1 ст. 265 Уголовного кодекса (незаконное обращение с радиоактивными материалами). Следствие проводило управление СБУ в Закарпатской области, длилось оно меньше месяца, а в марте нынешнего года дело попало в Ужгородский горрайонный суд. Подсудимый полностью признал вину, искренне раскаялся, поэтому попал под амнистию. В связи с чем был освобожден судом от уголовной ответственности…
Вот и все «урановое дело». Которое в очередной раз доказывает, что часто за громкими разработками и операциями спецслужб ничего серьезного не стоит.
- Информация о материале
Страница 1480 из 2102
